|
Некоторые итоги реформ в России. Материал написан в 1994 г., корректирован и дополнен в 1998 г.
|
|
"Никакое государство не может развиваться без науки - его уничтожат соседи. Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и приспособленцев, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность, и в результате опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей". А. и Б. Стругацкие "Трудно быть богом" (1970 г.)
"Мы ошибаться не должны; нам разрешается прослыть невеждами, мистиками, суеверными дураками... Нам одного не простят - если мы недооценили опасность". А. и Б. Стругацкие "Жук в муравейнике" (1979 г.) "Волны гасят ветер" (1984 г.)
В данном документе представлен вариант анализа результатов произошедших преобразований в стране - на основе открытой и общедоступной информации (пресса, радио, телевидение), а также попытки прогноза - возможного ответа на вопрос: куда идут российские реформы ?
Произошедшее в России в последние годы может быть в нескольких словах описано так: от кризиса к катастрофе и агонии. Уже никто не обещает реального улучшения жизни и перелома к процветанию ни через шесть - восемь месяцев, ни через 500 дней, ни даже через пять - десять лет. Осуществленная стратегия и методы реформы политического устройства и экономики привели государство, еще десяток лет назад бывшее мировой сверхдержавой, на грань полного краха. В наличии катастрофическая деструкция экономики из-за стихийно и бездумно (или же по некоему специальному плану) проводимых реформ - без стратегического ориентира на позитивные преобразования, а также без разумной тактики прогнозирования последствий тех или иных шагов на пути реформы и без возможности нейтрализации или смягчения негативных последствий.
В стране созданы неблагоприятные условия для позитивной производственной и конструктивной деятельности, тогда как для финансовых махинаций, экономических преступлений, теневой экономики и прочей непроизводительной и даже деструктивной (но прибыльной!) деятельности, а также для иностранного вмешательства - созданы условия наибольшего благоприятствования! Очевидно, что страна, пытающаяся существовать по таким "правилам игры", фактически находится в состоянии агонии без перспектив выживания в конкурентной и антагонистичной международной среде.
С начала реформ производство в промышленности и в сельском хозяйстве сократилось в два раза и более (в отдельных отраслях на 70 - 80 %); такого спада не было даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г. Государство, обеспечивавшее себя на 90 - 100 % всем необходимым, сейчас ввозит из-за границы примерно половину потребляемого продовольствия; такого в России не было никогда за всю ее многовековую историю! Ориентировочные затраты на импорт этого продовольствия оцениваются в 30-50 миллиардов долларов ежегодно!!!
Валовой национальный продукт (ВНП) сократился за эти годы более чем в 5 раз (с 2,5 до 0,45 триллиона долларов); также примерно в 5 раз уменьшены расходы на оборону, еще больше на здравоохранение, на образование, науку и культуру. В несколько раз снизился средний уровень жизни населения. Резко сократилась средняя продолжительность жизни граждан: для мужчин она составляет около 56 лет, т.е. ниже пенсионного возраста. Впервые за послевоенные полвека имеется стабильная убыль населения; за счет двукратного соотношения между смертностью и рождаемостью в последние годы Россия теряет миллион жителей ежегодно, практически в наличии геноцид российского народа.
Реформа принесла ущерб как при разгромном поражении в войне: гигантские территориальные потери государства, основу которого составляла Россия; людские потери - около 25 миллионов россиян, что оказались "за границей" в бывших республиках СССР, плюс эмиграция и "естественное" вымирание - итого порядка 30 миллионов человек! Население России за годы реформ потеряло только в деньгах порядка полутора триллионов долларов; из страны вывезены ценности на сотни миллиардов долларов; произошла потеря политического авторитета и значения страны в мировом сообществе. В наличии развал стратегических систем жизнеобеспечения государства: обороноспособности и оборонной промышленности, армии и флота, единой и стабильной энергетики, производства пищевых продуктов и медпрепаратов, здравоохранения и гражданской обороны, науки, образования и культуры и т. д. Из страны эмигрировали сотни тысяч квалифицированных специалистов; миллионы граждан не работают по специальности, теряя квалификацию. Страна стала проходным двором для всяких проходимцев.
В стране не хватает денег на зарплату, пенсии и пособия, на здравоохранение, образование, науку и культуру, у производственных предприятий нет денег для взаиморасчетов, для развития производства, для поддержки социальной сферы; и в то же время гигантские средства вкладываются во множество банков и офисов, в строительство вилл и коттеджей для новых богачей, в приобретение частной собственности в стране и за рубежом, на военные и прочие авантюры. В стране закрыты тысячи книжных магазинов, библиотек, клубов, кинотеатров, домов культуры, зато возникли десятки тысяч торговых точек, торгующих алкогольными напитками: спаивать народ кому-то выгоднее нежели просвещать его! Процветает мощная индустрия психологической обработки населения в целях его деморализации и оболванивания: невежественными людьми легче манипулировать!
В стране насаждается хищническая идеология наживы за счет прямого или косвенного грабежа окружающих, разобщения и антагонизма, деструкция морали и патриотизма, деградация культуры и просвещения. В отношении населения проповедуются аналогии с народом, который был выведен библейским Моисеем из египетского рабства в пустыню и который должен вымереть (!) за годы странствий, чтобы очистить место новым поколениям с новым мышлением: фактически все последние годы - это подобие "варфоломеевской ночи", организованной реформаторами для истребления "еретиков", исповедующих принципы патриотизма, разума, общественного прогресса.
В стране абсолютным меньшинством населения одобрена Конституция, практически лишающая граждан многих естественных прав и свобод, поскольку в ней не предусмотрены принципы, обеспечивающие гарантии реализации декларируемых прав. Фактически потеряны гарантированные права на нормированный труд, на качественный отдых, на удовлетворительное социальное обеспечение, на разностороннее образование, на гуманное здравоохранение, на жилище, на собственность, на безопасность, на правовую защиту, на достойную жизнь - пользование этими правами в реальности обусловлено достатком граждан, а государством гарантии этих прав реально не обеспечиваются.
Под лозунгами "демократизации" реальная власть в стране фактически переходит в руки клана предпринимателей, захвативших аморальными и преступными путями богатства страны и народа; конкурентная борьба предпринимателей и их групп расшатывает государственность и целостность России. В стране устойчиво растет преступность, прогрессирует криминализация общественного сознания и государства в целом. Бесперспективность существования такой страны и граждан в такой стране способствует бессознательному или даже вполне осознанному самооправданию любым преступным действиям, имеющим мотивами либо прямое личное обогащение, либо месть за собственное обнищание и унижения: большинству населения вполне очевидно, что происходящие в одной из богатейших стран мира разруха и геноцид является либо чудовищным недоразумением, либо изощренным умыслом полного уничтожения государства и его народа.
Если то, к чему пришла страна к 1995 году, называть "стабилизацией", то явно, что это стабилизация процесса деградации и деструкции, уничтожения населения и экономики государства, превращения его в источник дешевого сырья и рабсилы в угоду тем, кто направляет страну по такому пути реформирования. Внешний долг страны превысил 120 миллиардов долларов, внутренний исчисляется сотнями триллионов рублей: страна фактически стала банкротом, распродающим свое имущество по дешевке: 500 крупнейших предприятий России с реальной стоимостью более 200 миллиардов долларов проданы за 7 млрд. долл. иностранным компаниям и их подставным структурам! В любой момент Международный валютный фонд может объявить Россию несостоятельным должником. В наличии стабильная тенденция в сторону катастрофической гибели государства как целостного географического, экономического и политического образования.
Еще 10 лет назад СССР считался сверхдержавой первой величины со вполне удовлетворительно скоординированной и организованной плановой экономикой, мощным оборонным комплексом, гражданским миром, невысоким уровнем преступности, развитым производственно-энергетическим потенциалом, обширной и единой системой транспорта и связи, приемлемым на мировом фоне уровнем жизни населения - выше многих стран с капиталистическим строем и рыночной экономикой, высоким уровнем науки, техники, культуры, образования, здравоохранения.
Имелись, впрочем, серьезные проблемы, в частности, с обеспечением населения продуктами сельскохозяйственного производства и некоторыми товарами народного потребления; однако проблемы эти были вполне решаемы путем плановой переориентации производства и разумной организации труда с введением новейших высоких технологий. Так, например, по данным, приводимым в газетных публикациях начала 80-х годов, в стране из-за неорганизованности и применения несовершенных технологий пропадало от 30 до 50 % производимой сельхозпродукции (!!!); одного только зерна терялось примерно столько же, сколько закупалось за границей за валюту.
Казалось бы, достаточно очевидно, что вложения подобных средств в усовершенствование технологий, в предприятия переработки и хранения продукции должны были резко снизить потери и обеспечить страну своими продуктами без закупок в иных странах. Однако, какие-то структуры или должностные лица, связанные с внешнеторговой деятельностью, видимо, были достаточно заинтересованы в ненормальном расходовании огромных денег, поэтому вложения средств в развитие товарного производства в других странах вместо собственной - шли практически бесконтрольно.
Можно предположить, что подобная же бесконтрольность, бесхозяйственность и безответственность - стали основными причинами нарастающей стагнации и предкризисного состояния экономики к 1985 году. Для преодоления негативных тенденций в экономике и обществе была предложена т.н. "перестройка".
Первоначальными девизами и принципами перестройки были выдвинуты - демократизация, гласность и ускорение, которые кроме совершенствования политических механизмов содержали также и ускорение научно-технического прогресса. Теоретически эти принципы были ориентированы достаточно верно: применение устаревших технологий вело к регрессу и подрывало мощь государства, бесконтрольность аппарата управления на различных уровнях имело следствием недобросовестность и некомпетентность персонала управления, что также вело к подрыву государства, а имевшийся в стране богатый интеллектуальный потенциал использовался для управления страной недостаточно - возможности образованной и прогрессивной части населения влиять на властные структуры были явно занижены: в частности, не было достаточно серьезно разработано стратегическое прогнозирование как "опережающее отражение" - важнейший фактор выживания и прогресса как личности, так и государства в целом.
К сожалению, предложенная перестройка велась также бесконтрольно, без проработанного плана и учета последствий осуществляемых мероприятий. Ярчайший пример: антиалкогольная кампания - позитивная по идее, но доведенная до абсурда, причинившая колоссальные материальные убытки, подорвавшая авторитет властей и имевшая следствием всплеск токсикомании и наркомании. (Подобная стратегическая ошибка, к примеру, была совершена во времена Хрущева, когда было принудительно ограничено количество скота на крестьянских подворьях, что привело не только к проблемам с мясными и молочными продуктами, но также имело следствием психологическую переориентацию крестьянства более на потребление продуктов животноводства нежели на их производство; фактически у людей просто отбили желание работать в этом важном секторе.)
Последовавшее за 1985 годом десятилетие реформ показало, что подобная же бесконтрольность, бесплановость и безответственность (в частности, отсутствие даже сколь-либо значимых попыток спрогнозировать и предвидеть последствия тех или иных шагов в реализации перестройки и реформ - фактически действия "на авось"!) привели к перехвату стратегии управления страной деструктивными силами и переориентации этой стратегии на уничтожение существовавшего государства.
Переориентация стратегии реформ начиналась исподволь введением в девизы перестройки вместо ускорения научно-технического прогресса - ориентации на т.н. "свободные рыночные отношения" в экономике. Рыночные реформы в итоге были объявлены главной целью перестройки, а слово "рынок" стало самым употребительным как в прессе, так и в выступлениях различных политиков. Фактически тем самым признавался поворот страны к капиталистическим отношениям. Несмотря на то, что немалой частью населения признавалась необходимость коррекции экономической ситуации в стране, все же никак нельзя утверждать, что поворот страны от социалистического к капиталистическому способу производства был осуществлен по желанию и воле народа: поворот этот был народу навязан реформаторами.
Агитаторами перехода к рынку предлагался простой рецепт: "свободные цены плюс приватизация всей страны". Предупреждения достаточно осторожных политиков (например, зам. председателя Совмина РСФСР Г.Фильшина: "Наша экономика сегодня к переходу к рынку не готова в значительно большей степени, чем это можно было предположить") - не были услышаны или намеренно игнорировались. Пропагандисты рынка наивно утверждали (или намеренно вводили в заблуждение народ огромной страны), будто "достаточно отпустить цены, а рынок все поставит на свои места" и "рост цен на товары повышенного спроса приведет к росту их производства, к балансу спроса и предложения и к последующему снижению цен при насыщении рынка". Наивность ли это, некомпетентность ли вместе с безответственностью или же сознательный умысел - в этом еще надо разбираться.
Отсутствие четкого плана реформ, неясность перспектив развития страны, нарастающий раскол в политическом руководстве и другие негативные факторы - все это привело к стимулированию национально-сепаратистских движений в стране, к вооруженным инцидентам, к процессу суверенизации составляющих Союз республик, к развалу страны как единого целостного государства. Службы безопасности государства, видимо, также были дезориентированы, дезинформированы и блокированы в возможных действиях по корректировке ситуации; возможно, имела место элементарная потеря бдительности и чувства самосохранения ввиду буквально повсеместной деструктивной эйфории, притупившей у многих способности анализа происходящих процессов и предвидения их тенденций.
Крайне удивительно, в частности, что при суверенизации республик (то есть, при выходе их из СССР, что является явно недружественным актом по отношению к остающейся части государства) не был предусмотрен механизм дезавуирования из отделяющейся республики (т.е. потенциального противника!) военного потенциала в пользу остающейся части государства - подобно выводу ЗГВ из Германии при ее объединении. Наличие такого условия выхода республик из СССР могло и сохранить Союз в какой-либо форме, и избежать проблем с остающимся оружием и боеприпасами - подобным чеченской, например; в этом вопросе было допущено крайнее легкомыслие (если не запланированный расчет!). Или вопрос о валютных долгах республик: Россия или остающаяся часть Союза вполне могла не брать их на себя в полном объеме!
Так сепаратисты и их единомышленники, видимо, недооценили последствия при суверенизации республик - разрушения единого хозяйственно-экономического организма, каким была вполне удовлетворительно скоординированная плановая экономика СССР; фактически страна представляла собою в плане производства - единый завод, в котором работа отдельных "цехов"- предприятий была вполне приемлемо согласована и требовала лишь большей или меньшей корректировки. Суверенизация отдельных республик означала полный развал - раздробление единого предприятия по отдельным "цехам", дискоординацию их работы и даже полную их остановку ввиду деструкции производственных и экономических связей, кризис неплатежей и нарушения поставок сырья и комплектующих, крах устоявшихся рынков сбыта. Неужели это было так трудно спрогнозировать и предвидеть?! Или же все это было чьим-то сознательным умыслом? Так за границей России остался космодром Байконур, заводы по производству современной космической и военной техники, Черноморский флот... - словно в результате поражения в настоящей войне!!!
Так же трудно уверенно утверждать - было ли наивным легкомыслием или же злостным умыслом поспешное введение в Российской Федерации так называемых "свободных рыночных отношений" - то есть: стихийно складывающихся нерегулируемых цен, "свободного" предпринимательства - практически нерегулируемого и слабо поддающегося контролю, а также анархической политики приватизации государственной (т.е. общенародной!) собственности. Разрушительные последствия этих деструктивных шагов были очевидны заранее - даже без какого-либо серьезного анализа!
Достаточно очевидным было и то, что промышленность в стране была ориентирована на выпуск некоего оптимума ассортимента и количества товаров, который был должен обеспечить примерно стопроцентную потребность общества в тех или иных товарах и продуктах; то есть, в промышленности не были предусмотрены резервы увеличения производства товаров или возможности резкой переориентации ассортимента. Учитывая также и то, что насыщение потребительского спроса в стране было либо условно достаточным, либо явно недостаточным (в наличии был дефицит, неудовлетворенный спрос на некоторые товары), то очевиден заранее был результат стихийного введения "свободных цен": практически неограниченный рост стоимости товаров первой и повседневной необходимости, сдерживаемый только дефицитом наличных денег у населения - да и то слабо, поскольку вскоре возродились бартерные отношения и расчеты "товар - товар".
Из этого происходили два заранее очевидных следствия: во-первых, при резком росте цен непременно должен был обнаружиться масштабный дефицит денежной наличности, рост количества которой должен был являться следствием инфляции ввиду снижения покупательной способности денежной единицы при росте цен. Это и произошло, причем достаточно скоро, когда наличности не хватало настолько, что в некоторых регионах началось введение местной валюты - расчетных купонов или иных ценных бумаг в дополнение к остродефицитной наличности.
А во-вторых (и это, пожалуй, самый главный просчет реформы), ввиду отсутствия резервов производства - никакое повышение цен на товары не могло обеспечить роста производства в кратчайшие сроки. Для ожидаемой реакции рынка на введение свободных цен - то есть для существенного оживления экономики и принципиального прироста производства необходимых товаров - требовался достаточно продолжительный интервал времени!!! Никакой трезвой оценки реальной величины этого необходимого промежутка времени, видимо, всерьез никто не проводил! Иначе для всех достаточно очевидным был бы прогноз: пока повышение цен на товары приведет к достаточной концентрации средств и вложений этих средств именно в наращивание производства необходимых товаров и роста их выпуска вплоть до насыщения спроса - пройдет такой промежуток времени, в течение которого (если речь идет о продовольствии в первую очередь) могут произойти следующие события: а) массовое вымирание населения от голода, б) массовые волнения и гражданская война, в) вмешательство непредвиденных факторов, например, экономической и политической агрессии других стран или природных катаклизмов.
Этот вполне очевидный прогноз подтвердился в первый же год после введения свободных цен: никакие "шесть - восемь месяцев" Ельцина и даже "пятьсот дней" Явлинского не были теми сроками, в течение которых можно было бы ожидать позитивных перемен! Инфляция в дефицитной экономике уверенно шла в сторону гиперинфляции. Какое-то время население держалось "на плаву" за счет старых запасов товаров первой необходимости, но в перспективе уже ясно намечались и массовое вымирание, и массовые волнения. Некоторое смягчение ситуации произошло за счет гуманитарной помощи, однако общая ситуация все же оставалась катастрофичной.
К тому же обнаружился первый "непредвиденный" фактор: не оправдались наивные надежды теоретиков реформ на то, что дополнительные средства, полученные от населения за товары по завышенным ценам, будут вложены именно в развитие производства тех же товаров. В более широком смысле эти "наивные надежды" выглядели так: "пусть произойдет концентрация капитала в руках оборотистых людей - любыми способами (!), зато потом эти оборотистые люди - новые капиталисты вложат свои капиталы в российскую экономику для ее процветания"... В соответствии с этими "наивными надеждами" (или с определенным умыслом) в стране был провозглашен в качестве Основного Закона экономики - принцип "свободного предпринимательства", практически ничем не ограниченного и почти бесконтрольного.
Так же, как заранее были абсолютно очевидны катастрофические последствия непродуманно быстрого введения свободных цен в условиях товарного дефицита и отсутствия резервов производства, так и итоги бездумного (или умышленного) введения неограниченно и бесконтрольно свободного предпринимательства - были очевидны заранее! Более разумная политика в отношении предпринимательства существовала в конце 80-х годов, когда появилось т.н. кооперативное движение, регулируемое гос. структурами в зависимости от вида и результатов деятельности частных кооперативов, дополняющих работу госсектора там, где деятельность госпредприятий была недостаточной или слабоэффективной.
Естественно, что новые богачи, собрав огромные шальные деньги на ограблении населения и распродаже страны, не посчитали себя обязанными на эти деньги "спасать" гибнущую экономику и вкладывать "свои собственные" средства в "восстановление и развитие народного хозяйства". Достаточно очевидно, что стихийное предпринимательство ориентировано не на производство позитивных услуг и товаров (это становится как бы побочным продуктом бизнеса), но на извлечение прибыли из любого деяния и любой ценой; наиболее эффективными среди таких видов предпринимательства являются: кража, грабеж, вымогательство, мошенничество, рэкет, шантаж, и т.п. - то есть заведомо преступные виды деятельности.
Очевидно же, что введение частного предпринимательства было бы более разумным и эффективным для всего государства, если бы инициатива, энергия, предприимчивость и средства новых предпринимателей были бы целесообразно направлены в те сферы экономики и хозяйства, где в наличии были недостаточность или неэффективность госсектора как производителя товаров и услуг; например, в производстве и переработке сельхозпродукции, в строительстве и т.д. Вряд ли можно утверждать, что в стране не хватало именно банков, страховых компаний, магазинов; не хватало товаров и прежде всего - сельхозпродукции, жилья, транспортных магистралей и т.п. - перечень необходимого достаточно очевиден!
Свобода предпринимательства - ничем не регулируемая и практически бесконтрольная - обернулась тем, что предприниматели стали вкладывать средства, энергию, инициативу и предприимчивость вовсе не в предприятия, полезные для общества и государства, но в деятельность для извлечения максимальной сиюминутной личной наживы любыми способами - в том числе аморальными и криминальными, т.е. опасными для общества и государства. Прежде всего и главным образом предпринимательство было направлено на изъятие денег у населения и на завладение государственным имуществом.
С наивным недомыслием (или с намеренным умыслом) в общественное сознание активно внедрялся внешне правдоподобный тезис о якобы оптимальных тенденциях стихийных процессов саморегулирования: "рынок все поставит на свои места..." ! Таким образом, обществу навязывалась как якобы единственно верная и будто бы объективная концепция рыночных отношений в экономике и в обществе - стихия саморегулирования как незыблемый закон природы, которому будто бы в равной мере подчинены и процессы в мире вещей, и жизнь животного мира, и способ бытия всего человечества; концепция эта имеет аналогии во Втором начале термодинамики, согласно которому стихийный (нередко называемый неточно "свободным" или "естественным") процесс идет в сторону более вероятных состояний. И хотя рынок - вовсе не закон природы, а всего лишь установленные или навязываемые "правила игры", своеобразная "тоталитарная диктатура рынка" объявлялась будто бы единственно возможной и якобы "объективной" экономикой, которая якобы исключает вероятность иного вида экономических и общественных отношений.
Однако, из физики и истории известно, что даже в стихийных процессах реализуются и менее вероятные состояния, а те, что более вероятны, - вовсе не являются имеющими исключительные права на существование. К тому же, если принять во внимание возможность разумного управления процессами, то оказывается допустимой реализация таких явлений и состояний природы и общественной жизни, какие в результате стихийных (естественных!) процессов не могут реализоваться никогда! (Наглядные примеры тому - синтетические материалы, современная электроника, информационные суперсистемы, глобальные сети компьютерной связи и т.д.). Этим развитие человечества как органичного сообщества (а не конгломерата особей), образованного представителями вида "гомо сапиенс" (человека разумного !!!), принципиально отличается от динамики стихийных (т.н. "свободных" или "естественных") явлений неживой природы или процессов саморегулирования в животном мире.
Для объектов неживой природы управляющим фактором служат естественные процессы, опирающиеся на внешние или внутренние физические силы (условно говоря - насилие). Для живой природы кроме фактора насилия на динамику бытия активно влияет второй фактор - жизненные инстинкты и стремления (условно этот фактор можно назвать - жадность или соблазн). Наконец, для "человека разумного" ("гомо сапиенс") и человеческого сообщества определяюще действует помимо двух первых - еще и третий фактор, основанный на разуме, понимании, анализе и предвидении событий: можно назвать его - убеждение. Если недооценивать этот третий фактор в жизни человека и общества, это значит рассматривать и то, и другое как явления чисто животного мира: принижение роли разума, понимания, убеждения в жизни человека и общества как раз и ведут к отрицанию любой идеологии - кроме идеологии насилия и жадности.
Не случайно же "рыночники" подчас пренебрежительно относятся к интеллигенции, для которой насилие и жадность не являются основой жизненных интересов: очевидно, что рыночная экономика в основном ориентирована на факторы "страха" (или "насилия") и "жадности" (или "соблазна"), а эффективность рыночной экономики вытекает из ловкости и удачи "победителя в конкурентной борьбе" - более, чем из конструктивного расчета и разумного предвидения: эти два последних фактора более работают в плановой экономике, которая должна также использовать анализ и прогноз возможных последствий - в том числе и побочных, тогда как факторы рыночной экономики более работают на сиюминутные и субъективные интересы, не считаясь с перспективными интересами общества и государства, т.е. с факторами разумного убеждения и прогрессивной идеологии.
Впрочем, сторонники введения стихийного рынка, хотя и отрицали любую идеологию государства, тем не менее, обществу настойчиво навязывалась конкретная идеология стяжательства, наживы за счет окружающих, борьбы за выживание в конкурентной борьбе против своих же сограждан - т.е. существования в заведомо конфликтной среде, что противоречит интересам самосохранения общества и прогрессивного государства. Идея предпринимательства как разумной и общественно полезной деятельности, приносящей некие доходы, в общественном сознании настойчиво вытеснялась пропагандой дикого бизнеса, смыслом которого является максимальная прибыль любой ценой. Между тем, виды предпринимательства как извлечения прибыли из вложения капитала вполне подвержены классификации по степени пользы для общества и государства, по моральным факторам и по степени прибыли: соотношение этих компонентов в конкретном виде предпринимательства формируют степень целесообразности данного вида деятельности как для предпринимателя, так и для общества.
Категории предпринимательства по этой классификации можно предложить следующие:
1. Максимально полезные для общества и государства в целом и достаточно прибыльные (например, разведка и добыча полезных ископаемых, производство стройматериалов, транспорт, связь и т.п.).
2. Максимально полезные для общества, но малоприбыльные или даже дотационные например, производство сельхозпродукции, лекарств, здравоохранение, образование, просвещение, культура и т.п.).
3. Умеренно полезные, но высокоприбыльные (торговля, банковская, страховая и биржевая деятельность, адвокатура, нотариат...).
4. Условно полезные, но высокоприбыльные (игровой бизнес, реклама, развлечения...).
5. Частично вредные, но высокоприбыльные (производство и сбыт алкогольных напитков, табачных изделий и т.п.).
6. Абсолютно вредные, но сверхприбыльные (наркотики, например...).
7. Преступные и аморальные, но сверхприбыльные (грабежи, разбой, бесконтрольное производство и распространение оружия и боеприпасов, рэкет, заказные убийства, шантаж, вымогательство и террор, мошенничество, коррупция, изготовление фальшивых денег и ценных бумаг и так далее - список может быть достаточно большим!).
Конечно, такая классификация лишь ориентировочна и может уточняться и совершенствоваться. Однако, налицо важный вывод: высокоприбыльные и сверхприбыльные виды предпринимательства являются отнюдь не самыми полезными для общества и государства! Таким образом, если государство вводит идеологию бизнеса как максимальной наживы любой ценой, как конкуренцию в эффективности извлечения доходов из любого деяния, оно тем самым дает зеленый свет прежде всего преступному, общественно вредному и разрушительному для государства предпринимательству.
Но если общество и государство в целом стремится пресечь или хотя бы ограничить преступность и антиобщественную деятельность, тогда очевидно, что без разумного регулирования предпринимательства обойтись никак невозможно - хотя бы в виде уголовного права как обязанности государства защищать граждан от проявления негативных факторов в обществе. Абсолютная свобода - это стихийное саморегулирование жизни зверей в джунглях; цивилизованное же человеческое общество разумно регулирует стихийные процессы, а значит - накладывает определенные ограничения на свободу возможных действий (наглядный пример: правила движения на автодорогах). Фактически абсолютно свободного рынка нигде и нет: в любой стране имеется рынок регулируемый в большей или меньшей степени; регуляторами его являются налоговое законодательство, льготы и акцизы, гражданский и уголовный кодексы и т.д., и т.п.!
Однако, ни уголовное право России и других республик, ни состояние экономики, ни тем более общественное сознание - никак не были готовы к вводимым в стране реформам! Более того: поскольку реформы означали введение т.н. "свободных цен" и "свободной торговли", из Уголовного Кодекса были даже изъяты статьи, по которым считались преступлением спекуляция - то есть перепродажа с целью наживы, а также коммерческое посредничество - в виде промысла и с целью обогащения. Долгие годы в общественном сознании и в Уголовном Кодексе занимающиеся этими видами деятельности лица считались преступниками или по меньшей мере - антиобщественными хапугами, паразитирующими на дефектах плановой экономики, на реальном или искусственно созданном дефиците товаров; и вот вдруг эти же ловкачи стали легальными предпринимателями - "благодетелями общества", от энергичности которых зависит якобы будущее благопроцветание государства!..
Поскольку, как уже было отмечено, введение "свободных цен" в дефицитной экономике означало практически неограниченный рост цен на товары повседневной необходимости, то норма прибыли на перепродаже и коммерческом посредничестве, естественно, в таких условиях становится гигантской и намного превышает прибыль от производства этих же товаров: перепродавать стало намного выгоднее нежели производить! И именно в перепродажу всего подряд (от водки до лекарств, от продуктов до самолетов), а вовсе не в производство были направлены силы, энергия, инициатива и средства новых предпринимателей - в то, что еще совсем недавно считалось экономическим преступлением - спекуляцией. Производство же стало все более и более невыгодным: в перспективе был гигантский спад производства вплоть до полной деградации. Но ведь такая перспектива также была заранее очевидна !!!
Рост цен означал нищету огромной части населения, деградация производства - гигантский рост безработицы; оба эти фактора стимулировали гарантированный рост преступности, третьим же (а по масштабам - первым) криминогенным фактором была "свобода предпринимательства" и пропаганда бизнеса. Гигантский всплеск преступности при таких реформах - также был абсолютно очевиден заранее !!! Кому-то все это было выгодно!
Рост цен означал также гигантскую "откачку" денег от населения в посреднические и коммерческие структуры, практически не контролируемые государственными органами; если считать деньги "кровью экономики", то в результате этого "принудительного донорства" население было практически "обескровлено". Открытие частных коммерческих банков означало легальный бизнес на ростовщичестве, т.е. на спекуляции деньгами; к тому же, отток денег от государственных финансовых органов и банков нарушил сложившуюся основу системы циркуляции наличности: банки - предприятия - зарплата - магазины - банки. Частные торговые, посреднические, финансовые, банковские структуры, собирая огромные деньги от населения, распоряжались ими вовсе не в интересах общества и государства, но чаще совсем наоборот: спекуляция деньгами - масштабное ростовщичество, огромные проценты за кредиты - создавали и поддерживали высокий уровень инфляции в стране, подрывая производство все более и более.
Произошло чрезвычайно удивительное событие: государство само отказалось от высокоприбыльных сфер экономики - торговли, кредитов, страхования, зрелищ и игр, производства и сбыта алкоголя, табачных изделий, экспорта энергоносителей, импорта автомобилей, видеоаппаратуры, кассет, компьютеров и т.д. - передав все это в частные структуры, то есть - подарив этим структурам все сверхприбыли от этих видов деятельности и тем самым - изъяв эти сверхдоходы из госбюджета (налоги - лишь скромная часть реальных сверхдоходов)! Так откуда же деньги у государства могут быть?!!
Далее, как только была объявлена "свобода внешнеэкономической деятельности", естественно, доходы от легального и нелегального экспорта и импорта в основном пошли в частные структуры - государство имело от этого "предпринимательства" куда меньше, чем если бы внешнеторговые операции проводились бы и контролировались государственными структурами: вот еще колоссальные убытки для бюджета! И это также было заранее очевидно !!!
К счастью, "свобода внешней торговли" имела хотя бы один принципиальный положительный аспект - страна (хотя бы на какое-то время) была избавлена от массового вымирания населения и голодных бунтов; ввоз продуктов в страну вырос многократно - только алкоголя ввозится на миллиард долларов в год, куриных окорочков еще почти на миллиард. Сейчас Россия обеспечивает себя продуктами питания наполовину за счет импорта (!!!): одна лишь Москва за полгода ввозит импортных продуктов на 8 миллиардов долларов (почти по полтора миллиарда долларов в месяц, на 50 миллионов долларов ежедневно! - любопытно, кстати, откуда Москва такие деньги берет?!), а по всей стране стоимость ввозимых из-за границы продуктов составляет примерно пятьдесят миллиардов долларов в год - т.е. миллиард долларов в неделю !!!
Такое количество продуктов не ввозилось в Россию никогда за всю ее историю! Страна попала в продовольственную зависимость гигантского масштаба и хваленое "изобилие" имеющихся в продаже продуктов питания (чем так гордятся реформаторы) имеется на фоне пятидесятипроцентного спада производства собственного продовольствия! То есть - если бы такое же количество продуктов ввозилось, к примеру, пять или десять лет назад, когда и собственное производство было вдвое выше, ни о каких проблемах с продовольствием, ни о каких талонах на продукты питания и речи бы не было !!! И какой голодомор творился бы сейчас в России, если бы не то гигантское количество продовольствия, что ввозится в страну со всего мира! Не помогли бы никакие талоны и списки, никакие очереди и льготы.
Реформаторы как бы "забывают", что ввозимые из-за границы продукты вовсе не бесплатно к нам попадают: по сведениям, опубликованным в газетах, за последние годы из России вывезено порядка трехсот миллиардов долларов !!! И это вместо вложения в развитие российской экономики, которое прогнозировали "отцы реформы "! Из катастрофически обнищавшей страны на такую же сумму вывезены сырье и металлы, энергоносители и оборудование. Доходит до диких парадоксов: Эстония, не имеющая природных ресурсов меди, стала в годы реформ одним из крупнейших в мире экспортеров этого металла, видимо, теми или иными способами вывезенного из России , куда взамен шли наркотики и оружие: в печати приводились данные, что доход от контрабанды оружия в Россию через Прибалтику превышает 1000 % !!! Неужели кому-то было не ясно заранее, что подобная "свобода предпринимательства" однозначно будет разваливать и уничтожать государство ?!
Мало того, что государство добровольно "подарило" предпринимателям гигантские доходы от самых выгодных видов деятельности, потеряв их из бюджета (а значит - из кошелька каждого из своих граждан): государство добровольно передало частным структурам вместе с огромными деньгами также и огромную власть , которая употребляется, естественно, не для общего блага и не для сохранения государства, но исключительно для целей чьей-то личной или клановой наживы - прибыли любой ценой. Стала возможной всепроникающая коррупция - манипулирование государственными служащими, а "неподдающихся" оказалось возможно легко убирать - вплоть до физического устранения.
Стало возможным масштабное лоббирование в органах законодательной и исполнительной власти - интересов тех, кто располагает огромными средствами, нажитыми преимущественно преступными путями. В средствах массовой информации были сообщения, что на выборы губернатора Саратовской области выделялись суммы в несколько раз превышающие годовой бюджет области. (Дополнение: По сведениям из газеты "Файнэйншнл Таймс" только в предвыборную кампанию Б.Ельцина в 1996 г. частные предпринимательские структуры вложили сумму порядка трех миллиардов долларов !!!) Все это означает передачу власти в якобы "демократической" стране - миллиардерам сомнительного происхождения и кланам узурпаторской направленности, то есть образования ярко выраженной олигархии и расслоения общества на "новых хозяев" - господ и огромную массу "нищих и рабов" - людей второго или третьего сорта.
Очевидно, что все это означает также принципиальную целевую переориентацию экономики страны - от производства товаров и услуг для всего населения как главной цели (аналог - предприятие, работающее для удовлетворения нужд его работников) к цели совершенно иного характера: получение ограниченной группой "хозяев" максимальных прибылей за счет использования природных ресурсов страны, сложившегося производственного потенциала, созданного большинством населения, и труда этого большинства населения как наемных работников с оплатой по усмотрению хозяев (аналог - предприятие, работающее на его владельца, который использует работников как средство производства, но не как цель его).
Однако, средством производства могут быть и иностранные рабочие, но тогда граждане своей страны просто обречены на безработицу, потерю средств к существованию, выселение из их жилищ и вымирание: новым хозяевам россияне могут оказаться не нужными - ни как рабочая сила, ни как потенциальные потребители - вследствие их бедности. Таким образом, подобная переориентация экономики может иметь следствием либо массовую эмиграцию, либо разновидность геноцида; и то, и другое, естественно, не служит укреплению государства.
Массовая эмиграция образованной части населения - творческой интеллигенции, ученых, медиков и т.д. (так называемая "утечка мозгов") подрывает коренные интересы государства и ослабляет его; колоссальный ущерб государству нанесен еще и тем, что эмигрировавшая по нужде интеллигенция работает теперь в интересах других государств, укрепляя их науку, медицину, культуру, обороноспособность, экономику. Этот чрезвычайно негативный результат поспешно введенных рыночных отношений также был очевиден заранее !!! Кому это выгодно ?!
Рыночная конкуренция среди фирм и наемных работников, действительно, может содействовать повышению производительности труда, однако более тому содействует разумное внедрение в производство новейших достижений науки и высоких технологий. К тому же в принципе возможен выбор: либо максимальная производительность труда ради выгоды "хозяина" либо некая оптимальная эффективность в более стабильной социальной среде и для более гармоничного уклада жизни.
Даже в США погоня за т.н. "американской мечтой" - максимальным обогащением начинает терять интерес у населения; (Дополнение: в 1995 году 20 % американцев признали, что они добровольно стали зарабатывать меньше, поскольку у них изменились жизненные ценности). В Германии 14 процентов выпускников университетов стремятся организовать свое предприятие, однако более половины их поступают на государственную службу: авантюрное и рискованное предпринимательство становится все менее и менее привлекательным, а на первый план выходят совсем другие ценности, более связанные со стабильностью жизни и уверенностью в завтрашнем дне.
Необходимо определиться - что же является целью реформ: максимально эффективная экономика при деструкции гражданского общества или же умеренно эффективная экономика при стабильном и позитивно ориентированном обществе? Если страна "ввязывается" в конкурентную борьбу в мировой рыночной "игре", то выбора нет - остается лишь первый вариант: пожертвовать гармоничной жизнью общества ради возможного участия в этой "игре", подвергая, впрочем, государство риску поражения и подчинения "более удачливым игрокам".
Но если в руководстве государства преобладают не авантюристы, а мудрецы, тогда все преобразования в экономике должны делаться ради главной цели - обеспечения мирной и полноценной жизни всего общества, вместо стремления к суперэффективной экономике как самоцели или как к вынужденной цели для выживания в конфликтной межгосударственной среде.
Уже многим становится понятно, что рост производительности труда в разумных условиях может обеспечить не столько конкурентная борьба и не интенсификация деятельности, но оптимизация труда и высокие технологии, то есть интеллектуальная работа ученых, конструкторов, инженеров, технологов и т.д., на что и следовало бы направить реформы, не разрушая имевшегося богатейшего производственного и научного потенциала страны !!! Но, видимо, главной целью реформы было именно разрушение...
Именно такой вывод напрашивается при знакомстве с результатами реформы в ВПК, попытками т.н. "конверсии", которая шла явно "без царя в голове"! Помимо катастрофического спада производства высокотехнологичной и оборонной техники (т.е. ущербного для государства снижения обороноспособности) произошла дисквалификация огромного количества высококлассных специалистов - как интеллигенции, так и рабочих высоких и уникальных разрядов мастерства; множество их, оказавшись без работы или без зарплаты, были вынуждены уйти в торговлю, посредничество, мелкое предпринимательство - короче на работу не по специальности, а это означает потерю квалификации. Утрачен, видимо, надолго творческий потенциал многих суперспециалистов, которые не смогли или не хотели эмигрировать. Что это - очередной просчет или также умысел?!..
Если внимательно разобраться, буквально каждый шаг реформы был сделан с таким прицелом, чтобы чрезвычайно трудно было скомпенсировать негативные последствия, а отступить назад при ошибке было бы и вовсе невозможно! Как одно из самых больших достижений преподносилась именно необратимость ее шагов, хотя очевидно, что необратимость эта все же условна, а достоинства необратимости довольно спорны: любое деяние человека имеет кроме ожидаемых результатов массу побочных, неожиданных, непредвиденных и подчас негативных последствий, которые можно скорректировать и скомпенсировать - если избегать необратимых шагов.
Однако, если целью каких-либо деяний являются не позитивные изменения, а именно деструктивные, то заведомо необратимые шаги содействуют именно деструкции - без какой-либо возможности что-то поправить. Так реформаторы стремились любым путем как можно скорее провести приватизацию госсобственности, утверждая необратимость этого события, поскольку попытки обратного шага якобы приведут к гражданской войне; однако фактически началом гражданской войны явилось начало самой "на авось" (или напротив - с дальним прицелом) проводимой реформы - экономическая и политическая гражданская война в стране идет уже несколько лет и конца ей пока не видно!
Еще одним (кроме введения "свободных цен", "свободы предпринимательства" и "свободы внешнеэкономической деятельности") авантюрным, рискованным и в результате ущербным и разрушительным для государства шагом реформы стала проведенная непродуманно и "на авось" (или же напротив - с определенным и дальним прицелом) "приватизация всей страны". Реформаторы, настаивая на экстренном и повсеместном "разгосударствлении" общенародной собственности, утверждали, что предприятия начнут работать гораздо эффективнее - как только они перейдут в частную собственность, а неэффективные обанкротятся - то есть перейдут в конце концов в руки наиболее хозяйственных собственников.
Порочность этих аргументов была также заранее очевидна: большинство предприятий не могли работать эффективнее только от факта перемены собственника, должны были произойти серьезные перемены в организации труда, введение новейших технологий, обучение или замена персонала, установление оптимальных связей с поставщиками сырья или комплектующих, с наиболее выгодными потребителями продукции; а на все это нужны большие деньги и много времени, в течение которого предприятие, занимающееся перестройкой своей деятельности, либо менее эффективно, либо вовсе непродуктивно - т. е. находится в ущербном состоянии, когда и потребитель остается без необходимых товаров , и риск банкротства слишком велик.
Все перечисленные преобразования деятельности предприятий вполне могли произойти и без приватизации, в рамках государственных программ ускорения научнотехнического прогресса и без риска полного развала предприятий в том случае, если бы они попали к неудачному собственнику. Очевидно же, что каждое банкротство частного предприятия и переход его к другому собственнику означает не только личную катастрофу неудачного собственника (или группы собственников - акционеров), но и остановку или резкий спад производства продукции этого предприятия.
Очевидно же, что подобные авантюрные эксперименты (своего рода азартные и рискованные "игры" с экономикой) допустимы только при изобилии товаров, но не при их дефиците, какой был у нас в начале реформ и который резко обострился при именно таком их проведении! Естественно (и это также было очевидно!), что более оптимальным путем экономических преобразований с введением частных предприятий было бы не "разгосударствление" народного хозяйства, но строительство или организация частных предприятий В дополнение госсектору, но не вместо него!
Нечто подобное сделано в Китае и с позитивными результатами: когда-то голодающая страна теперь экспортирует излишки продуктов питания, рост ВНП превышает 10-12 % в год , а иностранные инвестиции дошли до 200 миллиардов долларов, тогда как в России спад производства уже превысил 50 %, страна ввозит из-за границы половину потребляемого продовольствия. а иностранные инвестиции за все время реформ едва достигли 12 миллиардов долларов. Мало того, что при "китайском" способе реформирования сохраняется стабильная гражданская ситуация, а значит - и гарантии частных инвестиций: в этом случае возникает нормальная, здоровая конкуренция между двумя действующими секторами экономики - частным и государственным - с выигрышем для потребителя и для разумной постепенной переориентации экономики в более оптимальном направлении, укрепляющем - а не ослабляющем государство! Видимо, у наших реформаторов были совсем другие цели...
С точки зрения населения - также было бы вполне здоровым и нравственным постепенное появление частных предприятий со вполне понятными источниками на их организацию и их доходами: нет же у населения антагонизма к сельским труженикам, продающим на базаре своим трудом произведенную продукцию! Однако, анархическая раздача общенародной собственности (практически за бесценок !) неизвестно откуда взявшимся "новым хозяевам" или продажа им на аукционах дорогостоящих предприятий за огромные и явно "грязные" деньги - подорвали доверие населения правительству и содействовали общей криминализации общественного сознания, поскольку всем было достаточно очевидно, что народная собственность беззастенчиво и безнаказанно разворовывается и распродается с явной целью чьей-то личной наживы и в ущерб государству.
Стремления к захвату собственности и установлению контроля над экономикой естественно присущи "свободному предпринимательству", которое не ограничивается и не регулируется никакими нормами общественной морали, принципами безопасности государства и даже чувством самосохранения. "Нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради достаточно высокой прибыли" - это общеизвестно! Естественно, что прибыльные предприятия или доступ к стратегическим ресурсам страны это главные соблазны для "свободных предпринимателей" и их доверенных лиц. Естественно также, что всеми возможными средствами прибыльные предприятия или контрольные пакеты их акций концентрируются преимущественно в преступных руках или приобретаются на преступно нажитые деньги.
"Все современные крупные состояния нажиты нечестным путем" - этот хрестоматийный вывод блестяще подтвердился в нашей стране при реформировании экономики в сторону "свободной" и "рыночной". "Свободные цены" сделали нищими десятки миллионов людей, поскольку стали мизерными не только их скромные зарплаты, но и многолетние накопления. В сберегательных банках до начала реформ у населения имелось около 200 миллиардов рублей, по покупательной способности на внутреннем рынке это составляло порядка 300 миллиардов долларов. (Дополнение: Это вполне подтверждается тем, что к началу 1998 г. стоимость доллара в рублях возросла примерно в 10 тысяч раз, тогда как средние цены на разные товары и услуги выросли также в 10 тысяч раз и даже более, т.е. пропорции цен практически сохранились).
Если 200 миллиардов рублей дореформенных принять ориентировочно за 300 миллиардов долларов, на сегодня это около 1800 триллионов "сегодняшних" рублей - именно такие гигантские деньги были изъяты у населения "свободными ценами" только со вкладов в сберегательные банки. При среднем росте цен уже в 10 000 раз эти потери можно оценить примерно в 2 000 триллионов нынешних рублей.
Но 300 миллиардов долларов - это еще не все потери граждан! Ориентировочный подсчет потерь за счет постоянного отставания роста средней зарплаты от роста цен дает такие результаты: если средняя зарплата в 1990 г. была около 300 рублей в месяц - примем ее хотя бы за 300 долларов по покупательной способности рубля на внутреннем рынке (перекос с ценами на импортную видеотехнику - не в счет), но в 1997 году средняя зарплата по стране (за вычетом привилегированной Москвы) находилась на уровне около 600 тысяч рублей, а это по покупательной способности и по официальному курсу всего 100 долларов в месяц.
Если принять примерно стабильной разницу в средней зарплате до реформы и за годы реформы - это порядка 200 долларов в месяц, то за 5 лет реформы граждане потеряли 200 долларов х на 60 месяцев х на 80 миллионов работающих = около 1000 миллиардов долларов !!! Триллион долларов - это почти 6 тысяч триллионов нынешних рублей - вот какие деньги только по отставанию уровня зарплаты от роста цен заплатили граждане России за пятилетку реформ! Все эти деньги (как это легко догадаться и просчитать) ушли на обогащение "новых русских" по простой цепочке: розничные торговцы - посредники - оптовики - посредники - "челноки" - посредники - ростовщики и кредиторы - банки - финансовые корпорации... Но и это еще не все!
40 миллионов российских пенсионеров за эти же 60 месяцев реформ потеряли на разнице в покупательной способности их пенсий примерно по 40-50 долларов ежемесячно: всего это более 100 миллиардов долларов за пять лет - таков вклад российских пенсионеров в обогащение "новых русских". И эти деньги разными путями (легко проследить - какими: поборы спекулянтов, рэкетиров, посредников, ростовщиков и т.д.) также перешли в коммерческие и банковские частные структуры, во всевозможные торговые компании, инвестиционные фонды, финансовые проекты, "пирамиды" и т.п. Таким простым образом как введение "свободных цен" граждане целой страны были успешно ограблены кучкой своих же соотечественников, которые приобрели свои капиталы за счет ограбления страны и обнищания остальной части населения - больше этим капиталам взяться было неоткуда!
Поневоле вспоминаются золотые слитки, сплавленные из множества зубных коронок миллионов людей, уничтоженных гитлеровцами: цена обогащения современных российских нуворишей аналогична. Те самые люди, которые создали в стране нынешний комплекс производства, предназначавшийся для обеспечения необходимым всего населения, включая и пенсионеров, теперь отлучены и от созданных ими средств производства, и от продукции, и от доходов, получаемых на этом производственном комплексе - хотя бы и не самом эффективном в мире. Теперь оказывается, что и пенсии надо нарабатывать заново - через негосударственные пенсионные фонды с риском потерять и последние средства и сбережения.
Фактически реформаторы обрекли пенсионеров на голод и вымирание: в стране, которая взяла на себя долги СССР, сложилась совершенно дикая ситуация, когда минимальная зарплата и минимальная полная пенсия (без компенсации) составляют менее 20 % от прожиточного минимума и даже максимальная гражданская пенсия до него не дотягивает! В то время как пенсионеры по вине реформаторов потеряли за годы реформы порядка 200 миллиардов долларов (100 - недоплата пенсий и примерно еще 100 - потери на сберегательных вкладах), руководство страны все никак не может найти 17 триллионов рублей (т.е. три миллиарда долларов) на погашение долгов по выплате пенсий за несколько последних месяцев; с трудом принимается нищенская десятипроцентная индексация пенсий (хотя минимальную пенсию нужно повышать не на 10 %, а на 400 %, чтобы она хотя бы соответствовала прожиточному минимуму!). И это при том, что только война в Чечне обошлась по оценкам экспертов в сумму не менее 100 миллиардов долларов!
Можно напомнить, что дореформенные минимальная зарплата и минимальная пенсия в 70 руб. примерно соответствовали двойному прожиточному минимуму, максимальная гражданская пенсия была на уровне четырехкратного прожиточного минимума, а средняя по стране зарплата доходила до девятикратного прожиточного минимума. Кстати, сегодняшний прожиточный минимум (1998 г.)определяется приблизительно в 60 долларов, что соответствует и около 400 тысяч рублей сегодняшних, и примерно 40 рублям дореформенным - соотношение цен и стоимости доллара несмотря на общее повышение цен в 10 тысяч раз все же примерно сохранилось, а значит все оценки потерь населения за годы реформ вполне соответствуют реальности! Однако в дореформенное время не брали подоходный налог с зарплаты равной двойному прожиточному уровню, сейчас же подоходный налог берут даже с дохода меньшего, чем прожиточный минимум !!!
Итак, население страны оказалось ограбленным - причем весьма просто: введением "свободных цен", которые при дефиците товаров стали оружием прямого грабежа, поскольку людям предлагался выбор - остатки денег или, к примеру, жизненно важные продукты и лекарства (фактически - "кошелек или жизнь"!). Далее, когда не оставалось денег , в расчет за продукты первой необходимости шли "ваучеры" - якобы эквивалент принадлежащей гражданам части государственной собственности. Причем ваучеры объявились очень "вовремя" - именно тогда, когда обнищавшее население было готово что угодно отдать за товары жизнеобеспечения; видимо, в этом также был некий определенный расчет!
Далее произошло дальнейшее ограбление в виде "разгосударствления" народной собственности, поскольку основной производственный комплекс страны, оценивавшийся в сотни миллиардов долларов, был распродан за несколько миллиардов, а то и вовсе раздарен. К тому же, приватизированные предприятия стали работать уже не столько для нужд населения, сколько для наживы новых хозяев, а это очень принципиальная переориентация! Так вся страна вдруг оказалась должником РАО "Газпром", весь комплекс которого создан на средства населения этой страны: долги регионов "Газпрому" - почти 70 триллионов рублей, а это более 12 миллиардов долларов! Должниками являются и предприятия, которые за долги могут перейти в собственность "Газпрома".
Но вот вопрос - за что эти долги? За газ, который прежде был общенародной собственностью? Или за его добычу и доставку? Или за уникальный монополизм стратегического значения, когда в руки группы частных лиц (мелкие акционеры - не в счет!) передан кран от снабжения энергетическим сырьем всего государства? Были сообщения, что только стабилизационный фонд "Газпрома" в несколько раз превышает расходы федерального бюджета за год - на культуру, образование и здравоохранение !!! Фактически, безопасность государства оказалась в руках группы частных лиц, влияние на которых со стороны деструктивных сил (в том числе и зарубежных) более чем вероятно!
Даже те, кто оставил себе ваучеры и обменял их на акции приватизируемых предприятий, получили в качестве доходов от деятельности даже "самых выгодных предприятий" практически гроши: выплаты дивидендов по акциям, полученным за один ваучер, в 1996 году составили по РАО "Газпром" около 7 долларов за год, по АО "Норильский никель" - менее 1 доллара за год !!!
Следующий вид ограбления - вывоз за границу общенародного достояния в виде сырья, изделий, отходов, продукции, а главное - капиталов, которые, как убеждали реформаторы, должны были возродить страну. По сообщениям СМИ превышение экспорта над импортом составляет около 40 миллиардов долларов ежегодно - т.е. вывоз ценностей из России столь интенсивен, что этими "излишками" за три года можно погасить внешний государственный долг, однако ясно, что эти гигантские средства оседают в структурах, связанных с экспортом из страны всего подряд. Через границу трудно вывезти ценную картину, старинную икону, редкую книгу, однако, по оценкам экспертов из России за годы реформ свободно вывезено около 300 миллиардов долларов, еще около 300 миллиардов за проданные стратегические ресурсы просто не вернулись в страну!
