Белая книга реформ или что реформаторы сделали с экономикой России
Оглавление
Чтобы устранить воздействие инфляции на вид графиков, дадим динамику изменения объема покупок населением разных регионов, приводя их к единому стандарту – среднему уровню по РФ (рис. 3-9).
Рис. 3-9. Розничный товарооборот на душу населения в РСФСР и РФ (РФ=100): 1 – Российская Федерация; 2 – Москва; 3 – Ямало-Ненецкий АО; 4 – Волгоградская обл.
Покупки населением потребительских товаров длительного пользования по инерции возрастали до 1994 г. – категориями населения со средними и высокими доходами. Во многом это было связано с резким расширением импорта бытовой техники. Затем они стали быстро сокращаться и упали намного ниже уровня конца 80-х годов.
По сравнению с 1990 г. в 2001 г. уменьшились покупки телевизоров на 42%, магнитофонов на 72%, мотоциклов и мотороллеров на 81,5%. Начиная с 2000 г. продажи телевизоров и стиральных машин стали расти. Динамика покупок товаров длительного пользования приведена на рис. 3-10 и 3-11.
Рис. 3-10. Покупка телевизоров РСФСР и РФ, тыс. шт.
Рис. 3-11. Покупка стиральных машин в РСФСР и РФ, тыс. шт.
Надо отметить, что начиная с 1990 г. имел место значительный теневой импорт бытовой техники и ее продажа на неформальном (черном) рынке. Поэтому в последние годы Госкомстату РФ пришлось пересчитать данные по продаже ряда товаров и в частности телевизоров. Так, в официальном издании Госкомстата РФ “Российский статистический ежегодник. 1994” указан объем продаж телевизоров, равный 2102 тыс. штук, а с учетом теневого оборота он составил 5527 тыс. штук, как это и показано в ежегоднике 1998 г.
Если сравнить динамику покупок различных товаров длительного пользования, то вплоть до самого последнего времени была видна тенденция к росту покупок дорогих товаров зажиточной частью населения и сокращению объема покупок товаров массового спроса основными социальными группами. Например, за годы реформы значительно выросли (хотя и с большими колебаниями по годам) покупки автомобилей, но резко снизились покупки велосипедов и мопедов (рис. 3-12). Признаки изменения этой тенденции наметились в 2000-2003 гг., но насколько они устойчивы, сказать еще трудно.
Рис. 3-12. Продажа основных потребительских товаров длительного использования в РСФСР и РФ, тыс.штук: 1 - легковые автомобили; 2 - велосипеды и мопеды
Повышение благосостояния зажиточной части населения выразилось в годы реформы в довольно резком изменении динамики увеличения числа личных легковых автомобилей. 90% автомобилей было куплено десятой долей населения, имеющей самые высокие доходы, и еще 9% - следующей за ней по доходам десятой долей. Этот процесс шел неравномерно также и по территории РФ. Например, в Брянской области динамика роста числа автомобилей в 1991-1995 гг. даже замедлилась по сравнению с советским временем, и на прежнюю траекторию, начавшуюся в 1970 г., она вышла лишь в 1997-1998 гг. (так что за 1990-2002 гг. число автомобилей в Брянской обл. выросло в 2 раза). А в Москве годы реформы стали качественно новым этапом – число автомобилей на 1000 человек выросло за это время в 3,6 раза (рис. 3-13).
Рис. 3-13. Наличие собственных легковых автомобилей на 1000 населения в РСФСР и РФ (на конец года; шт.): 1 – Российская Федерация; 2 – Москва; 3 – Брянская обл.
Источник |