В июне 1763 года императрица Екатрина II издала указ, который воспрещал подданным заниматься предметами, "которые до них не касаются". Этот указ еще именовали "указом о запрете необдуманных речей". Но по сути, это был в некотором роде жест отчаяния со стороны государыни.
За несколько недель до того был раскрыт заговор, участниками которого были бывшие и действующие офицеры — Федор Хитрово, Михаил Ласунский, Николай Рославлев. Впрочем, называть это "заговором" было бы преувеличением. В конце концов, никого из участников не казнили и даже в Сибирь не отправили, ограничившись высылкой по деревням и отставками (причем почетными, с присвоением генеральских званий).
Все "заговорщики" были участниками переворота, в ходе которого был свергнут муж Екатерины, император Петр III. Все были тем или иным образом вознаграждены. Хитрово, например, получил 800 крепостных. Однако же и он, и его товарищи чувствовали себя обделенными.
А все из братьев Орловых — Григория и Алексея, фаворитов императрицы. Екатерина II даже собиралась выйти за Григория замуж. И не делала из этого особого секрета.
В ходе расследования "хитровского дела" было установлено, что его участники не собирались свергать императрицу. Хотя некоторые из них и подчеркивали, что видят в ней только регента до совершеннолетия сына Павла.
Но более всего "заговорщиков" раздражали Орловы. Именно против их усиления они и выступали. И уж совсем непопулярна была идея свадьбы Екатерины и Григория.
Причем до императрицы дошли сведения, что недовольны не только Хитрово и его окружение. Слухи о свадьбе будоражили и жителей Петербурга, и гвардейские полки. Екатерина поняла, что надо отступить — ее положение как правительницы государства было не самым прочным и вероятность попыток переворота исключать было нельзя.
Указ о запрете необдуманных речей как раз был призван положить конец распространению слухов. Правда, он сыграл скорее противоположную роль. Если в Москве и Петербурге о деле Хитрово знали, то в других частях империи слыхом не слыхивали. А тут вдруг в связи с указом появился повод задуматься, а так ли уверенно себя чувствует Екатерина II на троне…
Впрочем, этот кризис удалось разрешить. Правда, Екатерине II пришлось отказаться от планов выйти замуж за Григория Орлова.
***
Впрочем, с заговорщиками Екатерина поступила довольно мягко. Рославлева и Ласунского уволили с военной и придворной службы, а самого Хитрово сослали в его собственное имение. Там, в селе Троицком Орловского уезда, Федор тихо, не привлекая лишнего внимания, прожил чуть более десяти лет. В 1774 году он скончался. О жизни Хитрово в имении (к слову, также подаренном за участие в перевороте) практически ничего не известно. Зафиксировано лишь то, что в 1770 году он отправил Екатерине послание с просьбой вернуться в Петербург, однако его прощение не было удовлетворено.
|