Если бы эти сотни миллиардов долларов и те почти полтора триллиона, что население потеряло за годы реформ , были бы разумно и целенаправленно вложены в эффективную реорганизацию экономики страны, а не в стихийное "предпринимательство" новоявленных "хозяев России ", то страна блестяще могла бы справиться со всеми проблемами, расплатиться со всеми долгами и обеспечить всему населению гарантированное полноценное существование в настоящем и процветание в будущем! Но это возможно лишь при разумном подходе, а не при диком и стихийном предпринимательстве, которое навязано реформаторами как якобы единственно возможный путь к благосостоянию России.
Что касается тех гигантских денег , которые изъяты у населения и теперь сконцентрированы в частнопредпринимательских структурах, то, видимо, (и это достаточно очевидно любому, кто хоть немного поразмыслит и просчитает ходы - словно в шахматной партии) за исключением очень малого их процента подавляющее большинство этих денег являются "грязными" - т.е. полученными аморальными и преступными путями: "отмыть" их большой проблемы не представляет - нужно лишь вложить их в достаточно законный или легальный бизнес, например, в строительство (строительная фирма "честно заработает" большие деньги), в ювелирное производство, в банки (которые "честно заработают" на вложении капитала в бизнес) или в рекламу - также "честно зарабатывающую" огромные барыши и т.д. Если пропустить деньги через несколько таких структур, то обнаружить преступный или аморальный источник денег уже почти невозможно: они будут "отмытыми", хотя по происхождению своему они несомненно "грязные" - иных гигантских сумм в стране просто неоткуда взять: все они тем или иным способом украдены у населения и государства в целом!
Итак, процветание малой части населения в основном имеет источником прямое либо косвенное ограбление страны, народа и государства в целом или же заработки, прямо либо косвенно полученные на обслуживании тех, кто в этом ограблении участвовал. Если бы обогащение нуворишей происходило без обнищания основной массы населения, тогда еще можно было бы предположить относительно законные и честные способы приобретения капиталов, однако новые капиталы возникли не только на фоне массового обнищания, но и за счет его: т.е. произошло принудительное, грабительское, аморальное и преступное перераспределение средств граждан в пользу определенных слоев и кланов. Эта процедура не только очевидна всем и каждому, но также всем очевиден и криминальный характер передела собственности в стране, что в потенциале имеет социальную нестабильность в государстве и криминальные тенденции в общественном сознании.
Проведенная на глазах всего народа и всего мира абсолютно очевидно криминальная приватизация общенародной собственности, в результате чего в руках весьма малой части населения и иностранных представителей оказался практически весь производственный, сырьевой и энергетический потенциал гигантской страны, а также изъятые с помощью "свободных цен" у населения финансовые ресурсы, - психологически оправдывает для "свободных предпринимателей" любые виды дальнейшего ограбления всех, кого еще можно как-либо грабить, а для оставшегося без работы и без средств к существованию огромного контингента граждан - преступные виды деятельности являются жестокой необходимостью для собственного выживания.
Поскольку подавляющее большинство финансово-коммерческих фирм было основано в столице, где они имели несравнимо с провинцией лучшие условия, привилегии и льготы, то понятно, что максимальный отток денег от населения произошел именно в столичные структуры: по газетным данным более 80 % коммерческого банковского капитала сосредоточено в Москве, там же "прокручивается" 90 % всех денег страны и оседает до 40 % валового национального дохода! Т.о. не только частные коммерческие структуры "обобрали" население России, но и столица откачала изрядные деньги из всей страны, и без того обнищавшей! Иначе на какие же средства идет в Москве настоящий "пир во время чумы" - гигантских масштабов строительство и благоустройство, о каких не мечтает в России ни один провинциальный город, включая даже и Петербург! Процветающие московские финансовые концерны постепенно поглощают собственность регионов.
В прессе сообщалось также, что число чиновников многочисленных структур московского правительства уже намного превысило количество сотрудников всех республиканских и союзных министерств бывшего СССР. Антагонизм столицы и провинции, существовавший в смягченном виде и прежде, в настоящее время перешел в явные формы, о чем свидетельствуют, в частности, результаты выборов депутатов Госдумы в декабре 1995 г. и президента Российской Федерации в июне-июле 1996 г. - если столица явно поддержала реформаторов, то обедневшая провинция нередко голосовала за оппозицию. Явный раскол в отношениях столицы с регионами, стремящимися к большей экономической и политической самостоятельности, стимулирует сепаратистские тенденции и никак не способствует укреплению государства в целом .
Налицо при катастрофическом спаде производства также отток людей из производительных отраслей: в каждой мелкой или средней фирме теперь нужен свой штат руководства, юристов, менеджеров, экономистов, бухгалтеров, а нередко и специализированной охраны: были публикации, что в частных охранных структурах сейчас в России задействовано более миллиона человек - больше чем целая армия иного государства! Давно подсчитано, что расходы на реальные и потенциальные конфликты в обществе, существующем по принципам конфликтного соперничества, сопоставимы с расходами на производство товарных ценностей, а подчас эти побочные расходы могут и превышать производственные!
У человеческого сообщества в принципе есть выбор: либо добывать и производить средства к существованию в координированном сотрудничестве, когда энергия, предприимчивость, силы и средства идут именно на конструктивное производство и прогрессивное развитие, либо средства к существованию добывать в конфликтном соперничестве, когда на конструктивную деятельность идет лишь часть общей энергии, предприимчивости, средств и сил, а вторая часть уходит на внутриобщественные реальные и потенциальные конфликты по перераспределению произведенной продукции, в частности, на многообразные разновидности взаимного прямого и косвенного грабежа граждан, общественных структур и государств. Очевидно, что эти непроизводительные, побочные и даже деструктивные расходы не обогащают общество, а вводят его в огромные убытки: использованные на конструктивную деятельность они могли бы избавить человечество от многих серьезных проблем. Сколько средств во всем мире, к примеру, уходит на изготовление оружия вместо инвестиций в конструктивное производство и общественное развитие!
Так сейчас в обедневшей России постоянно идут огромные побочные расходы на содержание вспомогательных структур, в частности, предназначенных для нейтрализации потенциальных и реальных внутренних конфликтов. Причем эти непроизводительные расходы закладываются в цену продукции любой фирмы, что ведет к удорожанию, а не к удешевлению товаров по сравнению с крупным производством, и потому не только к дополнительному ущербу для конечного потребителя, но и к гораздо меньшей конкурентоспособности отечественных товаров по отношению к импортным, которые продаются у нас практически по демпинговым ценам, что подрывает отечественное производство.
Кстати, если учесть, что (по газетным публикациям) около 70 % банковских и финансовых структур контролируется криминальными организациями, то напрашивается вывод, что власть в стране принадлежит фактически этим организациям. "Великая криминальная революция" - лучше не скажешь о произошедшем в России под видом якобы демократических реформ, будто-бы направленных на экономические и политические преобразования "в интересах всего народа". А если в интересах не всего народа и даже вопреки его интересам, то политический строй в случае криминальной диктатуры именуется мафиократией , материальной базой для которой стали предприятия и сырье, промышленный потенциал и денежные средства, все государственное (оно же общенародное!) достояние, успешно "прихватизированное" в процессе реформ клановыми структурами, а законодательной ("идеологической"!) базой стала легализация "свободных цен" и "свободного предпринимательства", коррекция различных Кодексов и масса иных актов власти, принятых для реализации именно таких рыночных реформ.
Кто же был заинтересован именно в таком способе проведения реформ и кто заинтересован в именно таком их продолжении? Ответ очевиден:
во-первых, различные криминальные личности и организации;
во-вторых, "новые русские" предприниматели и хозяева, получившие в собственность общенародное достояние;
в-третьих, зарубежные производители и коммерсанты;
в-четвертых, иностранные капиталисты, политики и спецслужбы;
в-пятых, отдельные структуры, получившие монопольный доступ к сырьевым ресурсам страны;
в-шестых, политики, приобретающие власть в итоге якобы "демократических" преобразований в стране, и.т.д.
Было ли заинтересовано в таких реформах население - достаточно очевидно: конечно же нет! Большинство было заинтересовано лишь в коррекции существовавшей экономики, но не в уничтожении ее и страны.
"Свободные цены" и "свободное предпринимательство", реализованное в коммерческих, посреднических и финансовых предприятиях, создали гигантскую инфляцию: даже по официальным данным она будто бы составила: в 1992 г. - 1300 % (фактически более 2000 %), в 1993 г. - 800 %, в 1994 г. - 250 %, в 1995 г. - 60 %, в 1996 г. около 25 %; т.е. цены выросли якобы в 14 х 9 х 3,5 х 1,6 х 1,25 = порядка 1000 раз; но это "официальные " данные, которым верить, конечно, никак невозможно, поскольку цены за годы реформ выросли минимально лишь на водку - в 2000 раз, а на соль и спички, на хлеб и молоко в 10 000, на рыбу в 15-20 тысяч раз, на транспорт в 25 тысяч, на иные лекарства почти до 100 тысяч раз (1998 г.)!!! Но эти же "коммерческие предприятия" не только создавали инфляцию, поскольку при перепродаже завышая цены - тем самым снижали ценность рубля, но и получали за счет творимой ими же инфляции изрядные доходы.
