Строим БАМ
Музыка: З. Бинкин Слова: В. Петров
|
БАМ
Музыка: О.Фельцман Слова: Р.Рождественский
|
1924 |
Совет труда и обороны СССР утвердил перспективный план развития железных
дорог страны. На картосхеме впервые появились контуры будущей магистрали
через Сибирь к Тихоокеанскому побережью.
|
1930 |
В ЦК ВКП и Совет Народных Комиссаров СССР, дальневосточным
краевыми организациями направлены предложения о проектировании и строительстве
второй магистральной железно-дорожной линии с выходом к Тихому океану. В
этом документе будущая железная дорога впервые названа Байкало-Амурская
Магистраль (Б.А.М.) |
1932 |
Наркомат Путей сообщения СССР начал изыскания будущей трассы.
В городе Свободном создано управление строительства. От Карымской до Ворошилово-Уссурийского
возводятся вторые пути. От маленького разъезда вблизи Сковородино на север
ушла рокада к районному центру -- посёлку Тындинский. Название разъездика
писалось заглавными буквами Б.А.М. |
1933 |
Определено общее направление трассы БАМ от Тайшета до Тихого
океана. Опорными пунктами её намечены Тайшет - Пандусские пороги на Ангаре
- северная оконечность Байкала - посёлок Тында - Ургал - Комсомольск-на-Амуре
- Советская Гавань. На станции БАМ уложены первые метры рельсов в северном
направлении в сторону поселка Тындинский. |
1934 |
При институте "Союзтранспроект" организована Центральная экспедиция
наземной и воздушной съёмки. Её возглавил старый большевик Вольдемар Карлович
Иванс, главным инженером назначен видный железнодорожник Иван Георгиевич
Белов. Экспедиция приобрела гидросамолёт для инженерных изысканий. |
1937 |
ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о строительстве БАМа
от Тайшета до Советской Гавани. Общая протяжённость трассы более 4000 км.
Создана организация БАМтранспроект (в 1939 году переименована в БАМпроект),
которая объединила усилия изыскателей и проектировщиков. Широко развернулись
работы не только по основной трассе, БАМа, но и по линиям, соединяющим её
с Транссибирской магистралью. К 20-й годовщине Великого Октября открыто
движение поездов на участке БАМ-Тындинская. |
1938 |
Начальником БАМ проекта назначен Фёдор Алексеевич Гвоздевский.
Перед коллективом поставлена задача -- продолжать изыскания и проектирование
магистрали, обосновать наиболее выгодного направление трассы. В кратчайшие
сроки составлены проекты линий: "Комсомольск - Советская Гавань, Тайшет
- Братск - Лена. 1938 Вторая соединительная линия Волочаевка ѕ Комсомольск-на-Амуре
сдана в эксплуатацию накануне праздника Великого Октября. |
1940 |
Открыто движение поездов на участке Известковая - Ургал. |
1941 |
С началом Великой Отечественной войны строительство БАМа и подходов к магистрали
было прекращено. 1941 На базе БАМпроекта организовано военно-полевое строительство
#13 во главе с Ф.А.Гвоздевским. Оборонительные сооружения, построенные им
на рубеже Валдай - Кабожа, получил высокую оценку.
|
1942 |
Принято решение демонтировать верхнее строение пути участков
железной дороги Бам - Тындинская и Известковая - Ургал. Рельсы переданы
на строительство Волжской железной дороги. Государственный Комитет Обороны
назначил Ф.А.Гвоздевского начальником строительства железнодорожной линии
Сталинград -- Саратов протяжённостью 350 километров. Направление трасы по
реке Иловля, принятое по предложению Гвоздевского, позволило снизить объёмы
работ и открыть движение поездов на южном участке Иловля -- Петров Вал (длиной
133 км) за четыре месяца, а на северном участке Петров Вал -- Саратов (длиной
217 км) -- за пять месяцев. Демонтированное верхнее строение пути соединительного
участка БАМ -- Тындинская ушло на строительство этой рокадной дороги. По
ней осуществлялся подвоз резервов осаждённому Сталинграду. Изыскания, проектирование
и строительство линии заняли всего 100 суток, хотя по решению Ставки Верховного
Главнокомандования Красной Армии на её строительство отводилось 250 дней.
