И.В.Сталин и В.И.Ленин
Наталья Морозова: «Какую же прекрасную страну мы потеряли!
И какие же прекрасные люди жили и работали в той стране.
Да что там говорить, если прекрасны даже осколки от погубленной страны...»
Рабочий класс

Великая Страна СССР

Наша Родина - СССР, наша цель - социализм, наше будущее - коммунизм!
RSS
Нелли Цапурина Статьи наших друзей 05.02.2010
  ГЛАВА 2. Рост бюрократического аппарата.  
Рост бюрократического аппарата - объективный процесс при капитализации страны - глава из новой книги Нелли Цапуриной "Эффективен ли капитализм. Заметки экономиста из провинции".


Последние события в Америке, в странах Европы свидетельствуют о том, что бюджетных средств даже в благополучных странах катастрофически не хватает. И это несмотря на то, что с помощью неравноценного обмена (в пользу, понятно, развитых стран) из колониально зависимых стран вывозятся и ресурсы, и дешевая рабочая сила, и дешевые рабочие часы в готовой продукции, что создавалась в колониально-зависимых странах.

Начать чисто теоретический разговор на тему - эффективна ли система капитализма, меня побудили слова бывшего военного советника СССР в Сирии, который давал интервью на радио «Эхо Москвы». Слушала вполуха, так что извините за некорректность, фамилию бывшего атташе не запомнила. Но фраза, сказанная бывшим атташе под завершение интервью, зацепила за душу. Бывший атташе между прочими ответами на вопросы ведущего, сказал фразу - социологические опросы в мире свидетельствуют - за два десятилетия сторонников либеральной модели экономики снизилось в три раза и в настоящее время составляют всего 11 процентов. Эта цифра убила меня наповал. Когда наши демократические гаденыши 22 года назад начинали экономические псевдореформы под лозунгом либерализма (читай - капитализма), то во всем мире сторонников этой модели было всего 33 %! Ну и лопухнулись, мы, братцы русские, и все 100 наций СССР!

Все слышат проблемы у многих стран Европы с дефицитами бюджетов, с государственными долгами, с урезанием социальных программ. Многие задаются вопросом, а почему так случилось в еще вчера благополучных странах?

Я попытаюсь на конкретных ярославских примерах показать одну (именно одну) из причин, а почему бюджеты капстран и наш, российский, такие дырявые.

Для начала крутые цифры. В 1987 году в Америке на начало нашей перестройки уже было более 21 млн. госслужащих. В это же время апологеты рыночной экономики в СССР взяли на вооружение лозунг: «У нас 2 млн. бюрократов. Грабят! Даешь рыночную экономику, Государство как ночной сторож, сократим бюрократов, сохраним деньги бюджета!» Все эти фишки я прекрасно помню, потому что два года была членов Христианско-демократического союза, а тусовались демократы всех пошибов вместе, объединялись в так называемый Народный фронт. А потом училась 3 года на спецфаке в ВЗФЭИ (экономический вуз). После учебы началось мое увлечение экономической статистикой, и все мои рыночные завихрения испарились. Помнится, году в 90-м я начала искать доказательства состоятельности иль несостоятельности высказываний Литвы, Латвии и Эстонии насчет того, что якобы Россия их колонизировала. Сравнила численность работников в их промышленности с ежегодным приростом основных фондов. Вывела показатель прироста основных фондов на тысячу работающих в промышленности. И оказалось, что показатель прироста основных фондов на тысячу работников промышленного персонала в прибалтийских республиках был выше, чем у всех других республик СССР. Данный факт свидетельствовало о том, что именно за счет вложений со стороны союзного бюджета этот больший рост и обеспечивался. А если учесть, что в промышленном классе прибалтийских республик в процентном отношении большую часть составляли русские, то получалось, что «оккупанты» работали на увеличение экономической мощи республики. А из оккупационной страны, из России, шли дотации и субсидии. Коренное население все больше пребывало среди творческой и управленческой когорты. Поделилась радостью открытия нового показателя – прирост основных фондов на тысячу промышленного персонала - с профессором В.И.Корняковым, которой смеялся и говорил, что я открыла велосипед, т.к. этот показатель уже 10 лет используют в экономическом анализе. И по этому показателю, четко просматривается тот факт, что отдельные страны получают средства на расширенное воспроизводство за счет грабежа или неравноценного обмена с колониально-зависимыми странами. А при этом ловко манипулируют – посмотрите де, как эффективно мы работаем!

Но вернемся от лирики к экономической практике. На заре рыночных преобразований либеральные рыночники не хотели замечать, а может просто по своей тупости и не могли увидеть главный факт, что рыночная экономика означает рост бюрократии..А рост бюрократии в свою очередь приведет к увеличению расходов бюджета на содержание бюрократии, увеличение налогового бремени прежде всего на население, потому что, как показала дальнейшая экономическая рыночная жизнь, бизнес весьма успешно сбрасывает с себя налоги (а проще – уходит от налогов), о чем не знало, ратуя за реформы большинство населения. Чего греха таить, так хотелось колбасы и ярких тряпок?! Вот и втянули демократические фокусники-лукавцы республики СССР в рыночные преобразования!

Замечу при этом, что рост бюрократии чуть ли не в 10 раз был уже отмечен в 1996 году! Об этом пошумели, повозмущались. И поставили точку. Не было экономического анализа: а почему так произошло? Ни в экономически изданиях, ни в государственных аналитических центрах, ни в СМИ. Все про себя решили, что это чисто русский феномен. Но все оказалось гораздо сложнее.

Объективный рост бюрократии я покажу на конкретных примерах, невидимых для граждан, примерах. Эти примеры, первую очередь, видны юристам, экономистам, бухгалтерам предприятий, но, увы, выводы в нижеизложенном ключе, никто пока не делает. Может, и были публикации на эту тему в специальной экономически-теоретической литературе, но экономическая элита, даже социалистического направления, полагает, что не царское это дело… переводить на популистский язык их умные и правильные теории. Я ж попытаюсь. Народ должен знать своих героев, то бишь главных действующих лиц около бюджета.

Пример первый и основная причина объективного роста бюрократии.

Увеличение численного состава управленческих структур, занимающихся сбором налогов.
При этом сразу же замечу - налоговые органы самые необходимые чиновники в нашей российской действительности.
Раньше вопросами правильности уплаты налогов занимались отделы райфо в каждом районе, и где сотрудников было 4-5 человек на каждый район(!) города Ярославля и любого района Ярославской области. Эти структуры до сих пор сохранились, называются иначе, но наряду с ними в 90-х годах прошлого века появились и налоговые инспекции. С расширением процесса капитализации страны налоговые инспекции превратились в огромные структуры. Но мы видим - они не сидят без дела, как бы мы в сердцах от долгого сидения в очередях и не раздражались ироничными возгласами в их адрес. Налоговики самая непродажная, честная часть нашей бюрократии. Они, можно так сказать – основа государства, без их работы государство бы не стояло… Понятно, что основа деятельности любой структуры, и государства в т.ч. – деньги, налоги! А объективный численный рост налоговых органов, их огромная работа напрямую связана с капитализацией страны.
При капитализации-приватизации очень значительно выросло количество юридических лиц!!!
В 2006 году в Ярославской области на налоговом учете состояло 39 тысяч юридических лиц. За пять лет построили один отвёрточный заводик и фабрику лекарств, и несколько торговых центров! В последнем выпуске Росстата по Ярославской области, что имеется в Ярославской областной библиотеке им. Некрасова, на 1 января 2013 года году на налоговом учете числится – 45,6 тысяч юридических лиц и 35,9 тысяч предпринимателей.

