|
Репрессии в СССР, ч.09: ЦК между XVII и XVIII съездами
|
|
От предыдущих и последующих репрессий период 1937-38 гг. отличается не только общей численностью репрессированных, но и долей репрессированных в высших партийных органах.
Если фактически руководившее партией и страной в перерывах между пленумами ЦК Политбюро пострадало относительно мало (его члены по положению были не ниже Ежова, который стал кандидатом в члены ПБ только в октябре 1937 г., и тем более Ягоды, никогда в Политбюро не входившего, то члены и кандидаты ЦК, несколько раз исключавшие своих членов на пленумах с последующим их арестом или задним числом утверждавшие исключение уже арестованных, в итоге остались в весьма малом количестве по сравнению с избранными в 1934 на XVII съезде.
Большинство погибших в этом органе не имели никакого отношения к оппозиции (об исключениях ниже); о сколько-нибудь реальной возможности заговорщицкой деятельности можно говорить лишь применительно к Тухачевскому и его окружению (Якир и Гамарник были членами ЦК; сам Тухачевский и Уборевич - кандидатами в члены). Пятницкий (возможно и некоторые другие деятели) стали жертвами открытого выступления против Ежова на июньском пленуме ЦК; наконец, были репрессированы и чекистские деятели, сами приведшие ситуацию к тому, к чему она пришла.
В большинстве остальных случаев - причины репрессий против указанных людей не ясны до сих пор.
Из 70 членов ЦК, избранных на XVII съезде в 1934 г., к началу XVIII съезда в марте 1939 г. осталось 20 человек (включая Ежова, арест которого оставался делом времени). 4 человека за этот период умерли (естественной смертью - Крупская, Куйбышев, убит - Киров, самоубийство - Орджоникидзе), репрессированы были 46 человек (включая сюда и Гамарника. застрелившегося в ситуации неминуемого ареста).
Подавляющее большинство арестов пришлось на 1937 г.; расстреливались бывшие члены ЦК через достаточно большое время после ареста.
Из 46 человек после снятия Ежова был арестован только один (глава комсомола Косарев), однако арестованных при Ежове членов ЦК довели до суда и расстрела уже при Берии (Косиора, Мирзояна, Чубаря - перед съездом как и кандидата в члены ЦК Егорова; Евдокимова и Эйхе уже в 1940 г.).
Среди 68 кандидатов в члены ЦК, избранных на XVII съезде, умерло 2 человека (Товстуха и Штейнгардт), оставалось в живых к 1939 г. 12 человек, 54 было репрессировано (считая застрелившихся при угрозе репрессий Томского и Любченко).
К внутрипартийным же оппозициям из 46 репрессированных членов ЦК и 54 кандидатов имели в прошлом отношение лишь 3 и 6 человек соответственно (члены ЦК Бубнов, Пятаков и Стецкий, кандидаты Бухарин, Кубяк, Осинский, Рыков, Сокольников, Томский).
На самом же высоком уровне, в Политбюро, из 10 членов и 5 кандидатов 1935 г. (за точку отсчета берем пополнение Политбюро после смерти Кирова и Куйбышева, после которого состав Политбюро до 1937 г. не менялся) было репрессировано соответственно 2 (Чубарь, Косиор) и 3 (Рудзутак, Постышев, Эйке) человека, 1 за указанный период умер (Орджоникидзе),; на замену выбывшим кандидатами в члены Политбюро стали Ежов (в октябре 1937 г.) и Хрущев (в январе 1938 г.).
Источник |
| Печать |
| В начало |
|