И.В.Сталин и В.И.Ленин
Наталья Морозова: «Какую же прекрасную страну мы потеряли!
И какие же прекрасные люди жили и работали в той стране.
Да что там говорить, если прекрасны даже осколки от погубленной страны...»
Рабочий класс

Великая Страна СССР

Наша Родина - СССР, наша цель - социализм, наше будущее - коммунизм!
RSS
Детство
[ Все статьи раздела ]

27.09.2023
  Суворовские училища НКВД в СССР...  



Великая страна СССР, суворовские училища НКВД

На общем фоне создание суворовских училищ не выглядело событием из ряда вон выходящим, ведь открывались же ремесленные и железнодорожные училища, подготовительные классы и др., где получали образование и воспитание будущие граждане великой страны. В борьбе с беспризорностью был использован богатейший опыт 1920-х гг., когда на решение этой задачи были направлены усилия всего государства и общества. Ведь по своим масштабам детская беспризорность во время Великой Отечественной войны не уступала той, которая была после войны Гражданской. Только в Ташкенте и области в 1945 г. до 300 тыс. детей школьного возраста не учились в школе.

21 августа 1943 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Великой Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах войны и в фашистской оккупации, были созданы специальные военно-учебные заведения, которые должны были дать возможность детям получить наряду с общим средним образованием военные и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях ВС и последующей службы в офицерском звании.

В августе 1943 г. руководство НКВД обратилось в советское правительство с предложением об открытии суворовских военных училищ своего ведомства. 4 сентября 1943 г. СНК СССР принял постановление № 946 о создании СВУ войск НКВД в Кутаиси и Ташкенте. Оно было объявлено 27 сентября приказом №605 наркома внутренних дел СССР генерального комиссара госбезопасности Л.П. Берия. В этот же день им же был подписан и приказ №606 «О комплектовании суворовских военных училищ войск НКВД». В отличие от СВУ Наркомата обороны, в Кутаисском и Ташкентском СВУ войск НКВД СССР должна была осуществляться подготовка преимущественно сыновей офицеров, генералов и вольнонаемных сотрудников войск и органов НКВД и НКГБ для поступления их в военные училища и дальнейшей службы в этих ведомствах в офицерском звании.

4 сентября 1943 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление № 946 "О сформировании суворовских военных училищ войск НКВД", согласно которому были открыты училища в городах Кутаиси и Ташкенте. Постановление было объявлено приказом НКВД СССР от 27 сентября 1943 года № 605. В этот же день был подписан приказ № 606 "О комплектовании суворовских военных училищ войск НКВД".

В отличие от суворовских училищ Наркомата Обороны, в суворовских училищах войск НКВД должна была осуществляться подготовка преимущественно сыновей офицеров, генералов и вольнонаемных сотрудников войск и органов НКВД и НКГБ для поступления в военные училища и дальнейшей службы в этих ведомствах в офицерском звании.
11 октября 1943 года СНК СССР своим постановлением № 1108 утвердил образцы формы одежды воспитанников суворовских военных училищ войск НКВД.

Органы и воинские части НКВД — МВД — КГБ, воспитанники училищ до 1958 года носили погоны и лампасы василькового цвета, тогда как за суворовцами системы Министерства обороны СССР все это время был закреплен традиционный «общевойсковой» алый цвет.
После того, как переехавшее из Кутаиси в Петергоф Ленинградское СВУ в 1958 году было передано в ведение Главного управления пограничных войск КГБ при Совете Министров СССР, воспитанники училища получили вслед за пограничниками зеленые погоны и лампасы.

Большое количество офицеров были выпускниками военных училищ, высших офицерских школ войск МВД, краткосрочных курсов. 14 % офицеров имели высшее общее образование, 60 % офицеров имело среднее образование и лишь 6 % имели неполное среднее образование, но при этом 28 % офицеров имели педагогическое образование.

Для отбора и приема кандидатов в СВУ войск НКВД приказами наркоматов внутренних дел республик, начальников управлений НКВД областей (краев) были созданы приемные комиссии. В ТшСВУ направлялись абитуриенты из Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Алтайского, Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, из Иркутской, Московской, Новосибирской, Омской, Свердловской и Читинской областей. Не подлежали приему в СВУ представители национальностей капиталистических государств, а также чеченцы, ингуши, калмыки и крымские татары, уроженцы прибалтийских республик и западных областей Украинской, Белорусской и Молдавской ССР; слабо владевшие русским языком; проживавшие на временно оккупированной противником территории; находившиеся сами и имевшие родственников (отца, мать, братьев, сестер), которые были в плену или окружении противника в период Великой Отечественной войны; судившиеся сами и имевшие родственников (отца, мать, братьев, сестер), осужденных и репрессированных за политические преступления против советской власти; находившиеся ранее в специальных лагерях.