Так что со времен советской власти в тысячу раз выросло количество налогообязанных юридических лиц, поэтому сборов налогов с них занимается огромное количество налоговых сотрудников. А вы что хотели – мелкий бизнес, мелкий бизнес. А забот-то сколько?! С теми же налогами.

До крупных акул бизнеса (иль слонов) не дотянешься, в оффшоры прибыли прячут, руки коротки – а за средним, тем более, мелким бизнесом побегаешь, пока копейку для государства добудешь... Грустно - экономическая жизнь страны замирает, а юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица становится все больше, затраты бюджета на сборы с них налогов увеличиваются. Яркий ярославский пример – на территории Лакокраски в Дзержинском районе г. Ярославля в советское время был один плательщик налогов, а сейчас на той же территории находится 55 юридических лиц!

Со слонами нам не справиться - будем ловить тараканов.

Усложнение налогового обложения - тоже тенденция современной России. Это видно даже по количеству зданий - если ранее работники райфо сидели в каждом райисполкоме и занимали по паре кабинетов, то ныне только в городе Ярославле 4 здания занимают налоговые инспекции. Посмотрим на основные функции налоговых органов:

1.регистрация субъектов экономической деятельности юридических лиц и предпринимателей,
2.регистрация всех изменений с этими субъектами деятельности изменение участников, размера их долей, смена директоров и т.п.,
3.собственно вопросы взимания налогов, проверка правильности уплаты налогов,
4.судебные споры с субъектами хозяйственной деятельности.

В советское время и плательщиков налогов было меньше, и ни один директор, ни один главбух не были заинтересованы в неуплате налогов. Над ними не стоял собственник, который бы «стимулировал» уход от налогов. Налоги уплачивались самому государству, который формировал бюджет. Из того же бюджета промышленность получала средства на расширение производства, на строительство новых промышленных объектов. Но иная ситуация сейчас, в капиталистической действительности. Идет тихая (подковёрная, невидимая для народа) борьба между бизнесом и налоговыми органами. Она редко- редко заканчивается в пользу государства. В целом течение этой борьбы уже известно.

В 1987 году до начала кооперативного движения в СССР, очень интересно видеть, как обстояло дело с уплатой налогов в 1987 году в США, этом становом хребте рыночной экономики. И сравнить с бюджетом в СССР, до того момента, как Горбачев вдруг рванул социалистический общественный строй и потащил страну в рыночную экономику.

Таблица 1. Бюджет США 1987 год
ДОХОДЫ ВСЕГО 854,1 млрд долларов
Из них:
Налоги с индивидуальных доходов 392,6 !!!
Налоги с прибыли корпораций 83,9 (ха-ха-ха)
Налоги и взносы в фонды соцстрахования 303,3
Акцизы 82,5
На наследство, дарение, таможенные пошлины 41,8

Из этой таблицы видно, что в уже к 1987 году в США война между налоговыми органами и бизнесом закончилась в пользу бизнеса. Считаем по таблице - простой американец в 1987 году уже вложил в бюджет 392,6 млрд.+ и часть от 303,3млрд. + часть от 41,8 млрд. долларов. Понятно, что 70% доходной части бюджета США – это налоги, сборы, взносы с доходов отдельных граждан.

Уж на что мощные корпорации в США, а оказывается, рядовые американцы в 1987 году давали налоговых поступлений в бюджет больше, гораздо больше этих самых корпораций. И, несмотря на столь большой бюджет, Америка уже к 1987 году имела внутренний долг в 2,3 трлн. долларов. Этот внутренний долг равнялся трем годовым государственным бюджетам. Эх, успокоились граждане во времена социализма, разучились думать, анализировать, а уж тем паче читать статистику западных стран. Все на витрины западных магазинов кивали, забыли главную истину – радость жизни не от магазинных полок, а от полок домашнего холодильника.

И сравниваем, смотрим на бюджет в СССР в том же году .

Таблица 2. Бюджет СССР 1987 год
ДОХОДЫ ВСЕГО 458,6 млрд руб.
Из них:
Налоги с оборота 96,9
Платежи гос. Предприятий из прибыли 125,9
Налоги с населения 32,2 !!!
Средства гос.соц.страхования 27,0


Из общей суммы доходов бюджета от государственных и кооперативных предприятий и организаций поступило в доходную часть бюджета 423,4 млрд. руб., т.е. 92,3%, а на население осталось 7, 7 %, потому что взносы на страхование за работающее население платили предприятия.

И получается, что расходы на сбор налоговых поступлений увеличиваются в настоящее время, а внутри доходной части бюджета наблюдается тенденция на перераспределение налогового бремени на рядового гражданина. И это общемировая тенденция. И когда началась перестройка, никто не догадался глянуть на эту самую общемировую тенденцию, все захотели много колбасы и красивых тряпок.

А когда идет тихая подковёрная борьба за налоги между бизнесом и государством, понятно, что работы у налоговых органов предостаточно.

Пример второй. Рост регистрирующих органов.

Вспомним старое БТИ советских времен. Маленькое двухэтажное здание (не более 10 кабинетов) рядом с нынешней мечетью и Ярсоцбанком по улице Победы города Ярославля. Все дела по домовладениям Ярославля хранились там. А еще в каждом районе Ярославской области были свои землемеры и сельсоветы, в которых хранись документы на земельные участки и домовладения. Так как земля не продавалась, то сделки с домовладениями, купля продажа совершались просто - договор через нотариат, прописался новый собственник к купленном доме, и квитанция на земельный налог и обязательное страхование начинали приходить к новому собственнику. Квартиры не перепродавали, прописывались, выписывались (какие там сделки!), все обмены совершали через обменное бюро с маленьким штатом одноэтажном домике, во дворах по улице Собинова.

В условиях капиталистической действительности все продается, все покупается - кругом базар, кругом торг. Поэтому каждый возможный объект купли- продажи в России должен теперь иметь бирку с указанием собственника. Так во всех странах делается. Поэтому капитализация России потребовала, в первую очередь, переписи всего имущественного комплекса в промышленности, всей недвижимости у населения. Процесс навешивания бирок зовется сейчас так - регистрация права собственности… Процедура купли-продажи требует, чтобы покупающая сторона была спокойна, что покупает у настоящего собственника. И именно с этой целью введена регистрация всей недвижимости, прав на недвижимость, и всех совершаемых с недвижимостью сделок.

Но прежде чем недвижимость зарегистрируют за каким-то собственником, ее подробно измерят, зарисуют, проведут межевые работы с земельными участками, поставят на кадастровый учет. Вся эта огромная перепись и поддержание в исправности кадастров, реестров потребовала огромной армии бюрократии. И что мы имеем теперь вместо маленького здания на улице Победы в 10 комнат, где располагалось советское БТИ, и квартирного обменного бюро с улицы Собинова в восемь комнат:

1. здание на улице Пушкина 14А,
2. здание на улице Толбухина 64А,
3. первый этаж здания на Б.Октябрьской, где располагаются Фрунзенский и Красноперекопский отделы регистрационной службы,
4. часть здания на пересечении улиц Володарского Некрасова,
5. помещения в здании бывшего общежития рядом с Шинным заводом, где располагается Ленинский отдел регистрационной службы,
6. новое здание на Б.Федоровской в Красноперекопском районе,
7. часть первого этажа здания на ул. Свободы.

