На совещании по расследованию катастрофы в Ярославле президент Медведев произнес слова, которые можно трактовать как приговор отечественному авиастроению, во всяком случае, гражданскому.
"Я не хочу предвосхищать результаты следствия, технического и юридического расследования. Тем не менее из этих результатов должны быть сделаны надлежащие выводы. И эти выводы должны быть положены в основу тех решений, которые будут приняты, включая вопросы радикального изменения ситуации в области гражданской авиации, приобретения современных транспортных средств, даже несмотря на то, что это большие затраты для бюджета, очень большие затраты. Причём безотносительно к стране происхождения этих транспортных средств".
И чуть позже снова вернулся к этой теме:
"И по этой проблеме Правительству придётся, видимо, принимать очень непростое решение, потому что дальше так невозможно, с таким парком. Ценность человеческой жизни выше, чем все остальные соображения, включая поддержку национального производителя. Это очевидно, мы должны поддерживать своих. Если наши не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей. Но это отдельная тема, я её сформулирую, эту позицию, и Правительству дам поручение. Нужно будет найти деньги. Это должна быть большая программа".
Это для российского авиастроения, видимо, приговор - насколько окончательный, увидим в самом ближайшем времени.
Но каков, однако, нанопрезидент! Буквально на наших глазах открывает для себя Россию! Оказывается, у нас неважно обстоят дела с авиастроением. А с чем у нас дела "важно"?
Еще когда президент наш Митя тихо шестерил в питерской мэрии, под руководством Сергея Глазьева и, если мне память не изменяет, при участии Юрия Маслюкова, был подготовлен и пошел в дело подробнейший доклад о перспективах гражданского авиастроения в России. Дело было лет 15 назад, и уже тогда было ясно, что без серьезных перемен в отрасли страна останется без собственного авиационного парка. Причем для нашей страны, с ее уникальной протяженностью, отказ от собственного авиастроения будет означать окончательный и бесповоротный отказ от освоения собственной территории - никакими закупками импортной авиатехники, даже недорогой, даже бывшей в употреблении, решить вопрос адекватного обеспечения авиаперевозок не получится - столько денег не бывает.
С тех пор многое уже оказалось угроблено, хотя стратегия правительства Примакова-Маслюкова в области гражданского авиастроения шла строго в русле упомянутого выше доклада. На 2002-й год распоряжение правительства было назначено серийное производство среднемагистрального самолета Ту-334 на специально построенной для этого производственной базе в Луховицах. Но вот уж скоро 10 лет, как это, единственно спасительное решение для наших внутренних перевозок не исполнено.
Вместо этого годы и миллиарды были пущены коту под хвост, то есть на проект "Суперджета" - и время было упущено, и главное, самолет явно не получился. А зачем он вообще был нужен? Ведь к производству готов уже давно имеющий все международные сертификаты, превосходный самолет...
Тем временем на внутренних линиях продолжали летать и падать машины, о замене которых настоящее, а не бутафорское правительство готовилось еще в прошлом веке.
А чего можно было хотеть от Як-42, машины, созданной еще в середине 70-х годов прошлого века? Борт, который разбился в Ярославле, к примеру, был произведен в 1993-м и до конца года должен был встать на капитальный ремонт. По хорошему, может быть надо бы и на списание, но заменить-то нечем. Вот и продлевается ресурс у машин, место которых на авиационном кладбище давно простаивает.
И какое решение проблемы видит наш президент Митя? А отказаться от отечественных машин и начать закупать импортные, сколько бы не стоили. Вместо того, чтобы поставить в серию Ту-334, довести до ума сотрудничество с Украиной по Ан-148, насытить рынок Ту-204, вернуться к совместной доработке Ан-70 - в общем, принять какие-то адекватные меры на уровне руководителя страны, а не лоббиста "Боинга" или "Эрбаса".
В конце концов, пока у нас гробили Ту-334 и тратили время и деньги на "Суперджет", Китай на пустом месте создал собственное авиастроение. Прямо на наших глазах. И при участии наших же ресурсов, материальных и людских. Вот же как интересно - в Китае могут творить чудеса, а дома - никак?
Так может, все дело в руководстве страны?
Источник |