И.В.Сталин и В.И.Ленин
Наталья Морозова: «Какую же прекрасную страну мы потеряли!
И какие же прекрасные люди жили и работали в той стране.
Да что там говорить, если прекрасны даже осколки от погубленной страны...»
Рабочий класс

Великая Страна СССР

Наша Родина - СССР, наша цель - социализм, наше будущее - коммунизм!
RSS
СССР - государство трудящихся
[ Все статьи раздела ]

09.02.2011
  СССР: мальчишки и девчонки вырастали в художников  



Увлекательное всё-таки занятие — вновь и вновь перелистывать от времени пожелтевшие листы забытых документов. Считал я — и не один! — что решения те давно утеряны. Да и кто сегодня может уверенно, не барахтаясь, выплыть в том сумбуре, что последние два десятка лет стучится в каждую нашу дверь с наветами на вчерашнее прошлое? Встречаемся мы повсе-дневно с явными искажениями реальных исторических свидетельств — от фактов Гражданской и Великой Отечественной войн до руководящей, определяющей роли Коммунистической партии, высказываний её вождей.

Искать и не сдаваться

Стыдно, право! Даже в борьбе с иной идеологией принято меру знать, общепринятые человеческие приличия. Остаётся не болеющему разумом человеку, имеющему иную точку зрения на вчера происходившее, доверять лишь тому, что могут подтвердить живущие представители старших поколений.

Документ, о котором хочу рассказать, с немалыми трудами мною был обнаружен. Излагаются те сухие слова всего на одной странице (время суровое, не для общих рассуждений). Получили же миллионы обожжённых войной вихрастых мальчишек и с косичками девчонок настоящую путёвку в творчество, обрели дорогу в художественную биографию.

Заботы о мире во время войны

Итак, постановление №256 Совета Народных Комиссаров СССР «О подготовке кадров для художественной промышленности и художественно-отделочных работ».

«В целях подготовки высококвалифицированных кадров для художественной промышленности, декоративно-прикладного искусства и для выполнения художественно-отделочных работ при новом строительстве и восстановлении разрушенных немецкими захватчиками городов и памятников искусств Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Обязать Главное Управление Трудовых Резервов при Совнаркоме СССР организовать 30 художественно-ремесленных училищ по подготовке мастеров художественно-отделочных работ и художественной промышленности с ежегодным общим контингентом приёма учащихся в количестве 3140 человек по специальностям и в сроки, с распределением по наркоматам, ведомствам и городам.

2. Установить в организуемых художественно-ремесленных училищах срок обучения 3 года.

3. Установить, что оканчивающие художественно-ремесленные училища, как правило, направляются на работу в систему тех наркоматов и ведомств, на производственной базе которых организуются эти училища.

Зам. Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов, Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР Я. Чадаев. Москва, Кремль. 5 февраля 1945 года».

Всё для фронта, всё для Победы

Отечественная война огненной колесницей прошла по традиционным центрам народного искусства. На пошив обмундирования, тёплых вещей перешли строчевышивальные и кружевные промыслы. Камнерезные и косторезные артели занялись производством мундштуков и расчёсок. Федоскинский промысел выпускал футляры для полевых биноклей. Закрывались специализированные школы профессионального образования. Есть грустное признание бывшего председателя Шуйского строчевышивального союза Дьякова, датированное 1942 годом: «Само настроение таково, что промыслы не нужны. И это считаю большой ошибкой». И в то же время он верит в возможности развития народного искусства, пусть и приостановлены специализированные цехи. Но уже 25 августа 1942 года Совнаркомом СССР принято постановление «О мерах по развитию народных художественных промыслов Промкооперации СССР». Его цель — и в трудных военных условиях снабжать население рукодельным товаром.

Основные творческие кадры сражались на фронтах, люди с тяжёлыми ранениями кочевали по госпиталям, погибали. Да и жизнь была не сладкой: ведущие художники для пропитания продавали свои изделия на рынках. Очевидец подтверждал, как самобытный мастер Ф.С. Краснояров созданную им городецкую игрушку выставлял на окнах своей избы. Рядом с игрушками-красноармейцами устанавливались игрушки-львы. Объяснение простое: мол, придают бойцам силу и смелость.

Мстёрские лаковые миниатюристы выпускали в посёлке своеобразные «Окна ТАСС». Главными героями импровизированных спектаклей оказывались богатырские подвиги советских разведчиков. На одном, исполненном основателем промысла

Н. П. Клыковым, были изображены немецкие танки, подбитые советскими воинами. Подпись гласила: «Керосин наивысшего качества — фашисты на нём сгорают начисто». Уже с августа 1942 года Советское правительство приняло решение отзывать народных мастеров с фронта.

Хуан, откликнись!

Постановление №256 Совнаркома СССР — как страница в мирную жизнь. Пусть ещё перед глазами военные лишения, потери боевых товарищей на полях Пруссии и подступах к Берлину. Руководителям областей и республик, крупных городов даются прямые указания по созданию художественно-ремесленных училищ по творческим специальностям. Слишком разрушительны потери исторических памятников на освобождённых от захватчиков родных землях. Приведу лишь несколько из перечисленных областей — Сталинградская, Калининская, Ростовская, Московская, Киевская, Одесская, Полтавская.

Мне пришлось встречаться с теми, кто прошёл тогда обучение в первых наборах. Удивительны их судьбы, их воспоминания. 90 лет со дня образования отметило недавно Московское художественное училище прикладного искусства имени М.И. Калинина.

— Предвидение перспективы возрождения забытых или угасших из-за военного лихолетья промыслов, — рассказывает директор училища Александр Толкачёв, — а также создания новых, нередко многоотраслевых предприятий совпало с открытием в те годы Высшего педагогического отделения в нашем образовательном учреждении. Срок обучения увеличился до пяти лет. Выпускники получали диплом о высшем образовании и специальность «художник народных промыслов — педагог».

Послушаем заслуженного учителя школы РФ, преподавателя Майю Базанову:

— На завершающем этапе Великой Отечественной войны я сдавала экзамены в училище имени М.И. Калинина. Поступила на отделение художественной росписи. Были у нас на курсе два испанца — Пабло Чироус и Хуан Суарес. Особенно запомнился Хуан — небольшого роста, худой, черноволосый. Осваивая русский язык, он задавал «хитроумные» вопросы: «Хлеб наш насушенный (название известной книги «Хлеб наш насущный») — это сухари?» Или: «Как спросить в очереди (а очереди тогда случались повсюду) — за тобой, перед тобой, после тобой?» Позднее Хуан по распределению уехал на промысел Федоскино, где на практике осваивал премудрости русского народного творчества. Постоянного здания у училища тогда не было. Построено было при Музее кустарного искусства в Леонтьевском переулке, но его забрал в войну для нужд морского флота известный полярник Иван Дмитриевич Папанин. На втором курсе, как и все учащиеся, восстанавливала четырёхэтажное здание, разрушенное прямым попаданием бомбы. Одни стены остались, без потолков и полов. В награду за труды, помнится, всем выдали по коробке акварели знаменитой английской фирмы «Виндзор». Откликнитесь, Хуан! Может быть, и теперь в солнечной Андалузии рисуете русские пейзажи, развиваете федоскинские лаковые мотивы?

Рассказывает заслуженный работник культуры РФ Пётр Уткин:

— Увлёкся рисованием я в районном Доме пионеров. В студии бывали ребята, поступившие в училище имени М. И. Калинина. Они и предложили рискнуть сдать экзамены. В том же 1944 году стал я учащимся живописного отделения. Профессия считалась «элитной». Изучение всеобщей истории искусств и народных художественных промыслов с курсами цветоведения, народного орнамента определяло специфику деятельности будущего художника-прикладника. Он поневоле обладал широким кругом познаний. Проводилась подготовка художников-педагогов. Такие кадры были востребованы в традиционных центрах народного искусства, где местные художественные училища и профтехшколы переходили на более качественное обучение. И это в трудные послевоенные годы!

Художественный совет в лаборатории

Пришла после выхода постановления № 256 Совнаркома СССР юная, упорная в достижении цели поросль на предприятия. Свежую струю творчества вдохнули с организацией художественно-ремесленных училищ многие традиционные для народных промыслов предприятия. 250 лет существует каслинское художественное литьё. Его биография навеки связана с Каслинским машзаводом в Челябинской области. На базе завода была создана профессионально-техническая школа по подготовке рабочих кадров для производства художественного литья. Прославленные мастера вышли оттуда. Сохраняли уникальный модельный фонд, насчитывавший до двухсот скульптур, архитектурно-художественное литьё. Осваивались новые виды покрытий: из бронзы, графита. Они дополняли общепринятые чёрные покрытия на основе натуральной краски. Сегодня говорить о Каслинском машзаводе как о структурно полноценном и морально здоровом юридическом лице очень трудно. «Прихватизация», обещанные новыми владельцами «золотые горы» для уникального производства обернулись угрозой его полного распада. Предполагали расчленение предприятия, отрыв от него гордости российских традиционных промыслов — цеха художественного литья и архитектурных изделий. Члены трудового коллектива попали не в разряд собственников, а стали обычными наёмными работниками.

Гармонями всегда славились мастера из города оружейников — Тулы. Даже Тёркин привечал в короткие минуты отдыха после суровых сражений «тульские басы». 250 мальчишек и девчонок были набраны в ремесленное училище по кадрам для музыкального производства. Через полгода цифра удвоилась. Производство гармоний и баянов вскоре достигло довоенного уровня. И где теперь эти достижения?

На завершающем этапе Великой Отечественной войны стали к существующим керамическим производствам прибавляться новые. Взять «Новую игрушку» в Кирово-Чепецке Кировской области, «Прогресс» в Ленинграде. Здесь были исторические корни, не совсем утерянные традиции российского искусства. Везде требовались кадры. Как ответ на требования времени в НИИ художественной промышленности образовали аспирантуру, что стало подтверждением научного статуса института. В его керамической лаборатории создали художественный совет. Это беспрецедентный случай, настолько был высок уровень учёных, консультантов.

Когда вчитываешься в постановление №256 Совнаркома СССР от 5 февраля 1945 года, понимаешь, как несопоставимо недавнее прошлое, забота государства, Советской власти с тем бездумным и бессмысленным сегодняшним одурманиванием, когда льются с купленных СМИ, теле- и радиостанций сладкоголосые высказывания новоявленных «дворян»: «Творчество и культура должны стать светским удовольствием». Да, нас приучили равнодушно проходить мимо изменений, разрушений, потерь и просто катастроф. Собственное наше невнимание и неразумение легко списывать на сложность исторического момента. Но когда были в России простые времена?

Источник




| Печать |     | В начало |

Великая Страна СССР - Союз Советских Социалистических Республик!

Копирование и распространение материалов приветствуется. Размещение обратных ссылок остается на ваше усмотрение.
Все музыкальные файлы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного использования. Все права на них принадлежат их владельцам, равно как и права на книги, статьи и иные материалы.
Если вы считаете, что какие-то ваши права были нарушены материалами этого сайта - пишите - адрес приведен ниже. В письме необходимо указать следующие данные:

Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.


mailto:
Статистика: Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru