|
Белая книга реформ :: Платные услуги, пассажирский транспорт
|
|
Белая книга реформ или что реформаторы сделали с экономикой России
Оглавление
Важнейшим показателем уровня благосостояния при современном быте является количество потребляемых населением услуг. Присущее городской жизни разделение производства и быта сделало для людей невозможным самостоятельное выполнение очень многих работ по их жизнеобеспечению – эти работы выполняются теперь за плату специализированным производством. В послевоенное время в РСФСР сфера услуг быстро расширялась, однако и эти темпы признавались неудовлетворительными и вызывали нарекания населения.
В ходе реформы произошло резкое, поразительное для таких больших инерционных систем, сокращение объема предоставляемых населению платных услуг. Спад уже на первом этапе реформы составил 4 раза, и сегодня население РФ потребляет в 2 раза меньше платных услуг, нежели в 1980 г. В быте большинства населения произошел огромный регресс (рис. 3-14).
Рис. 3-14. Объем платных услуг населению в РСФСР и РФ (в %, 1980=100)
Такое сокращение официального рынка услуг привело к снижению качества или даже разрушению производственной системы и деградации ее материально-технической базы. Сократилась сеть специализированных организаций, предоставляющих услуги, что сделало их приобретение более трудоемким и еще больше сузило рынок. Это видно из табл. 3-3 и 3-4.
Таблица 3-3. Бытовое обслуживание населения в РСФСР и РФ
style='width:478.3pt;border-collapse:collapse;border:none'>
Вид услуг
|
Всего
|
Во сколько раз уменьшилась сеть
|
|
|
1990
|
1999
|
|
|
Число приемных
пунктов бытового обслуживания населения
|
99971
|
20519
|
4,9
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
Прачечных
|
6061
|
1688
|
3,59
|
|
Химчисток (и
крашения)
|
4887
|
1062
|
4,6
|
|
Ремонт и пошив
одежды (швейных, меховых, кожаных изделий, головных уборов, текстильных и
вязанных трикотажных изделий)
|
33929
|
3609
|
9,4
|
|
Ремонт, пошив и
окраска обуви
|
10758
|
1931
|
5,57
|
|
Ремонт и
изготовление мебели
|
2723
|
197
|
13,8
|
|
Фотоателье (фото- и
кинолаборатории)
|
4842
|
1591
|
3,04
|
|
Ремонт и
обслуживание автотранспорта
|
2124
|
1416
|
1,5
|
|
Ритуальные
|
2115
|
1758
|
1,2
|
|
Среднесписочная
численность работающих в организациях бытового обслуживания населения, тыс.
чел.
|
1543
|
445
|
3,47
|
Таблица 3-4. Мощность сети организаций бытового обслуживания в РСФСР и РФ
style='width:445.35pt;border-collapse:collapse;border:none'>
|
Всего
|
На 10 000 населения
|
|
1990
|
1999
|
1990
|
1999
|
|
Установленная мощность прачечных в 8-часовую смену, кг. вещей
|
2974020
|
1476372
|
200
|
101
|
|
Установленная мощность предприятий химчистки и крашения в 8-часовую
смену, кг. вещей
|
522866
|
242771
|
35
|
17
|
|
Единовременная
вместимость бань и душевых, число мест в раздевалках
|
632366
|
294172
|
43
|
20
|
|
Число кресел в
парикмахерских
|
99300
|
38019
|
7
|
3
|
|
Важнейшим, жизненно важным для современного общества фактором благосостояния людей является возможность перемещаться в пространстве. Пассажирский транспорт является не только важным производством услуг, обеспечивающих жизнедеятельность людей, но и системой, которая связывает страну в единое целое.
В целом пассажирооборот транспорта основного для России вида – междугородного железнодорожного сообщения – сократился в результате реформы с 1990 по 1998 г. с 375,4 до 124 млрд. пассажиро-км, то есть ровно в три раза. Снизился и масштаб перевозки пассажиров (рис. 3-15). Примечательно, что некоторый подъем 1999-2000 гг. сменился спадом 2001-2002 гг., что говорит, видимо, не о тенденции к увеличению пассажирских перевозок, а о колебаниях при стабилизации системы на новом уровне.