Появилась отдельная структура - Агентство по аренде земли города Ярославля. При этом земельные комитеты в каждом районе Ярославской области значительно выросли в своем составе, их именуют уже управлениями. Появились десятки частных организаций по межеванию – их около сорока, список вывешен в Управлении земельных ресурсов города Ярославля на улице Нахимсона. И эти организации ничего не производят: они лишь меряют, описывают, готовят бумажки. Другими словами для навешивания бирок потребовалась огромная армия бюрократия и прочей, не занимающейся производством, а предоставляющей сопутствующие услуги, предпринимательской публики.

Такой же рост управленческого, регистрирующего, работающего с объектами недвижимости аппарата наблюдается во всех районах Ярославской области, и по всей России

Пример третий. Увеличение судебных работников.

Мы будем сравнивать последние года советской власти. До перестройки.

Арбитраж (система хозяйственных судов, разбирающих споры между субъектами промышленного и иного производства, сферы торговли) был создан (чтоб разгрузить арбитражи при Совете Министров каждой республики) по Конституции 1977 года. Итак, начиная с 1977 года, в Ярославской области начал действовать государственный арбитраж.

Все время советской власти (до Горбачевской перестройки, т.е. до 1985 года) он существовал в следующем составе: три арбитра, главный арбитр, четыре канцелярских работника, уборщица и водитель. Занимал арбитраж всего (!) 4 кабинета в здании управления местной промышленности по улице Свердлова, что стоит напротив Ярославской областной библиотеки им. Некрасова.

Процедура рассмотрения споров занимала не более месяца. Апелляционной инстанции не было, роль кассационной инстанции исполнял главный арбитр. А надзорная инстанция - сразу в Высший арбитраж, в Москву. Даже сложные, так называемы споры по перевозкам (железнодорожные, централизованные перевозки автотранспортом УТЭП, - кто еще из транспортников помнит) с обязательной стадией досудебного предъявления претензий перевозчику, не длились месяцами. Как правило, в течение трех месяцев спорная сумма уже была на банковском счету «обиженной стороны» Нынешние юристы скажут фантастика, досужие домыслы. Я сохранила справку-отчет о работе за 1983 год в Ярославском Управлении Главнаснаба СССР, которую каждый юрист составлял по итогам года. Так вот, в 1983 году я заявила 130 исков, и все иски том же году были рассмотрены. А ведь у меня еще была и претензионная работа! Такой объем исков можно было обработать, только при быстрой и эффективной работе судебной системы в целом. Я хочу, чтоб в истории остались имена тех арбитров советской эпохи, что при промышленном объеме Ярославской области, в 2 раза превышающем нынешний, демократический объем, вершили быстрое и справедливое, настоящее правосудии в хозяйственном обороте – это Татьяна Ивановна Петухова, Татьяна Ивановна Дёгина, Татьяна Васильевна Сафронова, Валентина Александровна Боровик.

У последнего арбитра я проходила практику на пятом курсе ЯРГУ, присутствовала на заседаниях и рылась в делах арбитража по железнодорожным перевозкам. Знакомство с практикой в арбитраже позволило мне, всего лишь через год после вуза, разработать для товарных отделов нашего Ярославского Управления Госснаба сводную таблицу – «Розыск грузов, предъявление претензий и исков по перевозкам грузов». Для чего пришлось покорпеть над четырьмя Уставами – железнодорожным, автомобильным, воздушным и почтовым, а еще над нормативными актами по импортно-экспортным перевозкам и по УТЭП-перевозкам. Эта таблица 1983 года с подписями начальников отдела до сих пор хранится в моем личном архиве, и в уточненном виде эта таблица еще лет 20 применялась на бывшей моей работе в Госснабе.

Арбитраж был государственным, он вполне оправдывал свое название, потому что правосудие вершилось быстро, эффективно и справедливо.

Спустя 30 лет я могу рассказать об одном случае. Было это на первом году работы в Госснабе, когда я, начинающий юрист, наверное, еще плохо умела анализировать составленные акты по недостачам. Завод из Московской области отгрузил в адрес Госснаба надфили. Представляете, открывают пятитонный контейнер сотрудники первой базы Госснаба, а там не ящики, с упаковочными ярлыками, где бы было проставлено количество упаковок и ассортимент надфилей, а там продукция навалом. Пришлось управляющему Госснаба срочно искать дополнительных сотрудников и сутки трудились над тем, чтобы разложить по ассортименту, сосчитать весь навал из контейнера. Оказалось, что еще и недостача. А в 1983 году, недостача в 2 тысячи рублей, это были большие деньги, примерно годовая зарплата юриста. Был составлен акт, заявлена претензия, молчание в ответ. Заявили иск, на рассмотрение в арбитраж Московской области отправили меня.

Начинается заседание, юрист ответчика была знакома с арбитром, все называла, ее как-то излишне просто - допустим, «Марь Ван».

И на заседании представитель ответчика вынимает из кармана главный козырь: «Да гляньте, Марь Ван, в их акт, там написано, что всего 3 часа шел разбор и актирование надфилей, но это же пятитонник…» Стало понятно их молчание по претензии. В голове зашумело, и уже я начинаю рубить правду – матку, сказала сгоряча следующее: «Это просто описка – 23 часа шла разгрузка и подсчет надфилей, мы вынуждены были привлечь для срочной разгрузки даже солдат». Моя фраза про солдат была весьма понятной для арбитра: простой контейнера под разгрузкой выливался для предприятия в штрафные санкции. Арбитр, выслушав все объяснения сторон, объявила, что сумму в нашу пользу взыскивает. Та сторона опять за свое: «Марь Ван, как же так…, да у них акт…, да, может, и недостачи не было в такой большой сумме… ». На что арбитр сказала: «Им (т.е Госснабу) наверняка пришлось этих солдат-грузчиков и кормить, может где-то и обсчитались, а вы уж совсем (т.е. завод –изготовитель) обнаглели – пятитонник, и навалом…» Согласитесь, решение не совсем правовое, но справедливое. После справедливого решения, сторона ответчика уже не решится грузить в адреса других получателей надфили навалом.

Тот, советский арбитраж, помимо правовых вопросов невольно исполнял и государственно-управленческие функции: штрафовал за доведение бесспорного иска до арбитражного рассмотрения, за отсутствие ответа на претензию, отправлял руководителям «зарвавшихся» сторон процесса, предписания о недопущении нарушений впредь.

Но вернемся к основной теме.

Уже в конце 80-х годов началось так называемое кооперативное движение. Это вызвало рост судебного аппарата, но пока не очень значительно. Арбитров стало 8, переехали в здание на улицу Чехова. Потом было большое здание на улице Тургенева. После завершения приватизации, акционирования предприятий, т.е. проще скажем после полной капитализации страны, после завершения контрреволюционного переворота, когда практически вся промышленность оказалась в частных руках, очень значительно, вырос и судебный аппарат. Наш ярославский хозяйственной направленности судебный аппарат завершил свои переезды в трехэтажном особняке на проспекте Ленина. Там раньше размещался строительный главк, который все Брагино выстроил, весь Заволжский район перестроил. Строитель умер, чиновник народился.

Но должна отметить, что дел в судах огромное количество. Судьи без дела не сидят. Посмотрите на их плотное расписание. А еще загляните в комнаты помощников судей и секретарей судебных заседаний – кабинеты завалены делами. Обратите внимание к концу года и на нумерацию дел по Арбитражному суду Ярославской области. И хотя я бросаю гневные стрелы в общий класс бюрократов, но хочу предупредить от упрощенного взгляда именно на судебную систему. Помимо огромного количества дел, сложность их работы состоит еще и в том, что постоянно меняется законодательство, меняется судебная практика. Судьям сложно и психологически, когда в судебных спорах сталкиваются зубры бизнеса, акулы монополистов, а еще труднее – когда рыбешка судится с китом... Да, я когда-нибудь, на пенсии напишу про судью Птичкину целую повесть, еще про одну судью уже не арбитражного суда, где точно знаю мотивы несправедливых двух решений, тоже напишу. Но уверяю, большая часть судебных работников - это труженики. Но, увы, на ниве бесплодного капиталистического труда. Вот «сидели» в процессе 6 месяцев по налоговому делу, это еще мало – по предыдущей налоговой проверке «сидение» было в 2 года. Что-то выиграли, а что- то проиграли. Но разве можно обижаться на судью за этот несправедливый проигрыш – когда при переезде налоговой инспекции потеряны материалы камеральных проверок? Сторона налоговая тоже справедливо возражает – а что вы копии материалов сами не сохранили. Да это невозможно, когда тома документов сдаем по каждой декларации, по каждому виду налогу и камеральным проверкам. И еще тома копий хранить?! Ведь надеялись, что налоговая сохранит. В мелкой, с малыми объемами производства фирме, наверное, такое, и возможно. Но на большом заводе хранить тома копий документов по каждой декларации, по каждому налогу, ежеквартально сдаваемому, да еще больше, чем за 5 предыдущих лет?! Невозможно. Неискушенный читатель скажет – но у вас же есть подлинные бухгалтерские документы! Но бухгалтерский учет не совпадает с налоговым учетом по датам документов.

Однако ж, подобные налоговые споры в советское время были просто невозможны – налогов было всего два, по расчетам до примитивности простых, цены установлены на министерском уровне. О чем было спорить?

Назовем основные причины роста судебного аппарата.

1. Увеличение количества хозяйствующих субъектов. Это настолько определяющий фактор, что с ним вряд ли кто станет спорить. В советское время в каждом районе города Ярославля 2- 3 завода, управление торговли и управление бытового обслуживания. Вот они в собственных интересах, а управления - интересах того ли иного магазина, своих структурных подразделений, могли обратиться в арбитраж с исками. А сейчас количество потенциальных истцов выросло в тысячи раз. Около 50 тысяч юридических лиц, а еще предприниматели идут с исками в арбитражный суд.
2. Увеличилось количество поводов, оснований исков, предметов иска… В переводе на популярный язык скажем так. Если в хозяйственный оборот ввели и предприятия в целом, здания и сооружения, земельные и лесные участки, акции и ценные бумаги, и т.п. (а не только товары народного потребления и продукция производственно-технического назначения, как это было раньше), то появляются споры по поводу новых объектов гражданских прав.
3.Усложнилось законодательство. Теория правового государства в действии. Сейчас на каждый «чих» пишется закон, издается постановление, инструкция, самостоятельным, действующим лицом стало такое явление, как «судебная практика», потихоньку правовая система России скатывается к прецедентной системе права.

И все эти объективные эти причины привели к следующему. В нынешнем Арбитражном суде Ярославской области по состоянию на начало 2012 года было 6 составов по 5 судей, а к середине 2013 года стало 8 составов. У каждого судьи есть помощник, есть еще консультанты на каждый состав, что отслеживают законодательство, секретари судебных заседаний, канцелярий уже три. А всего общее количество сотрудников в суде вместо прежних 7 человек советского периода, сейчас примерно 120 человек, и еще, имейте в виду, я не знаю количество обслуживающего персонала - судебные приставы, уборщицы, водители. И вместо 4 кабинетов на ул. Свердлова г. Ярославля в 1984 году перед началом перестройки, арбитражный суд в настоящее время занимает трехэтажное здание, где более 86 кабинетов!

Но это не все. Возникли новые две структуры в системе арбитражных судов. Апелляционная инстанция в г. Кирове, восьмиэтажное здание, где 30 судей, и, следовательно, примерно, такое же, как в ярославском суде первой инстанции, количество помощников, секретарей, консультантов. Таким образом, если в 1984 году второй инстанцией для дела, рассмотренного в Ярославском арбитраже, была всего лишь главный арбитр Петухова Татьяна Ивановна, то теперь вместо Петуховой Т.И. дела рассматривают обитатели восьмиэтажного здания! Кассационная инстанция (ранее была второй стадией) уже стала третьей инстанцией по рассмотрению экономических споров, теперь находится в Нижнем Новгороде. Тоже очень внушительное трехэтажное здание!

Так что можем твердо утверждать, что судебная система хозяйственных судов выросла в 20 раз.

А теперь посмотрим на суды общей юрисдикции.

Жил себе поживал суд Ярославского района в 1984 году из двух судей - председатель П. , судья Р., трех секретарей. Занимали простенькое одноэтажное здание на ул. Гагарина с 5 кабинетами-комнатушками и двумя судебными залами (громко сказано)- зал один большой, а второй - небольшой кабинет для мелких заседаний. Теперь судей восемь в Ярославском районе, у каждого помощник, секретарь, канцелярии уже две - по уголовным и гражданским делам, есть приемная. И вместо пяти кабинетов с двумя залами для слушания дел в советское время, Ярославский районный суд занимает двухэтажное здание на улице Победы города Ярославля, и там уже больше 50 сотрудников. Но есть еще мировые судьи, их четыре. Занимают помещения в двух зданиях, у каждого также помощник и секретарь, и обслуживающий персонал. Значительно вырос и областной суд. Если раньше членов областного суда было всего 8 , то сейчас около 30,.помощников и секретарей тоже больше раз в 10. Так что и система судов общей юрисдикции с учетом роста и районных, и областных судов, а также появление мировых судей выросла в 20 раз.

И количественный рост судов общей юрисдикции точно также объективен. Население выросло минимально, но в огромных масштабах увеличилось количество поводов для споров, так как в оборот пущена земля, квартиры, дачи, прочая недвижимость. Посмотрите на официальном сайте Ярославского районного суда характеристику исков, помимо тех простых дел, что были в советское время, появились новые принципиально дела - по земле, по паям, по акциям. Новые категории дел по причине капитализации страны и привели к росту судов общей юрисдикции.

Таким образом, капитализация страны привела к объективному росту судебной системы в 20 раз. Я полагаю, что мои выводы еще заниженные, потому что мы не знаем, насколько вырос Высший Арбитражный суд, Верховный Суд, по сравнению с советским периодом.

И если найдется такой наивный, что скажет по-русофобски, что это только в России плодят чиновников, то будет не прав. Наша система хозяйственных судов списана с США, и система судов общей юрисдикции похожа на суды во всех буржуазных странах.

В США самый высокий показатель количества юристов на 100 тысяч населения. Этот факт в начале перестройки приводили в качестве положительной цифры - глядите де как в Америке, как много юристов! И вот де наша цель такая же - строительство правового государства, увеличение количества юристов, правовые де знания в массы. Но с увеличением количества судов, судей, юристов в обществе, законность что-то не становится выше, закон чтят все меньше, а добиться правды по судам становится проблематичным не только рядовым гражданам, но и, увы, юристам, если юрист представляет интересы мелкого предпринимателя против акулы бизнеса.

Пример четвертый. Рост системы судебных приставов.

В советское время приставов звали иначе – судебные исполнители. Они находились при каждом районом суде. В Ярославском районном (сельском) суде их было трое. И занимались они в основном взысканиями между гражданами. Проблем по взысканиям по исполнительным листам не было. Каждый гражданин имел доход: зарплату, пенсию, стипендию. Безработица отсутствовала, а с маленькой заработной платой меньше 80 рублей (как 16 тысяч сегодня!) жило всего 4,8 % работающего населения, средняя заработная плата по стране в 1987 году была больше 200 рублей. И, при этом, четкая прописка по месту фактического проживания. Исполнительный лист поступал по месту работы, и бухгалтерия высчитывала у должника из зарплаты долг или алименты.

Судебные исполнители не работали с исполнительными листами по взысканиям между организациями, юридическими лицами (далее – юрлица). Почему так было? А все просто. Исполнительный лист на должника - юрлицо, кредитор-взыскатель, получал в тогдашнем арбитраже. В советское время было всего 2 банка с его филиалами, позднее стало 4 банка, но каждое юрлицо вправе было иметь один расчетный счет в одном банке! Красота, мечта нынешнего судебного пристава. Обиженная организация сдавала исполнительный лист в учреждение банка, а банк списывал с расчетного счета должника сумму долга в пользу кредитора. Никакой тебе беготни по судебным приставам, никаких хлопот с налоговыми органами, чтобы узнать – а где, на каком другом банковском счете «затырил» должник основные денежки. Все гениальное просто. И эта законодательная простота оборачивалась простотой в случае взыскания долгов.

А сейчас судебным приставам приходиться заниматься и взысканиями между гражданами, и между юридическими лицами. А потому, вместо 3 судебных исполнителей советского периода (сидевших в одном кабинете!), в службе судебных приставов Ярославского района – 8 судебных приставов только на взысканиях, в помощь им в 2 раза большее количество технических работников. Но это еще не все.
Есть судебные приставы, которые не занимаются взысканиями, они как бы охрана при всей судебной системе - в арбитражных судах, в судах общей юрисдикции, при мировых судах. Вместо вневедомственной охраны, которая в советское время была только в областном суде…
Рост службы судебных приставов 15 кратный. И поверьте – они трудятся не покладая рук, они тоже завалены делами. Но их упорный труд не всегда дает требуемый результат: только около 50% исполнительных листов реально исполняются. Должники без работы, пенсии минимальные, юрлица предпочитают не держать деньги на одном счете, к моменту поступления исполнительного листа их счета в банках «обнуляются», Если же сумма долга большая, то фирме легче банкротиться иль «свалить» в другую область. А с фирмами-мошенниками (однодневками) борются на законодательном уровне, но борьба эта бесполезна. Об этом я расскажу в главе шестой – «подлая 66 статья ГК»

Пример пятый. Рост контролирующих органов по причине смены методов управления промышленным производством.

Мы ушли от отраслевого управления промышленностью – ранее существовавшие отраслевые министерства ликвидированы. Казалось бы, сократился бюрократический аппарат.

В этом месте необходимо небольшое отступление. Тот аппарат, который хотя и именовался писаками демократами бюрократическим, но таковым фактически не был, потому что отраслевые министерства занимались организацией производства в масштабах страны, руководством, планированием производства на существующих предприятиях, налаживанием межотраслевых связей с участием Госплана, строительством новых предприятий. Сейчас подобного нет. Производство планируют собственники. Но государство, которое ранее управляло промышленностью изнутри предприятия, через директора, который находился на государственной службе, вынуждено в настоящее время заняться внешним контролем частных предприятий. А внешний контроль это более сложное занятие.

Давайте посмотрим на чисто популистских примерах. Вот приехала (в советское время) министерская проверка на предприятие. Проверяет комплексно:

1) соблюдение трудового законодательства – оплата труда, техника безопасности, режим труда и отдыха;
2) проверяет само производство – соблюдение технологических режимов, ГОСТов при производстве готовой продукции, ценообразование, соблюдение договорной дисциплины по отношению к потребителям, покупателям;
3) проверяет бухучет - уплату налогов, использование средств амортизационного фонда – используется ли он на действительное расширение производства, иль на необоснованное премирование руководящего состава...

Проверяет и многое другое. Появляется на свет итоговый документ, директор заслушивается на коллегии министерства, издается приказ об устранении тех или иных нарушений. И Директор выполнит все требования, иначе уволят. А если нарушения грубейшие, директора просто увольняли по итогам коллегии. Следует заметить при этом, что Бюрократ в советское время – министр ли, иль его замы не были по большому счету бюрократией. Они работали на результат. Должны были увеличивать производство, соблюдая при этом трудовые законы и технику безопасности, отвечать за рост, качество продукции на заводах и фабриках их министерства, главка, производственного объединения. Какой же это бюрократ, если он встроен в систему производства!? Но именно этого «бюрократа» и предлагали ликвидировать все перестройщики, демократы , либералы.

А как же сейчас обстоит дело с внешним контролем, вместо внутреннего советского контроля? А вот как! Проверять соблюдение трудового законодательства приедет Рострудинспекция, соблюдение правильности использования машин и агрегатов придет Ростехнадзор, соблюдение санитарных норм - Роспотребнадзор, пожарных требований – МЧС, уплату налогов – ИФНС, экологии – природоохранная прокуратура. И каждый проверяющий орган выдаст свое предписание, оформит административные протоколы (а все надо оформить, вручить и получить объяснения по законной процедуре). Затем, если есть к тому основания, протоколы направят в суд для привлечения к административной ответственности. Потом повторные проверки. Но, увы, директора никогда не снимут, его уволить может только собственник, иль какой-либо принципиальный проверяющий, который (опять же, только через суд) сумеет добиться применения дисквалификации. Потом по всем проверкам начнутся тяжбы по судам. Заработает судебная система (существующая за счет налогов). Часть предписаний оспорят, часть протоколов не дойдет до реального наказания. И все останется по-прежнему до следующей проверки. А уж насчет соблюдения трудового законодательства вообще помолчим…

Вместо прежних отраслевых министерств появились другие, поистине бюрократические структуры, для которых важен сам процесс контроля, а не конечный результат, как это было в советское время при государственном министре, директорах, каждый из которых нес персональную ответственность за работу министерства в целом, главка (потом производственного объединения), предприятия, которым руководил.