Что инфляция будет достаточно высокой при "освобождении цен" - это было достаточно очевидно заранее, поскольку при дефиците товаров, естественно, динамика цен может идти только в сторону их роста, а тотальный рост цен и есть инфляция - обесценивание денежной единицы. Но этот тотальный рост цен складывался не только на розничном рынке при непосредственной продаже товара конечному потребителю: удорожанию товара, росту цен (т.е. инфляции!) содействовало множество промежуточных продавцов - посредников, каждый из которых вносил в цену свою надбавку, которая и давала ему прибыль.
Потребитель же при дефиците товаров вынужден принимать эти "условия игры", диктующие ему цены на рынке, и фактически содержать на свои средства всех посредников, коммерсантов, спекулянтов и ростовщиков. Однако, очевидно же, что инфляция растет при дефиците товаров, а не только при избытке денег ; в развитых странах денег достаточно у многих, однако это не приводит к инфляции - если товары в избытке. И в последние два года инфляция в России резко снизилась не по причине ограничения количества денег у населения, что создается искусственно - путем невыплаты пенсий и заработанных денег, но именно по причине насыщения рынка товарами - в настоящий момент преимущественно импортными!
Чем больше кормится посредников, тем выше рост цен - это очевидно! Однако, основной вклад в инфляцию делали не мелкие торговцы розницей и даже не оптовики: самый большой вклад в рост цен, в инфляцию вносили "спекулянты деньгами" - ростовщики, предоставлявшие оптовикам деньги под огромные проценты, которые затем закладывались в цену реализуемого товара. Самый большой вклад в инфляцию внесли банки - легальные и нелегальные, и самые высокое доходы от инфляции получили именно они, обиравшие коммерсантов, а через них и все население. На одной только перепродаже валюты в оба направления банки получали "из воздуха" немалые доходы, также содействовавшие инфляции, пока не был введен "валютный коридор" резко ограничивший "воздушные доходы" банков, а значит - и инфляцию; именно регулирование валютных операций банков со стороны правительства (т.е. явно разумная мера воздействия на предпринимательские структуры) содействовало некоторой стабилизации экономики, хотя и несколько негативно влияла на экспорт.
Абсолютно очевидно также, что любые доходы, полученные как бы "из воздуха" (перепродажа товаров посредниками или откровенными спекулянтами, ростовщичество - в том числе и банковское, операции с ценными бумагами, оборот валюты, биржевые "игры" и т.д.) - фактически приобретаются также за счет явного или скрытого грабежа потребителей и, если в случае добровольного участия в азартной игре люди сознательно идут на риск потери своих средств ради шанса выиграть большую ставку за счет остальных участников игры, то в рыночной экономике тот же выигрыш больших ставок (также за счет потерь потребителей) происходит в скрытом виде и как правило с помощью различных видов принуждения (безвыходности, например) или обмана (хотя бы - недобросовестной рекламы).
Относительно рекламы, будто бы "честно" зарабатывающей свои огромные доходы: за эти деньги обществу преподносилась как якобы достоверная - позитивная информация о множестве мошеннических компаний, занимающихся разнообразными способами изъятия денег у населения, которое в результате такой "честной рекламы" оказалось обворованным при помощи средств массовой информации, "заработавших" на рекламе огромные деньги - также изъятые у населения! Таким образам, средства массовой информации за деньги, отобранные у того же населения, фактически явились "средствами массовой дезинформации" - безо всякой ответственности за содействие мошенничеству и ограблению населения; вот еще один из способов так называемого "легального" и "законного" предпринимательства, а фактически - еще один фактор нестабильности в обществе и подрыва государства.
Чрезвычайно важно то, что из средства массового просвещения и образования народа - самое популярное и эффективное СМИ - телевидение фактически превращается в средство массового оболванивания населения, поскольку количество учебных, образовательных и просветительских передач в программах неуклонно сокращается (позорно изъят из российского телеэфира даже некогда существовавший на средства ЮНЕСКО образовательный телеканал "Российские университеты"!), тогда как в изобилии наращивается число развлекательных передач, тормозящих процессы мышления и даже явно имеющих задачи целенаправленного "кодирования" психики телезрителей или постоянного фонового доминирования животных инстинктов - для выгоды каких-то определенных групп.
Трудно обмануть просвещенных и образованных людей, однако очень легко манипулировать людьми непросвещенными и тем более невежественными: успехи рыночной экономики в разных странах во многом основаны на подобной манипуляции сознанием и подсознанием потребителей. Используется либо дезинформация (недобросовестная реклама, например), либо внушение массам "ложных потребностей", среди них - различные виды наркотиков, табачные изделия, алкоголь, супермода, престижные псевдоценности и т.д. Такая манипуляция общественным сознанием, естественно, приносит огромные доходы - если люди поддаются на эту манипуляцию; просвещение же и образование содействует более критическому отношению к попыткам подобного воздействия, а потому сокращает чьи-то доходы. Гораздо выгоднее - оболванивать людей, например, обещать райскую жизнь при "свободных ценах" и "свободном предпринимательстве" - либо сразу же, либо через шесть-восемь месяцев, либо через 500 дней...
Впрочем, стоит отметить, что в программе "500 дней" предусматривался вполне логичный вариант: постепенный отпуск цен "на свободу" по мере нарастания объемов производства - т.е. по мере исчезновения дефицита товаров, что позволило бы избежать "шоковой терапии", гиперинфляции и катастрофического обнищания населения; однако это же означает невозможность быстрого и преступного обогащения предпринимателей за счет спекуляции всем подряд, а значит - и завладения предприятиями, сырьем и властью в стране !!! Кого-то такой вариант - обогащаться за счет конструктивной деятельности - очень не устроил (слишком хлопотно и долго!) - поэтому, вероятно, программа "500 дней" была снята с обсуждения и забыта, а реализована была программа "шоковой терапии" - моментального отпуска цен и "свободного предпринимательства" - с заранее очевидным результатом: быстрым обогащением немногих за счет обнищания народа, захватом реальной власти в экономике и госструктурах, развалом страны и гигантским ущербом государству в целом.
Особенно ярко это проявилось при вводимом у нас диком рынке на фоне обширного дефицита товаров. Общечеловеческий принцип "живи и жить помогай другим" - в этом случае вытесняется принципом животного мира - "живи за счет других", хотя, кстати, в животном мире, как правило, живут за счет представителей другого, а не своего вида. Наши процветающие бизнесмены ограбили своих же сограждан, сократив жизнь немалого их количества: можно счесть это даже некоей разновидностью каннибализма в конце 20-го века от рождества христова. Можно подсчитать также - во сколько человеческих жизней уже обошлись российские реформы: это уже миллионы человек! Возможно, такие потери были запланированы - как на войне?!..
Сейчас самая главная проблема для всех - производителей и потребителей, предприятий и граждан: нет денег! Денег не хватает на армию, на здравоохранение, на образование, культуру, науку, на пенсии и пособия, на космос и на контроль природной среды, на культивирование сельхозугодий и сбережение лесов, на доступный и надежный транспорт, на поддержание стратегически важных объектов и производств, на сохранение единой энергосистемы и даже почты! Почему-то десять лет назад денег примерно хватало почти на все - даже на помощь другим странам, не говоря уже о колоссальных вливаниях в собственный военно-промышленный комплекс! Где теперь деньги?
Ответ на этот вопрос - очевиден: деньги у тех, кто всеми возможными неправдами откачал их у населения и государства и заинтересован вовсе не в процветании страны и не в благополучии народа, но лишь в личных доходах, строительстве фешенебельных офисов и дач, скупке недвижимости здесь и за границей, вложении средств в иностранные банки или только в гарантированное особо прибыльное (чаще всего преступное и аморальное) предпринимательство. Деньги у тех, кто "сорвал куш" в том "розыгрыше" общенародного достояния, который прилично именовался "социально-экономическими реформами".
Таким образом, деньги населения и государства в основном теперь оказались в собственности банков и финансовых корпораций, общенародная собственность - в руках владельцев "грязных денег", а населению предложено - "выживайте как хотите, это теперь ваши проблемы". В этой дикой ситуации тотального ограбления целого народа огромной страны, изъятия у населения гигантских денежных средств и отторжения средств производства от подавляющей массы людей - органы власти и управления вместе с идеологами реформ сняли с себя какую-либо обязанность заботы о благосостоянии населения (а значит и о безопасности государства в целом), провозглашая принципы "каждый за себя", "государство не обязано...", "зарабатывай как хочешь, а дело власти - лишь собирать налоги". Т.е. вместо принципа "государство для народа" реализован принцип "народ для государства" (а точнее - "народ для хозяев государства"); население оказалось не только словно выброшенным за борт корабля на произвол стихии, но также в основы взаимоотношений общества с органами власти (существующих, кстати, на средства населения!) был заложен фундаментальный постулат принципиального антагонизма населения и властей.
|
|