Рис. 3-15. Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом междугородного сообщения в РСФСР и РФ, млн. человек
Огромное значение для жителей в основном городской страны, какой стала РФ, имеет пригородное сообщение. До начала 90-х годов объем перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения равномерно повышался, с 1970 по 1990 год этот показатель вырос на четверть. Сокращение перевозок здесь началось с 1991 года и продолжилось непрерывно, за исключением 2000 г. (рис. 3-16). Пассажиров пригородных поездов стало в 2,25 раза меньше, чем было в 1990 году и в 2 раза меньше, чем в 1970 г. Удорожание этой услуги привело к тому, что те, кто мог, “пересели на автомобиль”, со всеми сопутствующими социальными издержками (большой расход горючего, перегрузка дорог, очень высокий уровень травматизма и др.).
Рис. 3-16. Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения в РСФСР и РФ, млн. человек
Учитывая размеры территории России (СССР), особое значение в развитии пассажирского транспорта придавалось авиации. В РСФСР быстро возрастало и число авиапассажиров, и средняя дальность поездок. Уже в 70-е годы использование воздушного транспорта стало обыденной частью жизни граждан, особенно тех, кто проживал в отдаленных областях Сибири и Дальнего Востока – цены билетов были доступны средней семье. Объем перевозок пассажиров с 1970 по 1990 год вырос в 2 раза. В годы реформы одной из первых транспортных систем, подвергнутых приватизации, стал Аэрофлот. Объем пассажирских перевозок обрушился поразительно быстро. Число пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, сократилось в 4 раза.
Для большинства граждан РФ этот вид транспорта стал недоступен. Многим пришлось отказаться от ежегодных поездок в отпуск на юг и в центр России из-за резкого повышения цен на билеты. Многократно сократились “северные” пассажиропотоки. Так, количество авиапассажиров в Братске и Чите сократилось, соответственно, в 5 и 7 раз.
В условиях реформы аэропорты местного значения сворачивали свою работу. Например, в аэропорту города Вологды за 6 лет количество авиапассажиров упало в 13 раз, а в Йошкар-Оле – в 21 раз.
Следует отметить, что в настоящее время очень большую часть пассажирских перевозок воздушным транспортом составляют зарубежные перевозки, за счет чего сильно выросла и средняя дальность полетов. Единственный аэропорт в стране, в котором рос поток пассажиров, – это международный аэропорт Шереметьево-2 в Москве. К концу 90-х годов он увеличил обороты в 1,4 раза.
Динамика перевозок пассажиров воздушным транспортом представлена на рис. 3-17.
Рис. 3-17. Перевозки пассажиров воздушным транспортом в РСФСР и РФ: 1 - перевозки, млн.чел. (левая шкала); 2 - среднее расстояние, км (правая шкала)
В 30 раз сократились за годы реформы перевозки пассажиров морским транспортом. Этот исключительно важный для многих районов России транспорт стал недоступен для основной массы населения, он используется теперь в основном для туристических круизов богатой публики. Динамика объема услуг морского пассажирского транспорта дана на рис. 3-18.
Рис. 3-18. Пассажирооборот морского транспорта общего пользования в РСФСР и РФ, млрд пассажиро-км
Ненамного лучше обстоит дело с использованием массового в прошлом пассажирского транспорта на внутренних водоемах страны – реках, озерах. Сокращение перевозок здесь составило более 5 раз (рис. 3-19).
Рис. 3-19. Пассажирооборот внутреннего водного транспорта общего пользования, млрд. пассажиро-км
Надо подчеркнуть, что для многих регионов России, например, Сибири, сообщение по водным путям является жизненно необходимой транспортной системой. Здесь резкое сокращение пассажиропотоков означает не просто снижение уровня благосостояния, а деградацию условий жизни.
Источник |
| Печать |
| В начало |
|