К Приказу 606 была составлена разнарядка, которая определяла отбор кандидатов в СВУ войск НКВД. Разнарядка была составлена генерал-лейтенантом Апполоновым А. Н. Указанная разнарядка предусматривала набор шести возрастных групп. Согласно разнарядке в КСВУ направлялись абитуриенты в большинстве из Закавказских республик, Москвы, 12 центральных областей РСФСР. Регламент подачи документов в СВУ при НКВД был следующим: опекуны или родители подавали заявление на прием ребенка в СВУ войск НКВД, затем отборочно-приемные комиссии очень придирчиво и внимательно изучали предоставленные заявления и документы и уже после этого принимали решение о том, что отвечает ли необходимым требованиям потенциальный воспитанник. Помимо регламентированных требований были учтены и личные качества кандидатов, успеваемость по русскому языку и математике. Работа с абитуриентами проводилась постоянным составом училищ под руководством специальных комиссий, которые специально создавались для этих целей. В первые годы конкурс был небольшим, например, в ТСВУ в первый послевоенный год было набрано 159 воспитанников. В 1943 году в СВУ НКВД числилось более 1000 человек.
Большое количество поступивших первого набора считали, что они пройдут курс военной подготовки по ускоренному варианту и их отправят на борьбу с врагом, а после войны они уже будут изучать общеобразовательные предметы. Такие надежды формировались и под влиянием личных примеров, например воспитанником старшей роты КСВУ Л.Богданова, который получил медаль «За Отвагу» на фронте. Другим примером выступал А.Волков, который несколько раз был в разведке и был награжден медалями «За Отвагу» и «За боевые заслуги». Такие ребята формировали боевую атмосферу в группах и имели особое уважение в рядах суворовцев.

Плановые занятия начались 1 декабря 1943 г. Торжества по случаю открытия СВУ были приурочены к 19 декабря, кануну профессионального праздника чекистов, о чем сообщили газеты Ташкента. Это было важным событием в жизни города. Но полноправной войсковой частью войск НКВД ТшСВУ стало лишь с вручением ему Боевого Знамени 23 февраля 1944 г.

Прошли первые трудные годы становления училища, жизнь его вошла в спокойное русло. В своей повседневной деятельности постоянный и переменный состав училищ сначала руководствовался уставами ВС, инструкциями и приказами НКВД (МВД), а позднее и специально подготовленными для этого документами, в частности «Временным положением о СВУ» и «Правилами» от 29 августа 1950 г., введенными в действие приказом министра внутренних дел 31 января 1951 г. генерал-полковника С.Н. Круглова. 5 октября 1954 г. были приняты «Правила внутреннего распорядка и поведения суворовцев училища». «Положение о Суворовском военном училище войск МВД» в новой редакции было объявлено приказом №551 министра внутренних дел СССР 4 июля 1955 г.

С окончанием приемных экзаменов и превращением вчерашних абитуриентов в суворовцев все усилия офицерско-преподавательского коллектива были направлены на реализацию основных целей учебно-воспитательной работы СВУ. Судя по директивным указаниям УВУЗа и политического аппарата суворовских училищ, таковыми являлись:

1. Идейно-нравственное воспитание на уроках.
2. Методическая работа.
3. Выполнение учебной программы.
4. Внеклассная работа.
5. Военная и физическая подготовка суворовцев.
6. Работа партийных и комсомольских организаций по обеспечению учебно-воспитательного процесса.
7. Стенная печать и многотиражная газета.
8. Работа клуба и библиотеки.


Штаты офицерского, преподавательского, старшинского, сержантского и рядового состава, вольнонаемных и воспитанников мало в чем изменились за 17 лет: офицеров и генералов – 146, старшин, сержантов и рядовых – 119, рабочих и служащих – 200, воспитанников – 600. По данным 1948 г. офицеры по должностям были распределены следующим образом: начальник училища – 1, строевой офицерский состав – 57, преподаватели общеобразовательных дисциплин – 41, преподаватели общественных наук – 5, политсостав – 10 чел. Общая численность воспитанников в Тш СВУ в различные годы изменялась незначительно: в 1943 г. – 608, в 1946 г. – 619, в 1949 г. – 599, в 1960 г. – 605.

Любовь к военной службе прививалась всем укладом жизни и быта суворовцев, целенаправленной системой воспитательной работы. Как правило, преподаватели, начиная от учителя танцев до преподавателей иностранных языков, были офицерами, педагогами высокого класса, людьми большого обаяния и душевного благородства. Многие из них были фронтовиками, постоянное общение с ними было лучшей школой армейского воспитания. Они передавали юношам бесценный опыт не только в учебных аудиториях, но и на полях тактических учений.

Учебный процесс опирался на четкое функционирование всей учебно-технической базы, где были заняты первоклассные специалисты. Они обслуживали работу лабораторий физики, химии и биологии, кабинетов математики, литературы, истории, химии, географии, черчения, военной подготовки и иностранного языка, специальные классы электротехники, автомобильной подготовки, столярные и слесарные мастерские, спортивные залы, летний и зимний плавательные бассейны, типографию, учебно-опытное хозяйство, станцию юных натуралистов, библиотеку учебной и художественной литературы, клуб со стационарной киноустановкой и др.

Основным задачами обучения являлись:

1. По общеобразовательной подготовке суворовцам твердо усвоить программу за 10 классов средней школы.
2. По военным дисциплинам – подготовить смелого, инициативного, решительного бойца, в совершенстве владеющего личным оружием и умело использующего местность в бою, выносливого, могущего переносить трудности и лишения боевой жизни, а для старших классов — дополнительное ознакомление с основными положениями, нормативами и обязанностями командира отделения и командира взвода.


Занятия в СВУ проходили на основе учебных планов, утвержденных УВУЗ войск НКВД (МВД), отделом учебных заведений КГБ при СМ СССР. Существенные изменения в них были внесены дважды: с переходом на 7-летний срок обучения в училищах в 1956-1957 учебном году и после 20 июля 1959 г. на основе требований закона «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшего развития системы народного образования в СССР».

Изучение общеобразовательных предметов проводилось на основе программы 11-летней средней школы, которая была дополнена специальными программами военного, военно-технического и трудового воспитания. Особое внимание руководство МВД и госбезопасности обращали на снабжение военных училищ всем необходимым для проведения занятий.
Учебные занятия и вся жизнь суворовских коллективов была регламентирована распорядком дня: подъем в 7.00, физическая зарядка 15 минут, первый завтрак в 8.05, второй завтрак и большая перемена в 11.05; культурно-массовая работа с 14.15, обед в 16.35, отдых в постели в 17.10, самоподготовка в 18.10, свободное время с 20.40, ужин в 21.40, поверка в 22.05, отбой в 22.30 в 1-3-й ротах, в 23.00 в 4-6-й ротах.

Много внимания в обучении суворовцев уделялось иностранным языкам. Достижению этой цели способствовали различные конкурсы: на лучшего чтеца и на лучшего переводчика.

Общеобразовательные и воинские дисциплины дополнялись уроками физкультуры, пения и танцев. В училище культивировались почти все олимпийские виды спорта, работали спортивные секции: гимнастики, легкой атлетики, фехтования, акробатики, штанги, баскетбола, волейбола, конного спорта, футбольная, стрелковая, мотоспорта, шахмат. Это способствовало формированию физической культуры суворовцев, побуждало к физическому совершенствованию. Время утренней физической зарядки, коротких перерывов между уроками после вечерней проверки и до отбоя использовалось многими из них для наращивания мускулов. В ходу были гантели, штанга, резиновые бинты, даже табуретки и кроватные спинки. В училище были прекрасно оборудованы спортивные площадки, стадион, спортивные залы и др. Вся система занятий по физкультуре, спортивно-массовая работа в училище была нацелена на то, чтобы суворовец-выпускник был спортсменом-разрядником, способным показать молодому солдату технику бега, ходьбы на лыжах, плавания, прыжков в длину и высоту, преодоления препятствий, метания диска, копья, гранаты и молота, толкания ядра, поднятия штанги, приемов рукопашного боя, выполнения упражнений на гимнастических снарядах.

После конной подготовки начиналось изучение материальной части мотоцикла и правил уличного движения. Несмотря на любовь к лошади, отношение к «железному коню» было не менее уважительным. Не очень-то нравилось изучение материальной части, мотора, трансмиссии, тормозной системы, электрооборудования и пр., гораздо интереснее было разбирать различные дорожные ситуации на специальном столе с игрушечными машинами и светофорами, но неподдельную радость давало вождение мотоцикла и автомобиля.

Основные задачи воспитания суворовцев были сформулированы в первых приказах наркомата внутренних дел и сводились к трем основным требованиям:

«1. Воспитать и подготовить к военной службе в офицерском звании детей офицерского состава войск и органов НКВД и НКГБ СССР и дать им общее среднее образование.
2. Воспитать будущих советских офицеров в духе пламенного патриотизма, любви и беспредельной преданности Родине – Союзу Советских Социалистических республик.
3. Воспитать всесторонне развитых, культурных, обладающих высоким чувством личной, профессиональной и политической чести людей на основании глубокого уважения к героическому прошлому советского народа и его воинским и чекистским традициями».


В тесной связи с идеологическим воспитанием суворовцев было воспитание нравственное. В характеристике на суворовца, составляемой офицерами-воспитателями, был даже специальный раздел «Моральный облик», под которым подразумевались: патриотизм, отношение к труду, чувство долга и ответственности, правдивость и искренность, честность, отзывчивость, любовь и уважение к профессии офицера и др.

