Сумма нанесенного стране ущерба исчисляется сотнями миллиардов долларов
Давно не секрет, что последние четверть века самые успешные (и даже секретные) разработки отечественного ОПК расползаются по всему миру. Причем как легальным, так и криминальным путем. А зачастую, через откровенную государственную измену. «Комсомольская правда» подготовила небольшой обзор таких «утечек», похоже, являющийся только вершиной айсберга отечественного воровства и предательства.
Вот, к примеру, в апреле этого года во время учений «Рэд Флаг» на Аляске американцы показали журналистам изделие, как две капли воды похожее на российскую боевую машину (БМ) зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Тор-М1». В пресс-релизе авиабазы Эйльсон красовались фотографии - транспортировка и выгрузка БМ, обозначенной как SA-15B Russian radar. Американцы не скрывали, что эта техника поможет летчикам ВВС США отработать навыки «преодоления вражеской ПВО». Короче, поработать в условиях, максимально приближенных к боевым с учетом сильных и слабых мест «русского радара».
Напомним, что ЗРК «Тор» (модификации: «Тор-М1», «Тор-М2» и «Тор-М2Э») сам контролирует воздушное пространство и сам сбивает все воздушные цели, не опознанные системой «свой - чужой», на дальности до 12 км и высоте до 6 км. Производится ижевским ОАО «Купол». Экспорт «Тор-М1» (по данным Рособоронэкспорта): Венесуэла - 4 комплекса, КНР - 60, Иран - 29, Греция - 31 (6 переданы Кипру в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300ПМУ1).
Как видим, в США комплекс не поставлялся. Но тогда возникает резонный вопрос: как наш зенитный ракетный комплекс оказался на далекой Аляске? И кто же так позаботился о том, чтобы американские авиаторы, в случае чего, имели бы минимум проблем с русским зенитно-ракетным комплексом?
Издание раскопало также и весьма давнюю историю, как еще во времена Советской Армии, на ее вооружение в 1985 году были приняты новейший по тому времени танк Т-80У и не имеющий аналогов в мире зенитный ракетно-пушечный комплекс «Тунгуска» (предназначен для борьбы как с воздушными целями в радиусе 8 км, так и с наземными объектами).
Тут же был зафиксирован жгучий интерес иностранных разведок к нашей новой технике. Особую прыть проявляли англичане: их «Челленджер» рассматривался как конкурент нашему танку, а «Тунгуска» делала эфемерной любую вертолетную поддержку как пехоты, так и бронетехники.и вовсе не имела аналогов. Под соусом «перестройки» и нового мышления» англосаксонские гости проявили избыточный интерес к этим изделиям советского ВПК, но понятно, что им ничего, за исключением красивых рекламных проспектов тогда не обломилось.
Однако вскоре развалился СССР, и пришедшие к власти в России «демократы–рыночники» поспешили удовлетворить запросы тех, кого на волне эйфории победы над «тоталитаризмом» в московских кабинетах воспринимали уже как старших «братьев. И в 1992 году государственная (!) внешнеэкономическая компания продала либерийской фирме A. Binder and Co Inc. с поставкой в Великобританию новейшие единичные образцы танка Т-80У и зенитно-ракетной установки «Тунгуска». С комплектом ракет, боеприпасов и другого военного имущества на общую сумму 10,7 млн. долл. Хотя танк Т-80У в соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 1992 года № 1621-с можно было продавать за рубеж только с 1993 года. А экспорт «Тунгуски» вообще не предусматривался! С другой стороны, всерьез тогда подобные указы никто и не воспринимал, (похоже, как и сам подписывавший их Ельцин).
Сейчас ветераны военной прокуратуры вспоминают, что сделку проталкивали сотрудники Минвнешэкономсвязей, Минобороны и Госкомимущества. Военная прокуратура пыталась размотать это преступление, но ей дали команду тихо спустить дело на тормозах. Что и было сделано – так что теперь воспоминания военных прокуроров имеют цену только как исторический источник.
Впрочем, в те «лихие» времена некоторые действовали уж совсем по «беспределу». Так, в конце 1990-х, в Хасанскую таможню поступили документы на пять вертолетов Ми-8Т - целая эскадрилья. Некая ООО «Арденн» из Хабаровска продавала по цене металлолома списанные вертолеты в КНДР, дело для тех лет обычное. Но продавцов в тот раз подвела наглость и жадность. С таможенниками вопрос никто заранее не согласовал, а те, посмотрев документы, сделали удивленные глаза: это как это, по $20 тысяч за вертолет, даже списанный? Да джип во Владивостоке дороже будет.… И началось – посмотрели вертолеты – ничего они не списаны. Напротив, только что прошли ремонт. Причем стоимость ремонта в разы превысила декларируемую стоимость машин.
Затем выяснилось, что на вертолетах даже же узлы крепления вооружения и секретную систему опознавания «свой - чужой» с вертолетов никто не демонтировал. Более того, выяснилось, что эта ООО «Арденн» вообще не имеет право на торговлю военной техникой за рубеж. А для продажи нужна лицензия от уполномоченной организации «Промэкспорт». Но в данном случае влиятельный «кто-то» (ООО «Арденн», понятно, выступила в роли конторы «Рога и копыта») решил сэкономить, и обойтись без госпосредников и лицензий. В общем, эта сделка была, конечно, сорвана. Кого-то из мелких исполнителей даже вроде привлекли к уголовной ответственности, но это было скорее исключением из общих правил.
Издание также повествует о титанической борьбе, которые американские спецслужбы вели с начала 1990-х, чтобы овладеть секретами наших комплексов ПВО вроде С-300. Но даже хваленый профессионализм выучеников Лэнгли спасовал перед отечественными воровством и бардаком.
С-300 нужен был США позарез, чтобы изучить его и внести изменения в свое изделие. Требовалось еще и дешевое решение. Так родился замысел операции «Гладиатор», на которую конгресс выделил 300 млн. долл. Получить комплекс целиком и в России было принципиально важно: он имеет несколько модификаций (не все они способны сбивать ракеты), и нужен был тот, что стоит на вооружении нашей армии. То есть С-300В.
Четыре года у американцев ничего не получалось. Но их разведка нашла-таки подходы к чиновникам, согласившимся лоббировать интересы новых «друзей России». Однако непреодолимой преградой был запрет на продажу единичных образцов российской военной техники. Хотите - покупайте дивизион, а лучше полк. Но это совсем другие деньги, не предусмотренные конгрессом…
Поняв, что американцы на крючке, наши чинуши измыслили свою спецоперацию - втюхать бывшим врагам через Белоруссию старый С-300ПМУ. А сделку прикрыть скандалом в печати по поводу «тайной продажи Минском секретов Москвы». Но «старичок» мог сбивать только самолеты. Да и продавался не целиком. Американцы яростно торговались и приобрели белорусское «железо» по смехотворной цене. И бесполезно.
Неизвестно, чем кончилось бы дело, если бы генконструктор С-300В Вениамин Ефремов не заявил, что у него почти готов новый комплекс С-300ВМ «Антей-2500» с возможностями вдвое большими, чем у предшественника. Он предложил продать американцам С-300В: дескать, им и за десять лет не разгадать его секретов. А на вырученные деньги довести новинку до серии.
Лучшие умы ведомств напряглись: хотелось получить деньги, не рискуя. Выход виделся один - устроить академику встречу с Ельциным. Президент выслушал Ефремова и поручил провести переговоры с американцами. В итоге им продали только две неполные батареи (РЛС кругового обзора, командный пост и по две пусковые установки) да несколько ракет. А вот РЛС секторного обзора - сердцевину комплекса - они так и не получили. А то, что получили, привезли в Хантсвилл, разобрали, обнюхали.… И поклялись, что сделают лучше. И что в итоге? А то, что на выставке вооружений в Париже мы предложили американцам устроить соревнование. Они не согласились: новый «Пэтриот» ПАК-3 не дотягивал даже до старого С-300В - прав был Ефремов.
Ну а как же 300 млн. долларов? До российской казны официально дошло 120, а на заводы, участвующие в производстве С-300В, лишь около 40. Остальные, согласно известному ельцинскому изречению, « черт знает, куда они девались»…
Трагедия российского флота, распроданного в «реформенные» годы «на иголки» известна. 44 военных корабля продали примерно за $ 30 млн. - дешевле, чем по цене металлолома. Многие из них не выслужили и половины срока. Продать торопились так, что с авианосцев Тихоокеанского флота «Минск» и «Новороссийск» не демонтировали даже секретное оборудование. Авианосец «Киев» продали посредникам вдвое дешевле металлолома - за 1,8 млн. долл. Его тут же купили китайцы за 8,2 млн. долл. - они же платили за боевой корабль! «Киев» направился туда, куда до него ушли «Минск» и «Варяг». Из «Новороссийска» они сделали смесь кабака и военно-патриотического центра, а вот авианосец «Варяг» восстановили, и скоро примут его в боевой состав своего флота. Да уж, достойное продолжение истории для корабля под столь прославленным именем. Хорошо, что хоть песню еще соответствующую не написали.
Впрочем, в тех случаях, когда ценные образцы нашей техники не удается добыть даже через взяточничество и разгильдяйство, иностранным спецслужбам приходится прибегать и к традиционному шпионажу. Наиболее известным за последние годы был случай с Эдмондом Поупом, пытавшемуся украсть секреты морской торпеды «Шквал». Помнится, тогда на его защиту поднялась вся отечественная и зарубежная правозащитная общественность, кричащая о возрождении в России гебистских традиций. Президент Владимир Путин тогда, к сожалению, пошел на поводу у этой воющей публики и помиловал приговоренного за шпионаж Поупа – видите ли, у него было плохое здоровье и он умирал в камере .Сразу по выходу из самолета болезнь у него разумеется прошла. И он и по сей день живет, бодр и весел. Меж тем, по оценке Следственного управления ФСБ России Сергея Балашова, американский шпион Эдмонд Поуп и его российский агент нанесли ВМФ России ущерб в 700 миллионов рублей минимум. И это всего лишь один эпизод. А подобных в России за последние 20 лет было выявлено несколько десятков. Урон оценивается в несколько сот миллиардов рублей...
Источник |