И.В.Сталин и В.И.Ленин
Наталья Морозова: «Какую же прекрасную страну мы потеряли!
И какие же прекрасные люди жили и работали в той стране.
Да что там говорить, если прекрасны даже осколки от погубленной страны...»
Рабочий класс

Великая Страна СССР

Наша Родина - СССР, наша цель - социализм, наше будущее - коммунизм!
RSS
Сегодня в России
[ Все статьи раздела ]

В России молодежь свободна. От нравственности и ответственности  
Лет десять назад меня, преподавателя Ставропольского военного училища связи (ныне убитого наповал сердюковской реформой), курсанты спросили: «Какой вы себе представляете нынешнюю молодежь?» Я ответил одним словом: «Жалкой!» Ах, что тут началось! Шум, гам, выкрики: «Вы не имеете права нас оскорблять!» Именно на такую реакцию я и надеялся. И внутренне порадовался: раз обижаются – значит, не все так плохо!

Далее было следующее. Я сказал курсантам: «Да, я не имею права вас оскорблять, а быть искренним перед вами я имею право?» И разъяснил своим младшим товарищам, что же я понимаю под этим словом «жалкая». Я сказал, что не принимаю их за жалкие создания, мне просто жалко их. Это как у поэта: «Печально я гляжу на наше поколенье...» Мне же, сказал, печально смотреть на ваше поколение, печально и жалко. И вот почему: все поколения молодежи, жившие до вас, отличались от вас как минимум тремя важнейшими обстоятельствами: они имели великое дело, великую цель и великую идею. А что, спросил, у вас, парни, есть на этот счет? Ничего: ни первого, ни второго, ни третьего. У вас есть только четвертое: инстинкты. Молодость – пора дерзаний, а у вашего поколения она стала порой стяжания. Грустно...

Но парни не растерялись и пошли в атаку: «А мы виноваты? А кто нас такими воспитал? А кто у нас все это отобрал?»

Перейдя в контратаку, я высказал, видимо, очень спорную мысль, но придерживаюсь ее и сегодня. Мысль такая: каждое поколение обязано само найти ответы на главные вопросы своего предназначения. Ибо у каждого поколения есть именно своя миссия. Она не задается извне, а раскрывается изнутри. Я не могу этого сделать за вас, ибо представляю не ваше, а свое поколение. Взять для примера тех же декабристов, совершенно молодых людей. Они сами определили свою жизненную задачу или ими кто-то руководил? А героями-краснодонцами разве старики управляли или они сами пошли на верную смерть в свои «шестнадцать мальчишеских лет?»

Короче говоря, тот раунд полемики остался за мной. Но я был доволен лишь наполовину, поскольку показал лишь одну сторону правды: ответственность молодых за себя и свое поколение. Но я не сказал о второй стороне правды (не было такой цели), о которой говорил В.И.Ленин: «Налегайте на молодежь», «Только с молодежью и нужно работать» и т.д.

Далее в статье речь пойдет именно об ответственности взрослых (особенно на уровне государства) за все, что происходит с молодежью. События 11 декабря прошлого года показали всем, что молодежные процессы нельзя пускать на самотек.

Так вот, если бы мне сегодня насчет молодежи был задан тот же вопрос, то я бы ответил так же: жалкая, но уже с иным подтекстом. Ибо молодежь стала не просто хуже, но другой. (Речь здесь идет не о каждом молодом человеке, а о преобладающей тенденции.) Если десяток лет назад я видел в молодежи «блудных сыновей», которые еще вернутся к родным пенатам, то сегодня картина иная. Молодые на фоне своих советских предшественников превратились именно в жалкие создания, которые даже не понимают всей глубины своего падения. Более того, бравируют своей пустотой. Полистайте-ка, читатель, молодежную прессу: она же почти вся «желтая». Какое убожество вкусов и интересов у нынешних молодых! Обезьяна бы покраснела... Или посмотрите нынешние молодежные передачи по ТВ, и вы увидите, что даже КВН превратился в подобие оргии. (Советская ведущая КВН С.Жильцова говорила в интервью, что спешит выключить телевизор, как только натыкается случайно на эту передачу.)

Падение качества молодежи – самая страшная и невосполнимая потеря, которую понес наш народ за 20 лет «демократического развития». Потери в иных областях общественной жизни вторичны. Можно за 3–5 лет поднять из руин разрушенное, можно закупить за границей современные технологии и машины, выписать оттуда же, как предлагает Д.Медведев, лучших умов и специалистов. Но где взять ту молодежь, которая всем этим воспользовалась бы?

В чем же состоит то «чудодейственное средство», которое позволило буржуазии в самые короткие исторические сроки превратить поколение Космодемьянских и Гагариных в поколение Ксюш Собчак и Ваней Ургантов? (Последний недавно подарил своей жене целый ресторан: жить надо уметь, господа неудачники!) Средство это ума большого не требует. Оно состоит в освобождении молодежи от возвышенных идей и идеалов, от нравственности, от обязанностей честного труда, от ответственности за свое будущее и будущее страны. Главное – брать от жизни все. И пока молодежь это «берет», буржуа безнаказанно вершат свои делишки, торгуя богатствами России оптом и в розницу. Именно такая молодежь и нужна господам: живущая сама по себе и не мешающая жить другим.

Скажут, что ныне молодежь проснулась – после убийства футбольного болельщика. Однако это по большей части психология толпы или банды: наших не трогайте! А других?..

Однако можно ли в проблемах современной молодежи винить лишь молодежь? Ни боже мой! Надо лишь признать мощнейшую силу воспитания. Боялись коммунистической молодежи – получайте некоммунистическую. И легко получили...