До личного состава СВУ доводились приказы о строгом соблюдении режима секретности. И хотя к такого рода документам суворовцы еще не имели отношения, все равно им постоянно напоминали, что это одно из важнейших правил поведения военнослужащего. Казалось бы, какая необходимость вводить такие жесткие рамки поведения для мальчиков и юношей, внушать им те истины, с которыми знакомить их было преждевременно. Но у воспитателей на этот счет было другое мнение: сделать так, чтобы соблюдение этих требований стало составной частью образа жизни. Суворовцы были лишены «счастливого детства», но зато, став взрослыми, имели четкое представление о правах и обязанностях военнослужащих и сотрудников органов и войск внутренних дел и госбезопасности.

Кадетский корпус стал такой социокультурной средой, в которой молодой человек с самого раннего возраста в ходе обучения и воспитания получал все лучшее, что было в то время в России. Они дали России бесчисленных политиков, командиров, писателей, поэтов, историков и композиторов, выдающихся во всех сферах жизни. Почти каждая значимая карьера начиналась с кадетского корпуса. Ежегодно в большую жизнь выходят не только выпускники, хорошо образованные молодые люди, но и будущее государства, его основы, чьи имена навсегда вошли в российскую историю.

Одним из аспектов воспитания в СВУ были встречи с фронтовиками, которые привыкли выполнять приказы, воевать с врагом. Исходя из того, что воспитанникам СВУ не хватало знаний, так как многие не обладали даже средним образованием, такие встречи становились мотивацией для суворовцев повышать свой уровень знаний. Большим преимуществом стало то, что воспитанников готовили к непростой военной службе, а их наставниками были люди, которые прошли войну, учувствовали в боях и могли поделиться своим опытом и знаниями, что позволяло у воспитанников сформировать представления о службе офицера, его обязанностях, сформировать комплекс ценностей и понятий об офицерской чести.

В начале 1960 г. высшими органами власти и управления страны было принято решение о сокращении ВС на 1200000 человек. Оно коснулось и органов МВД и КГБ при СМ СССР. 13 января 1960 г. указом Президиума Верховного Совета СССР МВД СССР было упразднено, а его функции переданы МВД союзным республикам. ТшСВУ оказалось в ведении МВД УзССР.

Ликвидация ТшСВУ проходила в соответствии с законом от 15 января 1960 г. «О новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР» и постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 20 января 1960 г. №74 «О трудоустройстве уволенных из Вооруженных Сил СССР», постановлением №688 «О распространении на военнослужащих войск и органов МВД и штабов МПВО действия постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 20 января 1960 г.». Согласно этим постановлениям ТшСВУ подлежало расформированию.

Для продолжения учебы выпускники были направлены в военные училища и академии, остальные – на попечение родителей и для продолжения учебы в СВУ Минобороны. Большинство офицеров, имевших выслугу лет (а в отдельных случаях и без таковой), были уволены в запас или отставку ВС. Некоторые получили назначение для дальнейшего прохождения службы.

Выпускники училища:

• Николаев, Евгений Иванович — полковник, Герой Социалистического Труда.
• Маркарьянц, Герман Михайлович — контр-адмирал.
• Попов, Александр Алексеевич — полковник, окончил Московское пограничное военное училище и Военную академию имени М. В. Фрунзе, служил начальником мобилизационного аппарата войск Главного управления Пограничных войск КГБ СССР.
• Дворкин, Владимир Зиновьевич - генерал-майор, учёный, профессор, начальник 4-го ЦНИИ МО РФ (1991-2003), главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, руководитель Центра исследования проблем стратегических ядерных сил.


В период с 1945 по 1960 год оба суворовских училища подготовили 29 выпусков своих питомцев — в общей сложности 2790 человек.
Из их числа 10 человек стали академиками, 32 — докторами, еще 60 человек — кандидатами наук, 8 были удостоены Государственных премий СССР.
Большинство воспитанников Ташкентского и Кутаисского (Петергофского) СВУ по окончании училищ продолжили службу в пограничных войсках, частях и органах МВД и КГБ СССР. 41 выпускник двух этих СВУ дослужился до генеральских званий.

Источник




| Печать |     | В начало |

Великая Страна СССР - Союз Советских Социалистических Республик!

Копирование и распространение материалов приветствуется. Размещение обратных ссылок остается на ваше усмотрение.
Все музыкальные файлы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного использования. Все права на них принадлежат их владельцам, равно как и права на книги, статьи и иные материалы.
Если вы считаете, что какие-то ваши права были нарушены материалами этого сайта - пишите - адрес приведен ниже. В письме необходимо указать следующие данные:

Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.


mailto:
Статистика: Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru