6 декабря 1925 года вступила в строй Шатурская электростанция им. В.И. Ленина.
Мощность всех электростанций в 1920 г. была даже больше довоенной, но выработка электроэнергии значительно меньше, так как большинство электростанций не работало из-за отсутствия топлива.
Топливный кризис, в связи с захватом Донбасса белыми и разрушением его шахт, был особенно острым. Почти все виды топлива были заменены дровами, но заготовка и вывоз дров проходили с большими трудностями. Совет обороны и Совнарком выработали ряд мер для выхода из топливного кризиса. На железных дорогах было введено военное положение, перевозка дров по железной дороге приравнивалась к военно-оперативным заданиям. В ноябре 1919 г. была введена трудовая повинность по заготовке, погрузке и выгрузке всех видов топлива, а также гужевая повинность для подвоза дров к железным дорогам и пристаням.
Таким образом, с помощью самоотверженного труда рабочих и крестьян, благодаря твёрдой дисциплине Советская республика постепенно выходила из топливного кризиса.
В осуществление ленинского плана электрификации страны уже в восстановительный период (1918—1928 годы) был построен и введен в действие ряд электростанций. В 1922 году дала Москве ток Каширская электростанция, а Ленинграду — электростанция «Красный Октябрь». В 1925 году вступили в строй Шатурская электростанция имени Ленина и Горьковская ГРЭС. В 1926 году были введены в действие первая крупная гидроэлектростанция — Волховская и Штеровская тепловая электростанция на Украине. В 1927 году в Грузинской ССР была построена Земо-Авчальская гидроэлектростанция. В 1927 году начато строительство крупнейшей в то время Днепровской гидроэлектростанции имени Ленина (Днепрогэс) мощностью 558 тысяч киловатт.
***
20 апреля 1918 года В.И. Ленин подписал декрет «О разработке торфяного топлива». И уже в июле 1920-го состоялось торжественное открытие так называемой «Малой Шатуры» — опытной электростанции небольшой мощности для отработки технологии сжигания торфа. Это историческое здание сохранилось и до наших дней.
В 1925 году состоялся пуск первых турбин «Большой Шатуры». Построили ее за 600 дней. Она стала одной из основных электростанций среди тридцати других, возведенных по плану ГОЭЛРО, и самой экономичной среди них. Себестоимость киловатт-часа составляла около двух довоенных копеек, что равнялось американскому центу. За время своего существования электростанция несколько раз расширялась и модернизировалась, была удостоена Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени.
Станция не прекращала работать в годы Великой Отечественной войны, особенно в начальный ее период, когда Москва особенно нуждалась в электроэнергии. Благодаря работе Шатурской ГРЭС шло бесперебойное снабжение электроэнергией промышленности, транспорта и сельского хозяйства Московской области.
В 2006 году на территории станции были снесены постройки 1920-х годов...
|