|
Белая книга реформ :: Производство автобусов, газет, журналов
|
|
Белая книга реформ или что реформаторы сделали с экономикой России
Оглавление
Значительно ухудшилось за годы реформы обслуживание населения городским транспортом. Сократилось производство автобусов, резко упало производство вагонов метрополитена. Почти в 20 раз снизился выпуск такого экологически чистого транспортного средства, как троллейбусы. Некоторый подъем в 1999-2001 гг. не стал устойчивой тенденцией и сменился спадом 2002-2003 гг. (рис. 3-20).
Рис. 3-20. Производство троллейбусов в РСФСР и РФ, шт.
Показательна динамика использования такой характерной для современной городской цивилизации транспортной услуги, как такси. Уже к концу 70-х годов такси стало привычной и обыденной услугой в городах РСФСР, доступной всем социальным группам населения. В результате реформы это производство в сфере услуг было практически ликвидировано (в какой-то, очень небольшой мере оно было заменено примитивным извозом на личных автомобилях). К 2003 г. объем услуг таксомоторного транспорта сократился по сравнению с серединой 80-х годов в 100 раз (рис. 3-21).
Рис. 3-21. Пассажирооборот таксомоторного транспорта в РСФСР и РФ, млрд. пассажиро-км
Важнейшим видом услуг в современном обществе является связь. Самые массовые виды услуг в этой сфере предоставляет почта. Обмен письмами, телеграммами, посылками не просто является важным элементом благосостояния человека и семьи – этот поток “создает общество” и связывает страну в единую систему.
За 70-е годы почтовая и телеграфная связь в РСФСР превратилась в большое производство с очень интенсивным потоком отправлений (5,5 млрд. писем в год). В результате реформы это производство было почти парализовано. Если можно было бы вычесть из числа отправляемых сегодня писем и телеграмм деловые, то мы увидели бы, что личная переписка между гражданами РФ почти прекратилась. Это видно из табл. 3-5 и рис. 3-22 – 3-25.
Таблица 3-5. Объем основных услуг связи в РСФСР и РФ
style='border-collapse:collapse;border:none'>
|
|
1990
|
2003
|
Во сколько раз
уменьшился объем услуг
|
|
Отправлено:
|
|
|
|
|
Газет и журналов,
млрд.
|
31,8
|
3,1
|
10,3
|
Посылок, млн.
|
163
|
13
|
12,5
|
Почты воздушным
транспортом, тыс. т
|
274
|
26
|
10,5
|
Число почтовых
ящиков, тыс.
|
288,7
|
169,4
|
1,4
|
|
|
|
|
|
Следует заметить, что почта сама стала свертывать свою сеть, делая свои услуги еще менее доступными. Сокращение потока писем сопровождается уменьшением числа открытых для клиентов почтовых ящиков (рис. 3-22).
Рис. 3-22. Отправление писем и число почтовых ящиков в РСФСР и РФ: 1 - отправление писем, млрд. (левая шкала); 2 - число почтовых ящиков, тыс. (правая шкала)
В семь раз сократилось в РФ отправление телеграмм (рис. 3-23). При этом недоступность этого в прошлом очень важного средства связи для подавляющего большинства населения вовсе не компенсируется появлением факса, электронной почты или передачей сообщений через Интернет.
Рис. 3-23. Отправление телеграмм в РСФСР и РФ, млн.шт.
Посылок за годы реформы стало отправляться гражданами РФ в 17 раз меньше. Обмен посылками как особым видом сообщений между близкими людьми, конечно, не может в полной мере быть компенсирован тем, что теперь во всех частях РФ возникло изобилие товаров на витринах магазинов и ларьков.
Резко возросли почтовые расходы при рассылке газет и журналов, в результате чего большое число граждан утратило возможность выписывать привычные в прошлом издания. Ликвидирован очень важный канал распространения продуктов культуры, сократилось благосостояние существенной части населения (рис. 3-24).
Рис. 3-24. Отправление газет и журналов в РСФСР и РФ, млрд.
Динамика отправления почты воздушным транспортом представлена на рис. 3-25.
Рис. 3-25. Отправление почты авиационным транспортом в РСФСР и РФ, тыс. Тонн
Пожалуй, единственным исключением во всей системе массовых коммуникаций является телефонная связь. В годы реформы продолжилось, хотя и с некоторой заминкой в 1992-1995 гг., расширение сети телефонной связи – в том же темпе, как и в 70-80-е годы. Относительно быстрее стало расти число междугородных и международных телефонных разговоров.
Эта динамика представлена на рис. 3-26. При этом междугородная телефонная сеть в 90-е годы быстро модернизируется – почти 80% ее использует сегодня цифровые системы передачи, 50% каналов используют оптический кабель.
Рис. 3-26. Показатели развития телефонной сети в РСФСР и РФ: 1 - число телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования, млн (левая шкала); 2 - предоставлено междугородных и международных телефонных разговоров, млн. (правая шкала)
Источник |
| Печать |
| В начало |
|