|
1943 |
Начались изыскания трассы Комсомольск-на-Амуре - Советская
Гавань. Через два года на этом участке уже было открыто движение поездов.
|
1944 |
Установлено генеральное направление магистрали и составлен
её сводный проект от Тайшета до Советской Гавани |
1945 |
Открыто движение поездов на участке Комсомольск-на-Амуре
-- Советская Гавань. |
1946 |
Возобновились работы на строительстве главного железнодорожного
пути БАМа по техническим условиям, разработанным к 1938 году. На западном
участке линия Тайшет ѕ Усть-Кут включена в план первоочередного строительства
первой послевоенной пятилетки; на Восточном велась реконструкция линии Известковая
ѕ Ургал. |
1950-59 |
Открыто движение На участке Тайшет - Лена.Обеспечен надёжный
транспортный выход в обширный бассейн Лены, что явилось важным фактором,
стимулирующим интенсивное освоение природных ресурсов района (энергетически,
лесных, железорудных и др.). Действует дорога Известковая -- Ургал. От Комсомольска-на-Амуре
на запад отсыпаны насыпи, рассечены скалы, в хребте Дуссе-Алин сделан тоннель.
От Селихино легли рельсы к мысу Лазарева, чтобы закончить путь на Сахалине.
Строительство магистрали от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре свёрнуто
в связи с переориентацией на новое железнодорожное строительство в районах
первоочередного хозяйственного освоения на востоке страны. Построенный участок
БАМа и соединительная линия Известковая -- Ургал использовались как лесовозная
дорога. К началу 60-х годов в эксплуатацию сдано более 1150 км главного
железнодорожного пути БАМа. |
1960-69 |
1962 Институт земной коры Сибирского отделения АН СССР начал планомерные
сейсмологические исследования по трассе БАМа, на которой зафиксирована
значительная сейсмическая активность. Так, непосредственно в зоне БАМа
произошли землетрясения -- Северобайкальское (9 баллов), Муяканское, Усть-Муйское
(7-8 баллов), Кодарское (8 баллов), Олёкминское и Нюкжинское (по 9 баллов),
Тас-Юряхское (9-10). 27 июня 1957 года в районе северных отрогов хребта
Удокан произошло Муйское землетрясение силой (10-11 баллов), при котором
на земной поверхности организовалась система трещин и разломов общей протяжённостью
около 300 км; здесь же были сдвинуты русла рек, возникли новые озёра,
местами обрушились горные склоны. Это землетрясение является наиболее
значительным на территории СССР и вошло в каталог мировых сейсмических
событий последнего времени.
1965 Завершена электрификация железнодорожной линии Тайшет --
Лена (Усть-Кут).
1967 Начались изыскательские и проектные работы на трассе БАМа
от Лены (Усть-Кут) до Комсомольска-на-Амуре. В связи с изменившимися нормативами
строительства и технической вооружённостью железнодорожного транспорта,
направлениями и объёмами грузообмена, обусловленного бурным развитием
производительных сил Сибири и Дальнего Востока, а также расширением внешнеторговых
связей Советского Союза со странами Тихоокеанского бассейна признано целесообразным
уточнить первоначальный проект строительства Байкало-Амурской магистрали.
К этой работе были привлечены многие проектно-изыскательские и специализированные
институты Министерства транспортного строительства СССР. Генеральной проектной
организацией определён Мосгипротранс.
|
1970 |
Подписано генеральное соглашение с Японией о строительстве
в Советском Союзе глубоководного морского Восточного порта в бухте "Врангеля"
- "морских ворот" БАМа. Японская сторона предоставила СССР кредит. |
1972 |
14 сентября. Коллектив ГОРЕМ-28 управления БАМстройпуть уложил
первое звено от нулевого километра на линии БАМ -- Тында -- Беркакит. Это
строительное подразделение было сформировано 26 июня 1941 года по решению
Наркомата обороны. Перед ним стояла задача: возводить заграждения на подступах
к Москве, прокладывать "Дорогу жизни" по Ладоге к Ленинграду, восстанавливать
от бомбёжек противника железную дорогу к сражающемуся Сталинграду. Трест
"Дальморгидстрой" приступил к сооружению Восточного Порта |
1973 |
27 декабря. К лесному причалу Восточного Порта стало под погрузку
первое судно -- теплоход "Шадринск". |
1974
|
апрель |
Первый молодёжный отряд имени XVII съезда ВЛКСМ отправился
на строительство магистрали. 3 мая первые отряды строителей прибыли на БАМ.
