Автор подполковник в отставке Пикуль Виктор Евгеньевич
В последние несколько недель в СМИ катится волна сообщений о наказаниях генералов от оборонки. Тут и там “светятся” фамилии людей, о которых мы никогда не слышали. Ну, как же! Три Як-130 с опозданием поступили в войска. Что? Целых три?! Сколько раньше выпускали? А сейчас целых три. Но все же они поступили на вооружение. А в прошлом году российская армия и вовсе не получила три АПЛ, корвет проекта 20380, не случились шести самолетов, 76 БМП-3, а пять космических аппаратов где-то затерялись. В итоге государственный оборонный заказ в 2010 году практически на 30% был сорван. О наказаниях, снятиях с должностей вице-премьер С.Иванов докладывает президенту.
Один из больших конструкторов оборонного завода рассказывает о приездах самого С.Иванова на их завод. Был там С.Иванов 2 раза. Что-то протоколировали. Но протоколов не осталось, а все вопросы, которые ставились, так и остались не решенными. Осталась только картинка в телевизоре. А вот теперь картинка о наказаниях. Правы аналитики – никакие решения об увольнениях не повлияют на ситуацию. Идет чистая имитация решения вопросов. Что же и где не в порядке?
Вот слова одного из участников форумов в Интернете, Олега Лунина: “Сам я работаю уже больше 30 лет на оборонном заводе, и хотя наш завод государственный мы уже больше 20 лет не обновляли оборудования. Станки старые, квалифицированные рабочие ушли на пенсию, а молодёжь не идёт. Если раньше работало 15 тысяч рабочих, то сейчас осталось около тысячи. И кому выполнять государственный заказ, и на чём? А если завтра война?”.
Российский Оборонно-Промышленный Комплекс достаточно объемный и представляет собой разветвленную сеть из почти 1200 производственных предприятий и КБ. Причем география их расположения очень обширна. Одной из основных особенностей всех этих предприятий – люди там работают все еще за идею. Но кушать то хочется. Поэтому многие предприятия ОПК ищут зарубежных заказчиков. Государство вроде не возражает. Однако, по словам того самого большого конструктора очень много вопросов. Их предприятие получило от одной зарубежной компании в счет будущих заказов $600 млн. На $100 млн. привезли высокоточные станки. И тут же чиновники задают вопросы об остальных деньгах. Причем само государство на модернизацию этого завода денег не выделило. Догадайтесь с одного раза, почему чиновники интересуются остатком денег.
Для модернизации предприятий, станочный парк которых изношен практически на 80%, председатель правительства предлагает повысить рентабельность предприятий ОПК до 15%. Но здесь возникает дилемма. За последние 5 лет значительно выросли затраты государства на оборонные заказы. Вместе с тем повышать цены сильно не дают – включают антимонопольный комитет. Т.е. выделенные суммы увеличились, а цены остались практически на старом уровне. Куда девается разница? Правильно – уходит по цепочке. В результате предприятия ОПК работают с рентабельностью 2-3%. О какой модернизации может идти в этих условиях речь? С другой стороны практически все предприятия ОПК заняты на международных контрактах. Да, там большие деньги. Но эти деньги почему-то до модернизационных проектов не доходят. Бывший (до 2000 года) начальник Вооружения Вооруженных сил, заместитель руководителя Комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу, генерал-полковник в отставке Анатолий СИТНОВ в интервью Аргументам Недели озвучил примерную цифру откатов чиновникам – 23 триллиона рублей! Главный военный прокурор согласен, что каждый пятый рубль из гособоронзаказа исчезает в карманах чиновников. А ещё рыночный, пытливый ум выработал на государственных предприятиях такую схему оплаты труда, что 70% дохода - это премия. А дают её начальники исходя из личного вклада каждого сотрудника. Угадайте, кто вносит самый бОльший вклад? Премию дают раз в пол года, и в эти пол года человек ТАКИЕ унижения терпит, что крепостным и не снились. А потом оказывается, что с той суммы, что выдают, надо ещё налом начальнику денюшку отдать (чтобы статистику не портить). Как результат, например новосибирская оборонка (НПО “Луч” и НПО “Сибсельмаш”), готовятся сократить количество рабочих мест, что может привести к забастовкам. В том же Новосибирске, на заводе, где выпускают отличный самолет Су-34, квалифицированные инженеры, техники, технологи получают зарплату в 2-3-4 раза меньше, чем на других заводах.
Здесь возникает еще и другой вопрос: “А кто будет работать на тех самых высокоточных станках года через 3, а через 7 лет?”. Политехническое образование у нас очень сильно упростилось. Руководство МАИ, например, махнуло рукой на подготовку двигателистов для ОПК, мотивируя это тем, что большинство лучших выпускников уезжают в Америку, в Израиль. Все же остальные получают диплом лишь из-за престижного бренда. Т.е. ради кого держать высокую планку обучения. Получается теперь, что притока в оборонку хороших специалистов ждать не приходится. Систему ПТУ практически похоронили. Да и кто из молодежи пойдет в неизвестность. Все хотят легких денег и немедленно.
А люди в Интернете говорят: “ У нас еще ядерные бомбардировщики на ходу, не пропадем. Керосин наш, алюминий наш. Плутоний тоже наш. Одного такого самолетика хватит на всю Европу. Лет 15-20 протянем еще на том, что есть”. Так все просто! Оборонку похороним, но самолетик будем держать. Становится стыдно за таких наших людей. Ведь всегда в нашей истории, да и не только нашей, оборонка была локомотивом прогресса. Именно в оборонке разрабатывались самые смелые решения. Именно в оборонке шлифовались умы великих ученых.
Именно в оборонке много действительно качественных рабочих мест. Руководство страны понимает значение оборонки для страны. Не случайно и президент и премьер за последнее время много сказали о совершенствовании гособоронзаказа. Однако без системных мер воздействия в направлении модернизации оборонки ситуацию исправить не получится. Просто необходимо вспомнить историю. Как можно было сократить аппарат начальника вооружения МО с его специалистами и доверить вооружение армии женщине? Хочется верить, что и эта проблема будет решена.
Источник |