И нынешний директор любого коммерческого предприятия отвечает только перед собственником за величину получаемой прибыли лично для собственника. И чем меньше он будет тратить средств на заработную плату, налоги, и т.д., и.п., тем более эффективным управленцем он будет считаться в глазах своего хозяина. А если сумеет колбасу произвести вообще без мяса, и при этом не попасться при очередной проверке, он гений в глазах собственника.

Впрочем, вернемся к нашей теме о бюрократии. Главный вывод – внешний контроль вместо ранее существовавшего внутреннего контроля, это более сложный процесс, и требует он гораздо больше бюрократии в условиях рыночной экономики. (Это первая новела моего маленького исследования).

Так что рост бюрократического аппарата – это объективный процесс при рыночной экономике. И никакие компании не приведут к реальному сокращению бюрократического аппарата в условиях существующего экономического строя в России.

Министерств, в чистом виде, как мы их ранее понимали, по отраслям производства уже нет. Но если вы войдете в Интернет и через поисковую систему нажмете «структура исполнительной власти в РФ», то вы увидите, что количество министерств не уменьшилось. Они получили другое название, другие функции – все больше только контрольные и законодательные. Бюрократия жива и никуда не делась. Но только по сравнению с советским периодом ее стало больше, она щедрее оплачивается. При этом фактически же она перестала участвовать в производстве, она только контролирует, надзирает, берет взятки, и готовит запасные аэродромы в Европе, чтоб в опасный момент успеть перелететь. Как, Лужков, например.

Бюрократия стала истинной бюрократией. Она перестала быть производительной бюрократией, она только кушает, но не с сошкой.

Даже оставшиеся профильные министерства, например министерство образования РФ, разве они занимаются образованием, разве они работают на конечный результат, чтоб школьники получили хорошее образование, чтоб интеллектуальный уровень населения был высоким? Им важен процесс – реформирование, отмена и введение новых стандартов. Важен сам процесс руководства, чтоб все боялись, трепетали, чтоб была видна деятельность. А остальное, конечный результат - неважен…

Таким образом, настоящие бюрократы появились только в условиях рыночной экономики.

Лень чиновника, прикрытая фиговым листком – даешь больше свободы бизнесу.

Но чиновник пошел еще дальше. Он совсем не хочет работать. Под шумок – больше свободы бизнесу, наш чиновник, по примеру чиновников других стран (они ж везде одинаковые) стремится снять с себя всяческую ответственность. На законодательном уровне чиновник инициирует процесс создания саморегулируемых организаций по разным направлениям деятельности – страховщиков, оценщиков, строителей, проектировщиков, аудиторов. Пусть де сами предприниматели себя организуют, вводят какие-то требования, а мы, чиновники, будем только наблюдать за наблюдающими - саморегулируемыми организациями.

Принимаются законы о создании страховых фондов при каждых объединениях - страховые фонды страховщиков, страхование банковских вкладов, страхование турбизнеса и т.д.
Кто-то скажет, а ведь замечательно. Но посмотрим с другой стороны – каждый гражданин платит налоги, чтоб содержать бюрократию, которая в принципе и должна обеспечивать нормальную экономическую жизнь в обществе – чтоб нас кормил предприниматель нормальной колбасой, чтоб банки не обманывали, чтоб турфирмы не сгорали. Но чиновник сделал так, чтоб налоги наши «кушать», но ни за что при этом не отвечать, и ни в коем случае не нести персональную ответственность за состояние дел в соответствующей отрасли. Рыночный бюрократ желает только надзирать «за процессом»!
И что же означает создание саморегулируемых организаций?! Это означает, что потребитель, клиент оплатит и создание, и функционирование, и страхование в этих параллельных структурах бизнеса. Получается, что мы, избиратели-граждане страны, платим прямые налоги на государственный контроль, на содержание чиновников, а потом платим еще косвенные налоги через цены и тарифы, и через оплату квадратного метра при строительстве нового жилья, чтоб предприниматели сами себя контролировали и надзирали. В 2011-2013 годах вступительные взносы были 350 тысяч, сейчас – 500 тысяч.
Но есть еще и третьи потери. Все расходы застройщика на вступление в СРО, ежегодные взносы в СРО относятся к затратам, а значит, снижают налогооблагаемую прибыль у строителей, уменьшают налоги в бюджет.

А в общем плане – помимо роста чиновников по стране, идут перекосы в структуре занятого населения, когда большинство с ложкой, а не с сошкой.

На местном уровне.

Вспомним советский Ярославский горисполком. Он занимал одно здание. Потом во время начала капитализации страны стал стремительно разрастаться, переехал в здание побольше. А сейчас уже занимает пять огромных зданий. Посмотрев на адреса структурных подразделений мэрии города Ярославля на ее официальном сайте, вы убедитесь в этом. Аналогичная история произошла и с бывшим советским облисполкомом. Он тоже занимал трехэтажное здание на Советской площади, потом разросся, занял и здание обкома, потом чиновники « захватили» еще несколько зданий. Кстати, как реликвию я храню справочник депутата последнего созыва областного совета. Перелистаешь его, и плакать хочется. Сколько проектных институтов перестало существовать, а в их кабинеты вселились просто бюрократы.

Недавно случайно встретилась с апологетом рыночной экономики. Мы часто встречались в экономическом дискуссионном клубе – на ул. Собинова,39А. Раньше дискутировали не в Интернете, а очно... И спрашиваю его – дорогой мой Владимир Ильич (не путать с В.И. Корниловым, который в 1992 году написал прекрасную статью в Голосе профсоюзов – «Переход к рынку – прыжок в пропасть»), что же вы на заре перестройки кричали, что у нас 2 млн. бюрократов. А их раз в 10 больше было уже в 1996, а в настоящее время уже в 20 раз больше. А он , спокойненько, мне отвечает: «Да, рост бюрократии естественный процесс при капитализме». Остается только гадать насчет того, почему идеологи коммунистов, все эти работники идеологических отделов обкомов не использовали в своей контрпропаганде против рыночных реформ цифры о количестве госслужащих, США, и о причинах дефицита бюджета США.

Не только количество, но и цена.

В начале перестройки некие закулисные силы очень сильно раздували скандалы в отношении чиновников. И родился лозунг – чиновник должен получать много, чтобы он не брал взятки. Лозунг казался логичным. И в настоящее время, помимо количественного роста бюрократии, выросла значительно и зарплата чиновников всех уровней.

Средняя зарплата служащих в советское время (не было термина госслужащий) была меньше средней заработной платы в промышленности. Понятно, что советский служащий обходился бюджету недорого. Конечно, же, каждый вспомнит про зарплату союзного министра – 1200 рублей. Но и шахтеры получали не меньше. Комбайнер на уборке урожая в Казахстане получал министерскую зарплату. В моей семье примеры подберу – 400 рублей получал отец, работавший токарем на заводе, но такая же зарплата была и у судьи Ярославского районного суда. А теперь токарь на том же заводе, где работал отец -20 тысяч, а судья – 90 тысяч. А, может злые языки правы, что в действительности 120-180 тысяч получают судьи, например, при уходе в отставку судье арбитражного суда выплатили 540 тысяч рублей законного пособия по уходу на заслуженный отдых...

Найдите сайт Правительства Ярославской области; у каждого департамента области тоже есть свой подсайт. И подсайте любого департамент есть хитрое окошко - Документы. В этом разделе вы и найдете Декларации по доходам первых заместителей соответствующего Департамента, начальников отделов. Меня убили в буквальном смысле Декларации Департамента здравоохранения области. В советское время руководитель облздрава получал 400-500 рублей, санитарка в больнице – 70 рублей, разница в 6-7 раз. А в нынешнее время, у заместителя директора Департамента здравоохранения средний месячный доход даже в кризисный год - 2008 год составил 106 тысяч. Санитарка в больнице 6-8 тысяч, и если санитарка работает в отделения реанимации, и у нее больше 8 тысяч, то считается за счастье.
Но все равно, разница санитарки по доходам с руководителем департамента теперь получается в 15-20 раз. Разрыв по зарплате сногсшибательный, он угробит экономику. (О структуре доходов и их влиянии на экономику – глава 5).

Но не будем муссировать эту болезненную для бюджета и налогоплательщиков тему. Укажем лишь на главный вывод - выросли затраты бюджетов всех уровней на содержание чиновника в процентном отношении. Но статистика стала хитрой. Только на муниципальном уровне активисты-депутаты могут что-то выяснить. Например, 30% бюджета Переславского района Ярославской области тратится на содержание чиновников. Это депутаты раскопали и озвучили в областной прессе. А выше – ой, не пускают к цифрам.

Но почему же был выдвинут лозунг: «Чиновник должен получать много, чтобы не брать взятки!». К ответу на этот вопрос я подошла в результате долгой войны с тарифами в Заволжской управляющей компании, что «сидит» на половине жилищного фонда Ярославского района Ярославской области. Ничто не подвигло, не заставило чиновников в структурах, надзирающих за ЖКХ, проверить обоснованность завышенных нормативов на отопление (количеству Гкалорий на 1 кв.м.), по тарифам за одну Гкалорию, по нормативам за холодную и горячую воду, за обслуживание и ремонт. Были пикеты, сборы подписей жителей Лесной Поляны, были жалобы в прокуратуру и областной департамент, сопровождали наши жалобы обращение депутата областной думы. От чиновников приходили отписки, или вовсе ответов не было. Воз и ныне там.. А статьи, и жалобы, митинги по ремонту внутренних проездов в поселке, которые не ремонтировались около 10 лет.. На них обратили внимание только через три года!

Почему ж чиновник такой равнодушный!? А все психологически просто – в жалобах идет речь о том, что например, за январь месяц за отопление житель в трехкомнатной квартире поселка Лесная Поляна платит на тысячу рублей больше, чем в аналогичной квартире в Брагино, да еще за обслуживание дома, да еще переплаты за воду. Общий итог - на 1700 рублей квартплата за двухкомнатную квартиру у леснополянца больше, чем у жителя Дзержинского района иль центра Ярославля в таких же по размерам площади квартирах. Чиновник же со 100- тысячной зарплатой просто не понимает, как можно писать жалобы по таким мизерным, с его точки зрения, суммам. И даже, если в течение года эта разница выливается в сумму близкую к 20 тысячам, но, тем не менее, для чиновника это сущая безделица – годовая зарплата у руководителя департамента зашкаливает за 1 миллион рублей, а еще доходы от недвижимости. Вот и получается, что для чиновника – «не царское это дело в каких-то жалких тысячах разбираться». Так что чиновнику стали платить много не для того, чтобы он не брал взяток, а для того, чтобы он по своей зарплате – был очень далек от народа…

Чиновнику стали платить много для того, чтоб он не имел желания принципиальным образом разбираться в жалобах рядовых жильцов, чтоб ни в коем случае не занимал сторону жалобщиков. И своим бездействием, чиновник бы гарантировал получение высоких прибылей у класса буржуазии, в нашем случае у ловкачей из Заволжской управляющей компании, у всех других буржуинов, рангом пониже, чем российские олигархи. Это первая причина.

Вторая причина, тайная, чтобы класс бюрократии складывался, именно как отдельный класс, во многом с наследственными чертами. Чтоб туда ни в коем случае не затесалась черная кость, с какими-то понятиями о справедливости. А новые российские высокооплачиваемые бюрократы сами постараются сохранить «чистоту рядов». Если зарплата очень высокая, то на теплые местечки будут попадать только детки бюрократов. И не обязательно наследование будет идти по прямой линии (хотя в ярославской практике и такое есть)– я судья, мол, путь и мои детки будут судьями. Делается это все несколько тоньше. Я судья, а моих деток я направлю в прокуратуру, а детки прокурора в правительство области, а детки правительственных чиновников в суд...

На места, где зарплата пожиже, а работа погуще, может, кто и попадет из простого народа. Почему бы не взять, например, в суд секретарем иль в канцелярию на 15-20 тысяч выходца из среды среднестатистических ярославцев. Я разговаривала с одним секретарем, работает в Кировском суде 20 лет, но как не стремилась стать судьей, не получилось, так и осталась всего лишь в резерве судей - на высокооплачиваемые места действующих судей «свои» находятся.

И третья причина, почему чиновнику стали платить много. Вот эта скрытая, побудительная причина к высокой зарплате чиновников уже была отмечена в статьях публицистов неоднократно, аж на протяжении 200 лет. Класс бюрократии выполняет роль амортизационной подушки между классом наемных работником и классом буржуазии. Класс олигархов и крупной буржуазии от нас далеко. А чиновник почти что рядом. Поглядите на страницы прессы – кому в первую очередь «достается»? Бюрократу! А то, что класс буржуазии в лице своих законодательных органов и органов исполнительной власти сделал класс бюрократии именно такой равнодушной к нуждам среднестатистических граждан через высокие оклады и доплаты, через пенсионную систему, рядовой гражданин мало догадывается.

А бюрократу до нашего лая, до лая прессы, что каравану до лая собак. Время от времени «бросается» на съедение какой-то бюрократ, бравший не по рангу, иль слишком «откровенно» действовавший, на этом и точка. Вот я марксист, как экономист и юрист, все понимаю именно в такой структуре класса бюрократии. Но когда по своей работе сталкиваюсь с бюрократом, с его необоснованными притязаниями «на премию», я встаю на сторону предпринимателя, берегу деньги предпринимателя от необоснованных притязаний. Предприниматель не лицемерит о народном благе, он делает практическое дело с пользой для себя, но и нам, наемным работникам пусть крохи, но дастаются. И я, марксист, рассуждаю - пусть лучше за счет съэкономленных денег «на премию» мой предприниматель слетает на Канары, чем чинуша…Короче, я марксист, но в противостоянии бюрократа с представителем бизнеса, встаю на сторону последнего.

А бюрократия знает свое место и роль в российской действительности, потому она в целом, и отдельные ее члены, такие непотопляемые.

Приятелю-историку довелось попасть в компанию, где молодая мэрская сотрудница, чиновница во втором поколении, малость перебрала. Так вот, она в пьяном виде «честила» Путина, за то, что премьер (дело было в 2011году): «смеет бюджетные деньги тратить на подкормку всего этого быдла…» И далее по извечной русофобской идеологии говорила о русском народе как о бездельниках, нежелающих работать (6 млн. безработных в России!)

Главное дело русской буржуазии - оторвать чиновника от народа, уже свершилось!

