От "Великой Страны": При зарплате в 120 рублей можно было купить самого ходового бензина А-72:
( 120 x 100 ) : 7 = 1714 литров.
Цена ходового бензина сегодня 41 рублей за литр. Итак,
41 x 1714 = 70 274 рубля.
Вот уровень сегодняшней зарплаты, расчитанной по бензину и соответствующий зарплате в 120 советских рублей.
Розничные цены на бензин, введенные в действие с 1 января 1969г. Приведены в рублях за 10л, едины на всей территории СССР, кроме отдалённых районов Сибири - там незначительно дороже.
Прейскурант № 083, утвержденный 29 ноября 1968г за № 882 Государственным комитетом цен при Госплане СССР.
Марка бензина |
ГОСТ,ТУ |
Цена за 10 литров |
А-66 |
ГОСТ 2084-67 |
0-60 |
А-72 |
ГОСТ 2084-67 |
0-70 |
А-76 |
ГОСТ 2084-67 |
0-75 |
АИ-93 |
ГОСТ 2084-67 |
0-95 |
АИ-98 |
ГОСТ 2084-67 |
1-05 |
Сланцевый |
РТУ ЭССР 268-63 |
0-60 |
Экстра |
ВТУ НП 67-60 |
1—00 |
Авиационный Б-70 |
ГОСТ 1012-54 |
1-20 |
Топливная смесь |
ВТУ 30-8-63 |
0-80 |
Примечания.
1. Розничные цены, указанные за 10 л, применяются только при отпуске бензина автозаправочными станциями (АЗС) и при продаже в розничной торговой сети.
2. Единые розничные цены на автомобильный бензин применяются при реализации бензина всем покупателям — как населению, так и государственным, кооперативным и общественным организациям.
3. "Топливная смесь" - смесь (25:1) бензина автомобильного А-72 и автотракторного масла для двухтактных двигателей.
По материалам "Справочная книга автомобилиста" (Б.Е. Боровский, М.Д. Попов, М.Я. Пронштейн, Лениздат, 1973)
В начале 70-х цены чуть возросли (кроме 76-го бензина). Например, 10л АИ-93 стали стоить 1 руб. Затем дважды (в 78-м и 81-м) цены возрастали ровно вдвое, и в таком виде просуществовали до распада СССР в декабре 91-го. То есть 10л 76-го стоили 3 рубля, а 93-го - 4. В 70-х и до середины 80-х проблемы с наличием бензина АИ-93 были в основном на курортных трассах в разгар сезона, или в отдалённых сельских местностях. 72-й и 76-й присутствовали практически всегда. А вот в 1991-м году ситуация иногда была обратная - наличествовал только АИ-93, и приходилось им заправлять грузовики... Впрочем, в этом году зачастую никакого бензина формально не продавалось вообще, хотя машин на улицах не убавилось. Отсутствие бензина в конкретной колонке обозначалось обкрученным вокруг неё шлангом. Сей прискорбный факт был виден издалека. Что касается АИ-98 и "Экстра" (соответствовал нынешнему АИ-95), то они "частникам" обычно не продавались, да и нужды в том не было. Топливная смесь для двухтактных двигателей и А-66 исчезли из продажи в середине 70-х, А-72 пять-десять лет спустя. Качество бензина в основном соответствовало ГОСТам, разбавление "ослиной мочой" было скорее исключением, чем правилом, в отличие от нынешних времён. Средняя зарплата мужчины в крупном городе в 70-х была около 150 рублей в месяц, в 80-х до "перестройки" 180-200.
Теперь перенесёмся в более далёкое прошлое, на рубеж 40-х - 50-х годов. В те времена существовал бензин А-56, А-66, А-70 и А-74. Последние два использовались только иномарками (и новёхонькими ЗИМами и ЗИС-110, которых было сравнительно мало). А-56 кушали старые грузовые ГАЗоны и ЗИСы. А-74, позже А-72, в отличии от остальных, был неэтилированным. Информации про тогдашние цены у меня нет, но в любом случае они ниже приведённых. Естественно, надо учитывать денежную реформу 1961г, когда рубли потеряли один нолик.
Бензин для государственных и прочих не частных авто всегда продавался за талоны, а для последних за деньги (кроме двух периодов в несколько лет в конце 60-х - начале 70-х и начале 80-х, когда для "частников" тоже пытались вводить специальные талоны, свободно продававшиеся в Харькове за наличные почему-то в продовольственных магазинах). Вспоминается надпись "Не вставив пистолет в бак, талонов не подавай". А в середине 80-х придумали разделить существующие АЗС, которых и без того было мало, на "государственные" и "частные" с соответственной формой оплаты (при этом все автозаправки, естественно, оставались принадлежать государству). "Частные", они же "платные", даже обозначались специальной табличкой, внесённой в ПДД, и на них обычно днём были очереди. Но вот моторное масло на разлив (пластиковые канистры тогда были дефицитом) иногда официально можно было купить за наличные на "государственных" заправках, а на "частных" оно встречалось далеко не всегда. Для налива в ёмкость покупателя разных видов масла предусматривалась специальная колонка с несколькими раздаточными пистолетами без шлангов, обычно сбоку здания АЗС. При переливе неопытный покупатель рисковал испортить одежду трудноудаляемыми пятнами. Часто встречалась колонка с надписью "ВОЗДУХ ВОДА", но ни разу не видел, чтобы ей кто-либо пользовался. На большинстве АЗС дискретность порции заправляемого бензина составляла 5л. Впрочем, все неудобства и очереди с лихвой перевешивала низкая цена нефтепродуктов.
Источник |