Строительство началось одновременно во многих точках магистрали. |
июнь |
Заключено генеральное соглашение о поставках из СССР в Японию
южно-якутских углей. Участие японской стороны выразилось в предоставлении
банковского кредита на закупку машин и оборудования, в том числе для строительства
железной дороги БАМ - Тынндинская - Беркакит. Погашение кредита будет производиться
поставками южно-якутского угля. |
июль |
ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О строительстве
Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" Второй путь к океану должен
отвечать самым современным технико-экономическим требованиям. Правительство
наметило завершить строительство в течении 10 лет. |
август |
На ст.Ургал прибыли первые подразделения железнодорожных войск.
Им предстоит строить восточный участок БАМа - от Тындинской до Комсомолска-на-Амуре.
В сентябре по берегу Амура уложены рельсы первого километра восточного участка
БАМа. |
1975
|
февраль |
Широко развернулась шефская помощь в строительстве объектов
Байкало-Амурской магистрали. Коллективы многих предприятий, научно-исследовательских
институтов и проектных организаций страны решили помочь и сооружению на
трассе БАМ городов и посёлков. Силами шефов из разных республик намечено
построить 45 посёлков, станций и городов. |
май |
На пять месяцев раньше установленного срока началось рабочее
движение поездов на линии Бам-Тында. С её пуском строители получили возможность
широкого разворота работ сразу в трёх направлениях: на запад, восток и север. |
сентябрь |
Президиум Академии наук СССР организовал Научный Совет по
проблемам БАМ, целью целью которого является координация всех научных исследованиями,
связанных со строительством магистрали и освоением прилегающих к ней территорий.
Уже в сентябре состоялась первая Всесоюзная научно-практическая конференция
по проблемам хозяйственного освоения зоны БАМ. |
ноябрь |
Мощный взрыв оповестил о начале строительства ветки Тында
- Беркакит: начался начался штурм Станового хребта, через который пройдёт
тоннель. Коллектив тоннельщиков сформирован из метростроевцев Москвы, Ленинграда,
строителей Усть-Илимской ГЭС. |
декабрь |
Подведены итоги. На трассе возведено 28 жилых посёлков, уложенно
178 километров главных железнодорожних путей, построено свыше тысячи километров
притрассовых автомобильных дорог и 70 мостов. Досрочно открыто движение
по линиям Бам - Тында, Усть-Кут - Звёздный и мостовым переходам через реки
Амур и Лену. Главное управление по строительству БАМа переехало в Тынду,
А в Москве осталась оперативная группа. Из Нижнеангарска по зимнику пробился
первый десант к Северо-Муйскому хребту. Два месяца понадобилось первопроходцам,
чтобы достичь района Северо-Муйского тоннеля протяжённостью 15,3 километра. |
1976
|
февраль |
На Нерюнгринском угольном разрезе поднят первый ковш породы.
С этого момента начались разработки коксующихся углей южной Якутии. |
май |
Началась проходка западного портала Байкальского тоннеля протяжённостью
6,7 километра. Для тоннельщиков создаются посёлки. |
август |
Первая скоростная судоходная линия открыта на Байкале. Это
трасса, которую обслуживают суда на подводных крыльях, связала Транссибирскую
магистраль со строящимся на БАМе городом Северобайкальск. |
декабрь |
В Восточном порту пущен контейнерный терминал, первая очерель
которого способна отправлять 75 тысяч контейнеров в год. Вступил в строй
действуйщий угольный причал восточного порта. Производительность первой
очереди - 5.млн. угля в год. В перспективе мощность угольного терминала
вырастит вдвое. |
1977
|
май |
Железная дорога Тында - Беркакит подошла к Нагорному туннелю.
Чтобы не сдерживать развитие магистрали, принято решение построить временный
железнодорожний обход туннеля. В Тайшете ведётся строительство предприятия
по ремонту дорожно-строительной техники БАМа. В Шимановске возводится комплекс
предприятий строительной индустрии. В Кургане начато сооружение завода металлоконструкций
для мостов БАМа. В Нижнеудинске создаются предприятия строительных материалов,
а в Усть-Куте завершается строительство второй очереди деревообрабатывающего
комбината. |
сентябрь |
Произведена сбойка 1240-метрового Нагорного туннеля. В Благовещенске
начала работу вторая Всесоюзная научно-практическая конференция по проблемам
хозяйственного освоения зоны магистрали, на которой обсуждался проект целевой
комплексной программы развития зоны БАМ. |
октябрь |
В Северомуйске возведен аэропорт. Самолеты совершают регулярные
рейсы между Нижненагорском и поселками строителей Северо-Муйского тоннеля.
Сдана в постоянную эксплуатацию с оценкой "хорошо" линия Бам - Тында. Сквозь
байкальский хребет в центре будущего Байкальского тоннеля пробит вертикальный
ствол. Он позволит проходчикам ускорить подземные работы. |
декабрь |
Энергия Зейской ГЭС пришла на Центральный участок БАМа. Сооружена
линия электропередач протяжённость свыше 400 километров. К надёжному и дешёвому
источнику электроэнергии подключены все населённые пункты, расположенные
вдоль линии Бам - Тында. Голубые экраны телевизоров впервые зажглись в посёлках
строителей восточного участка БАМ. В Верхнебуреинском районе сдана в эксплуатацию
мощная ретрансляционная телевизионная сианция. |
1978
|
январь |
Первые кубометры леса отгрузил потребителям новый леспромхоз
"Тындинский". Это второе лесозаготовительное предприятие, всупившее в строй
в зоне "малого" БАМа. |
октябрь |
Линия Тында - Беркакит продлена до Нерюнгри. Последнее звено
рельсов уложено на станции Угольная. По северной трассе прошёл первый эшелон
с Нерюнгринским углём. В Кузбассе, на Кузнецком комбинате имени Ленина началось
горячее опробование комплекса по термической обработке рельсов. С пуском
комплекса в эксплуатацию прокачки ежегодно будут отгружать для БАМа и других
новостроек 750 тысяч длинномерных рельсов, срок службы которых возрастёт
в полтора раза. |
декабрь |
По итогам года, поиском и разведкой полезных ископаемых в
зоне БАМа занято около 20 тыс. рабочих и служащих Министерства геологии
СССР. Строителям БАМ передано 52 месторождения строительных материалов. |
1979
|
январь |
Поставлена под напряжение ЛЭП-220 Усть-Илимск - Байкальский
тоннель протяжённостью 563 километра |
март |
В Тынде состоялась Всесоюзная научно-практическая конференция
"Человек на БАМе" |
май |
Тысячи свай вбиты в правый берег реки Тында: закладывается
крупнейшее в стране локомотивное депо, которое станет основой транспортного
узла Байкало-Амурской железной дороги. Первая Всероссийская художественная
выставка "Мы строим БАМ" открылась в столице Бурятской АССР почти тысяча
художников и скульпторов представили более двух тысяч работ. |
июль |
Почти на 1,5 года раньше срока завершено строительство восточного
участка магистрали. Замкнулось Дальневосточное железнодорожнее кольцо с
выходом в порт Ванино. Соединённая меридианальными линиями с Транссибом,
новая дорога позволяет значительно улучшить транспортную связь с Сахалином,
Камчаткой, Магаданской областью, увеличить маневренность и грузоподъемность
всей железнодорожной сети Дальнего Востока. |
сентябрь |
В Комсомольске-на-Амуре открылась очередная выездная сессия
Научного совета Академии наук по проблемам БАМа. Учёные констатировали,
что магистраль уже значительно усиливает экономические связи между западом
и востоком страны. Она будет оказывать всё возрастающее влияние на развитие
международных экономических связей в Тихоокеанском бассейне. Выездная сессия
обсудила проблемы стыковки авиационных, железнодорожних, автотранспортных
и морских грузовых потоков. |
ноябрь |
Начал действовать конвейер Нерюнгри - Бам - Восточный порт.
В бухту Врангеля железнодоржным составом доставлена первая партия угля,
добытого в разрезах Южной Якутии. |
1980
|
февраль |
На строительство БАМа поступили путеукладочные краны, модернизированные
на Калужском машиностроительном заводе. Производительность агрегата - километр
рельсов со шпалами в час. |
март |
Над ледяным панцирем, сковавшим водохранилише Зейской ГЭС,
взметнулась на высоту двадцатиэтажного дома бетонные опоры будущего железнодорожнего
мостового перехода. На 276-м километре западного участка БАМа произошёл
сход лавины с горы - две недели продолжался снегопад в предгорьях Байкальского
хребта. Поток снега и камней срезал опору ЛЭП, разорвал провода, перегородил
автомобильную дорогу . Принято решение начать строительство противолавинной
дамбы. |
апрель |
На строительстве Байкальского тоннеля состоялось сбойка транспортно-дренажной
штольни. Две встречные штольни сошлись с ювелирной точностью. |
июль |
Началось сооружение важнейшего объекта БАМ - железнодоржного
моста через реку Витим |
декабрь |
Участок Комсомольск-на-Амуре - Постышево принят в постоянную
эксплуатацию. Весь пусковой комплекс сооружён с хорошим качеством. |
1981
|
январь |
Организована Байкало-Амурская железная дорога с управлением
в городе Тынде. В составе БАМ жд организованы Северобайкальское, Ургальское
и Тындинское отделения дороги общей эксплутационной длинной 1600 километров
путей. Первые тяжеловесные составы с углём и лесом прошли по маршруту Ургал
- Постышево - Комсомольск-на-Амуре. Открыто постоянное грузовое движение
поездов по восточному участку БАМа |
сентябрь |
В Улан-Уде работает третья Всесоюзная научно-практическая
конференция по проблемам хозяйственного освоения зоны БАМ. Специалисты приняли
рекомендации по оптимальному размещению предприятий, застройке городов,
созданию продовольственной базы, охране окружающей среды в зоне магистрали.
Закончена установка опор автодорожнего моста через реку Витим, одного и
самых сложных на трассе. Достаточно сказать, что уровень реки во время паводка
поднимается на 17 метров! |
1982
|
февраль |
На восточном участке магистрали воины-железнодорожники преодолели
хребет Турана. Путепрокладчик взял направление к станции Февральск. |
август |
Строители Северо-Муйского тоннеля завершили проходку основного
ствола с восточного портала до вертикальной штольни протяжённостью 3,5 километра. |
сентябрь |
Уралмашзавод поставил Нерюнгринскому угольному разрезу партию
эксаваторов с ковшами ёмкостью 20 кубометров. |
К 1 января 1983 года, на строительстве
БАМ выполнено более 400 млн. куб. м. земляных работ. Построено 3400 притрассовых
автомобильных дороги, 1400 мостов и 1800 водопропускных труб, уложено 2260км
главных железодорожних путей. Вышел на проектную мощность завод крупнопанельного
домостроения в Нерюнгри. Его ежегодная продукция - 85 тыс. кв. м. деталей
и конструкций домов. |
1983
|
март |
Завершена укладка рельсов в обход Северо-Муйского тоннеля.
Первый поезд пришёл на разъезд Окусикан неподалёку от Северомуйска. |
апрель |
Закончились испытания электровоза "ЧС-8", специально предназначенного
для БАМа. Электровоз оснащен самым совершенным оборудованием. |
октябрь |
Началась электрофикация БАМа. Первые опоры контактной сети
установлены уже до Байкальского тоннеля. В Нерюнгинском угольном разрезе
начал работу первый в стране "БелАз" грузоподъемностью 180 тонн. |
декабрь |
По плану освоения природных богатств западного участка зоны
БАМ а Усть-Куте, на левом берегу реки Лена, началось строительство лесных
причалов. К штурму последнего стокилометрового перегона на восточном участка
БАМа приступили воины-железнодорожники. |
1984
|
январь |
Произведена сбойка последнего, самого протяженного мысового
тоннеля. Проходка сквозь прибрежные скалы над Байкалом 5400 м. всех четырёх
мысовых тоннелей завершена, ведутся работы по бетонированию и окончательной
доводке сооружений. В Москву на Ярославский вокзал точно по расписанию прибыл
первый поезд №13, сформированный в Тынде. В эти же дни налажена надежная
телефонная связь Москвы с Тындой. |
апрель |
Железнодорожники завершили укладку главного железнодорожнего
пути на восточном участке магистрали. ЦК КПСС поздравил всех участников
строительства восточного участка БАМ с досрочным завершением укладки главного
пути и открытием сквоздного движения поездов от Тынды до Комсомольска-на-Амуре. |
август |
До стыковки главного железнодорожнего пути оставалось около
50 километров. Строители ведут работы в соответствии с графиком. На завершающем
участке магистрали трудятся свыше 30 тыс. человек, 2,5 тыс. большегрузных
автомобилей. На ст. Куанда, в районе стыковки БАМа, сооружается обелиск
- символ трудовой славы строителей магистрали. |
В конце 1984 года было уложено
"золотое звено". БАМ сомкнулся на всем своем протяжении. |
В 1985 году грянуло
всенародное бедствие -- перестройка, которая тогда казалась благом. Строительство
БАМа продолжалось. Но, будто кто-то действительно сунул палку в колесо телеги,
стало подтормаживать. Начиная с этого года очень трудно найти информацию. |
В 1988 году Тында встречала
пассажирский поезд с почётными пассажирами: Байкало-Амурская железная
дорога заработала в постоянном режиме.
|
1997 год. После тяжелого и продолжительного
обсуждения его судьбы во многих инстанциях, на рабочем месте скончался БАМ.
Дорогу разделили на несколько частей и передали в подчинение разным отделениям.
Тындинский участок отошел к Хабаровску.
|
_______________________
От Великой страны СССР:
Действительно, 27 октября 1984 г. на митинге в г. Тынде состоялось официальное открытие СКВОЗНОГО ДВИЖЕНИЯ по всей Байкало-Амурской магистрали.
Но и после укладки "Золотого звена" трасса железной дороги не приобрела свои окончательные очертания. Еще не был достроен 15-километровый туннель под Северо-Муйским хребтом, который должен был стать самым длинным туннелем в СССР. Вместо него поезда переходили через хребет по длинному перевальному обходу. На обходе не было туннелей, но крутизна подъемов на нем достигала 40‰, что означало перепад высот в 4 метра на каждые 100 метров пути. По действующим нормативам движение пассажирских поездов на таких уклонах запрещалось, потому со стороны Северобайкальска они доходили до станции Ангаракан, а со стороны Тынды - до станции Окусикан. Примерно 20-километровый участок между этих станций пассажиров везли на на автомобилях-вахтовках по грунтовой дороге.
В 1989 году вступил в строй новый обход. Его длина была 61 км и на нем было уже 2 туннеля, а также необычно высокие виадуки с двухъярусными опорами, включая знаменитый Чертов мост- виадук в крутом повороте на уклоне через долину реки Итыкыт.
Главная особенность нового обхода - крутизна подъемов не более 18‰. Теперь пассажиры могли ездить по обходу без ограничений. Этот обход эксплуатируется до сих пор.
В 1986 г. введен в эксплуатацию участок Ларба - Усть-Нюкжа (206 км). В этом же году был электрифицирован участок Лена - Нижнеангарск (943 км); в 1987 г. - участок Нижнеангарск - Новый Уоян (179 км); в 1988 г. - участок Новый Уоян - Ангаракан (102 км), построен участок Новая Чара - Тында. В 1989 г. введен в эксплуатацию и электрифицирован обход Северо-Муйского тоннеля, участки Тында - Ургал и Нижнеангарск - Новая Чара, электрифицирован участок Ангаракан - Таксимо (102 км).
В 1989 г. БЫЛ ПОДПИСАН АКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ О ПРИЕМКЕ В ПОСТОЯННУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПОСЛЕДНИХ ПЕРЕГОНОВ БАМ И ВСЯ МАГИСТРАЛЬ ПЕРЕДАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКАМ (МПС СССР).
БАМ. Знаменитый Чертов мост- виадук в крутом повороте на уклоне через долину реки Итыкыт.
Источник |