И не забудем про пенсионное обеспечение госслужащих, судебного аппарата, правоохранительных органов. Цифры не будем называть, прочие пенсионера расплачутся.
У нас в России создана кастовая система пенсионного обеспечения. Сначала чиновнику платят много, чтоб не брал, идет так сказать антивзяточная, антикоррупционная добавка к зарплате. Но вот чиновник в отставке, и ему почему-то и на пенсии продолжают платить в составе пенсии эту самую антикоррупционную надбавку!

И главный либеральный миф – «капитализм у нас неправильный, вот бы его подправить, в самый раз будет» – поддерживается именно существованием бюрократии в настоящем виде. Народ, в большинстве своем, наивно полагает, что «подправка неправильного капитализма» должна делаться именно со стороны такой неправильной бюрократии. Не понимая при этом, что чиновники и класс буржуазии играют в одну дуду. Играют в плохого бюрократа, чтоб предпринимателя считали хорошим.
За высокие доходы и вседозволенность бюрократия согласилась играть роль амортизационной подушки. Буржуину хорошо – не он сидит в первой траншее, он в глубине обороны, а атакующий народ в классовых боях в первой линии обороны капитала сталкивается именно с бюрократом. И народ не догадывается, что его главный враг в глубине капиталистической обороны…

Завершающий вывод таков - общество в целом очень дорого платит за капитализацию, за контрреволюционный переворот. Рост бюрократического аппарата, естественный объективный процесс при капитализме.

И этот бюрократический аппарат содержится за счет налогов, сборов, госпошлины, собираемого с населения. И бремя прямых и косвенных налогов будет с каждым годом все больше и больше. По одной простой причине - бизнес имеет возможности уходить от налогов. Налоговое бремя будет перекладывать на наемного работника, это объективный, единый процесс. А второй процесс будет и вовсе печальный - налоги все в большей степени будут использоваться на содержание бюрократии, и все меньше и меньше будут тратиться на нужды основных плательщиков налогов.

Парадокс капитализма в следующем - весь этот огромный чиновничий аппарат необходим в большей степени для класса капиталистов, а содержать его буду рядовые граждане, наемные работники за счет прямых и косвенных налогов.

Высокая зарплата и пенсии чиновников – основа сплоченности бюрократии и ее независимости… от народа!


Этот окончательный вывод, так больно воспринимаемый ныне народом, я буду доказывать на примере судьи в советское время. Вот судья с зарплатой в 400 рублей. Должность у судьи выборная, а потому, если он был прежде адвокатом и получал адвокатский максимум в 400 рублей, то такую же зарплату назначат судье и при утверждении его на должность. Его зарплата составляла примерно две средние зарплаты по стране в 1987 году. Но зарплата в 400 рублей была и у высококвалифицированного токаря, у начальников юротделов на крупных заводах, у простых юристов, работавших на Крайнем Севере. Судья был независимым именно потому, что в случае увольнения его материальные потери были невелики. Ну не «сработается», ну уволят. Но возвратившись на работу адвокатом, устроившись с его опытом на крупный завод, иль пойдя на преподавательскую работу, бывший судья в материальном плане не будет иметь потерь. Ведь даже я, работая в сельхозтехнике юрисконсультом, получала 190 рублей, подработка в другой организации и преподавание давало мне около 250 рублей общего заработка. Понятно, что бывший судья мог претендовать на гораздо большее.

И вот в этом небольшом «разрыве» в зарплате с другими работниками наемного труда с высшим образованием или без такового, но высококвалифицированных рядовых специалистов, и была настоящая независимость советских судей. А пенсия судьям назначалась по общему пенсионному закону, пусть они и считались пенсионерами областного значения. 160 рублей пенсия у бывшего судьи, и 132 рубля пенсия у бывшего высококвалифицированного токаря! Маленький разрыв, согласитесь. А бесплатную квартиру, работая в сельхозтехнике, получила и я, получали бесплатные квартиры получали и судья, и прокурорский работник, уже за счет 10% отчислений от построенного заводами жилого фонда, в наших ж, заводских домах.

Но иная ситуация сейчас. Бесплатных квартир нет у «рядового населения», у судей – есть! Зарплата судьи в разы больше зарплаты юрисконсульта на заводах и фабриках. А о пенсии вообще помолчим. Не на 25% больше пенсия судьи пенсии рядового пенсионера, как раньше при Советах, а в 5 раз!

Так будет ли «рыпаться» нынешний судья, если ему поступят указания «сверху»?! Ни в коем случае, где судья найдет столь «хлебное» место, в случае изгнания его из судейских рядов?! У монополистов и банков зарплата юристов как у судей, только вот места давно заняты. Однако ж в пенсии все равно получается проигрыш, потому что пенсия у госслужащих в разы больше и пенсий бывших наемных сотрудников с высокими зарплатами. А такую «сверхлебную» пенсию судья не получит, пока не «выработает» 20-летнего стажа госслужбы! И потому 20 лет судья будет тих и нем перед вышестоящими начальниками. И он будет «выполнять» любой заказ сверху: того посадить за пустяк иль по сфабрикованному делу, тому по-малой, того и вовсе помиловать, иль по справедливому иску отказать, особливо если заявитель неудобный для власти гражданин. Я в качестве заявителя исков лично «проходила» подобную ситуацию. А когда пройдет 20 лет, судья, думаете, вспомнит о чести и совести?! А к тому времени у него детки будут взрослыми! И о их судьбе будет думать судейская голова…
Это не означает, что нет честных судей. Порядочные судьи рассудят честно спор между двумя равными по статусу гражданами, организациями. Но если поступит «указивка» сверху, они будут следовать только ей. Так спокойнее и прибыльнее для него лично, и для будущего семьи судьи, его детей.
И даже самый честный судья никогда не решится «настучать» на судью из соседнего кабинета, что берет взятки. Все по тем же причинам. Ему не простят принципиальности, и кресло его зашатается.
Так что громадные зарплаты судей и всех прочих чиновников, их бонусы и привилегии, не делают их строгими к букве закона, а наоборот – они независимы от закона и от народа, на налоги с которого существуют.

Общие перспективы.

Инициатива президента, озвученная в январе 2011 года о сокращении чиновничьего аппарата, останется всего лишь инициативой. Система хозяйствования, система экономического строя России объективно не может позволить сократиться управленческому аппарату. А все проблемы, возникающие у общества, почему-то решаются только одним способом- созданием новых управленческих структур.
И пусть умник-либерал не пытается возразить – а вот де в Европе, совсем не так, там капитализм правильный. Сомневаюсь, что «не так». Коррупционные скандалы сотрясают и Европу. А если либерал где-то и прав, то отвечу – то ж господский дом, а посмотрите на остальной мир, где не живет золотой миллиард.





| Печать |     | В начало |

Великая Страна СССР - Союз Советских Социалистических Республик!

Копирование и распространение материалов приветствуется. Размещение обратных ссылок остается на ваше усмотрение.
Все музыкальные файлы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного использования. Все права на них принадлежат их владельцам, равно как и права на книги, статьи и иные материалы.
Если вы считаете, что какие-то ваши права были нарушены материалами этого сайта - пишите - адрес приведен ниже. В письме необходимо указать следующие данные:

Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.


mailto:
Статистика: Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru