17 октября 1888 г. в 43 верстах от Харькова между станциями Тарановка и Борки на Курско-Азовской железной дороге произошло крушение императорского поезда.
Удар был такой силы, что царский поезд в одно мгновение превратился в груды обломков. Погибли 23 человека, тяжело ранены 35. Император Александр III и императрица не пострадали.
Расследование причин крушения было поручено обер-прокурору Сената Анатолию Кони, который убедился в «полном отсутствии каких-либо следов государственного преступления». Причиной катастрофы он назвал преступную небрежность.
Однако, как отмечает историк Юлия Кудрина, параллельно с официальным расследованием велось и неофициальное. По указанию начальника полиции генерал-адъютанта П.А. Черевина к проведению расследования были привлечены органы русской тайной полиции за границей.
Негласное расследование пришло к прямо противоположным официальному выводам. Согласно расследованию Черевина, крушение поезда было вызвано взрывом бомбы, которая была заложена помощником повара поезда, связанного с революционерами «Земли и Воли». Бомба с часовым механизмом, заложенная в вагоне-ресторане, должна была взорваться и взорвалась во время завтрака императорской семьи.
Исполнитель террористического акта - «поваренок», подложив к вагону столовой «адскую машину», сошел с поезда на станции перед взрывом. Он бежал в Румынию, а далее нашел пристанище сначала в Швейцарии, а затем во Франции.
Какую версию как главную принял император после двух расследований, остается загадкой и по сей день.
Однако через полгода после крушения было опубликовано Высочайшее повеление о прекращении судебного следствия.
|