К чему винить молодежь, если на уровне государственной политики реализуется заказ превращения молодых людей в КУКов, т. е. в людей Конкурентоспособных, Успешных, Компетентных. При этом даже не подчеркивается, что «кукость» – дело вторичное, что она должна основываться на широчайшей образованности и высочайшей морали.

И совершенно нигде нет и намека на важность одного из ключевых качеств и умений человека – служения. Служить – значит тратить себя на что-то более важное, чем ты сам. С этой проблемой в России странная картина: есть огромный отряд людей, которые называются «служащими»; у всех чиновников и прочих ответственных и не очень ответственных лиц есть «служебные обязанности»; в интернете, к приятному удивлению, можно найти видеоблог Д.А.Медведева «Служить бы рад», но задача формирования готовности молодых людей к честному служению совершенно выпала из образовательной политики государства, из соответствующих планов учебных заведений, начиная с обычной школы. Выпала и из семьи.

Между тем служение – одна из главных миссий человека. Служение, правильно понятое, не проклятие, а долг, честь, радость. Служение – это след, который мы оставляем своей жизнью на Земле. К тому же служение (а не обретение, не стяжание, не жизнь для себя) является исконно русской и древней традицией. Так, дружина служила князю, князь – Богу, народу, родной земле. Вспомним: «О, Русская Земля, ты уже за холмом!» Удивительно, что эти слова принадлежат человеку из глубокой древности.

Служение снизу доверху – разве этого не было на Руси? Простой крестьянин служил общине, помещику, царю и Богу. Целый социальный слой, дворяне, – это же был служивый слой. Дворянин не мог не служить! Появилась и известная триада С.С.Уварова: «Православие. Самодержавие. Народность» – манифест служения.
В России служили даже цари – тот же Пётр I. Зачем его по миру-то носило? Зачем ему нужны были 17 ремесел, которыми он владел? И пока цари исполняли свою миссию служения, им верил народ. А когда цари начали стрелять в народ, то чего же удивляться, что народ выстрелил в царей? Все в России служили, почти все носили мундиры и погоны.
А лучшая российская молодежь просто бредила идеей служения, которую дворянин А.С.Пушкин и отразил в своем подлинном завещании потомкам: «Пока свободою горим/Пока сердца для чести живы/Мой друг, отчизне посвятим/Души прекрасные порывы!»

Ну и как сюда вписывается идея успешности, господин Фурсенко?
А вот что писал Н.В.Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями»: «Не полюбить вам людей до тех пор, пока не послужите им». Удивительная мысль, которую следовало бы написать над входом в любое присутствие.
А.С.Грибоедов в своем ответе Чацкого Фамусову сказал известное всем: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Хорошо сказал, но тут есть возможность для лукавых любое служение (например, армейское) объявить прислуживанием.

Сегодня же для молодежи более подходит иная формула: «Прислуживаться рад, служить тошно». (Подчеркнем: прислуживается – раб, холоп, служит – гражданин.)
Молодые люди (и если бы только они!) занимаются ныне именно прислуживанием: угодничеством, заискиванием, раболепством и т.д. Прислуживают властям разных уровней: богачам, своим и забугорным хозяевам, уголовным авторитетам и т.д. Все выполняют заказ властей: надо же становиться успешными! Тот же, кто не прислуживает, а честно выполняет свой долг, обречен стать лузером. В неуспешных у нас обретаются ученый, учитель, солдат, инженер, крестьянин и просто честный и принципиальный человек любой сферы жизни.

И вот, что мы имеем, отказавшись от идеи служения как одного из главных достоинств человек: таможеннику обидно не за державу, а за «мелкий улов»; милиционер не «меня бережет», а «крышует» бандитов; рыбак везет свой улов не в Россию, а за границу; военный торгует оружием и секретами; врач не лечит больного, а калечит, наживаясь на нем; олигарх, банкир и прочие, кто имеет капиталы, прячут их за границей; сырьевики – это о них: «Во глубине сибирских руд сырья нема – на Запад прут». И т. д.

А кто же будет служить российскому народу, государству? Получается, некому. Потому как и жить-то в России скоро будет некому. «Элита» давно сидит на чемоданах. Талантливые отрабатывают иностранные гранты. «Простой человек», чуть обогатившись, бежит туда же. И молодежь живет теми же мечтами: 60% мальчиков и 70% девочек – выпускников школ – мечтают при первом же удобном случае оказаться за границей. Хоть в разрушенной Гаити, но не в «этой» стране.

Господа властители! Скоро мы навсегда потеряем Родину – Россию, прервем ее историю, если не повернемся лицом к служению как одному из первейших гражданских качеств, пока не сделаем заказ на служение главным для образования, пока не станем оценивать людей именно по этому качеству: качество служения – качество человека. Даже Фамусов это понимал: «А, главное, поди-ка послужи».
Пора, наконец, прекратить воспитывать «куковскую» молодежь. Но вот в проекте новых образовательных стандартов для школы опять забита идея обучения детей всему меркантильному, всему тому, что обеспечивает жизненный успех.
ЭТО – КОНЕЦ!

Н. БОНДАРЕНКО,
кандидат педагогических наук,
доцент.

Источник: sovross.ru




| Печать |     | В начало |

Великая Страна СССР - Союз Советских Социалистических Республик!

Копирование и распространение материалов приветствуется. Размещение обратных ссылок остается на ваше усмотрение.
Все музыкальные файлы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного использования. Все права на них принадлежат их владельцам, равно как и права на книги, статьи и иные материалы.
Если вы считаете, что какие-то ваши права были нарушены материалами этого сайта - пишите - адрес приведен ниже. В письме необходимо указать следующие данные:

Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.


mailto:
Статистика: Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru