Белая книга реформ или что реформаторы сделали с экономикой России
Вследствие большой территории России и низкой плотности населения система здравоохранения базировалась на очень широкой сети лечебных и профилактических учреждений. Поэтому всегда была очень актуальной проблема строительства, реконструкции и оборудования больниц и поликлиник. Масштабы этого строительства поддерживались в РСФСР на довольно высоком уровне. В ходе радикальной реформы это строительство сократилось до чрезвычайно низкого уровня.
В результате сокращения строительства больниц в РФ началось ослабление созданной ранее системы. Если в 1989 г. на 10 тыс. населения РСФСР имелось 138,7 больничных коек, то в 1994 г. их осталось 127,4, а в 2003 г. 111,6.
Это – очень существенное сокращение, особенно если учесть, что сильнее всего оно ударило по жителям удаленных от больших центров сел и малых городов.
По динамике строительства и ввода в действие и больниц, и поликлиник (рис. 1-5 и 1-6) видно, что на первом этапе перестройки возникла явная тенденция к укреплению системы здравоохранения в стране, что сразу сказалось и на демографических показателях – заметно снизилась смертность и выросла рождаемость.
Рис. 1-5. Ввод в действие больниц в РСФСР и РФ, тыс. коек
Рис. 1-6. Ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений в РСФСР и РФ, тыс. посещений в смену
Резкое прекращение строительства лечебных учреждений при первых же шагах рыночной реформы в 1988 г., не может быть объяснено исключительно экономическими трудностями. Это – следствие кардинального изменения приоритетов государственной политики. С тех пор и до настоящего времени реального изменения в отношении к здоровью населения, судя по состоянию сети лечебных учреждений, не наблюдается. Ввод в действие новых больниц и поликлиник колеблется на очень низком уровне, а выбытие зданий из-за ветхости идет с ускорением.
Уровень инвестиций в здравоохранение за годы реформы упал так, что обновление основных фондов отрасли резко замедлилось. В 1985 г. коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах) был равен 7,2%, в 1990 г. 5,7%. К 1995 г. он упал до 1,5%, прошел через минимум в 1998 г. (0,7%) и затем держался на уровне 0,9%, а в 2003 г.составил 1,1%. Коэффициент ликвидации основных фондов (в сопоставимых ценах) колеблется на уровне 0,9-1,1%.
Практика показала, что сделанные в начале рыночной реформы прогнозы, согласно которым частные медицинские учреждения могут стать в РФ реальной альтернативой для государственной системы здравоохранения, оказались ошибочными. В негосударственных учреждениях в 1994 г. работало всего 0,63% врачей, практикующих в РФ, к 1999 г. эта доля выросла до 1,42%. Среднесписочная численность всех работников отрасли «здравоохранение», работающих в негосударственных учреждениях, достигла в 2000 г. 3,9% от общего числа в РФ.
В 2000 г. число коек в негосударственных больничных учреждениях составляло всего 0,45% от общего числа коек. Мощность негосударственных амбулаторно-поликлинических учреждений (выраженная в числе посещений в смену) составляет около 1,5% от общей. Это показывает, что частный сектор в медицине реально не оказывает на здоровье населения почти никакого влияния.
Особым элементом советской системы здравоохранения были санатории. За несколько десятилетий они зарекомендовали себя и в мнении специалистов, и в общественном сознании как эффективное средство профилактики многих заболеваний, а также реабилитации и укрепления здоровья пациентов после лечения.
В результате приватизации предприятий, разрушения профсоюзной системы и обеднения трудящихся использование санаториев сократилось. Реформа привела к резкому спаду в строительстве санаториев, которое в 80-е годы велось в очень широких масштабах. Динамика его представлена на рис. 1-7.
Рис. 1-7. Ввод в действие санаториев в РСФСР и РФ, тыс. коек
Практически прекращено строительство учреждений, которые обеспечивали массовые возможности для сочетания отдыха с оздоровлением – домов отдыха. Их ежегодный ввод в действие снизился с уровня около 7 тыс. мест в 80-е годы до 0,2 тыс. мест в 1994 г. (в 2003 г. 1,2 тыс. мест). Динамика этого процесса показана на рис. 1-8
Рис. 1-8. Ввод в действие домов отдыха в РСФСР и РФ, тыс. мест
Источник |