|
Белая книга реформ :: Машиностроение: паровые котлы, турбины, электрогенераторы, дизели
|
|
Белая книга реформ или что реформаторы сделали с экономикой России
Оглавление
Машиностроение
Во время перестройки один из главных тезисов в новой хозяйственной политике заключался в том, что в советской экономике были недостаточны темпы развития машиностроения. Из-за этого в хозяйстве имел место перерасход ручного труда, людям приходилось работать в относительно тяжелых условиях, а отдача была меньше, чем в странах с более развитым машиностроением. Все это было верно – за истекший до 80-х годов период советское машиностроение не успело насытить хозяйство достаточным количеством машин необходимого технического уровня и ассортимента. Вопрос в том, куда повели дело реформаторы. Улучшила ли реформа обеспечение российского хозяйства машинами или ухудшила?
В ходе реформы происходила деградация гражданского машиностроения, производство в котором сократилось к 1999 г. по сравнению с 1991 г. в шесть раз (без учета производства легковых автомобилей).
В ходе развития отечественного машиностроения происходило, прежде всего, обеспечение хозяйства страны теми ключевыми видами машин и механизмов, которые брали на себя выполнение самых массовых трудоемких работ. Даже и на этих направлениях машиностроение не могло еще удовлетворить самые острые потребности хозяйства за очень короткий, по сравнению с промышленным Западом, срок советской индустриализации. Например, максимум, которого удалось достичь в РСФСР в насыщении сельского хозяйства тракторами, составил всего 11 машин на 1000 га пашни (1988) – при среднеевропейской норме 100-120 машин на 1000 га.
Начатая в 1990 г. реформа парализовала машиностроение России и за десять лет простоя производственных мощностей привела к его глубокой деградации. Крупные машиностроительные предприятия были расчленены, так что число предприятий за годы реформы выросло в 10 раз и в 1997 г. достигло 58,4 тысяч (в 2003 г. 46,8 тыс.). Количество рабочих, занятых в отрасли, сократилось в 2,4 раза.
Рассмотрим динамику этого процесса на ряде примеров, выбирая для них именно ключевые (системообразующие) типы машин – те, от производства которых зависят целые отрасли хозяйства.
Первым таким типом машин можно считать те, которые создают энергетическую базу любого производства – обеспечивают его теплом, электричеством, механической силой. Одним из таких ключевых устройств, которыми машиностроение регулярно снабжало народное хозяйство и жилищно-коммунальную сферу, являются современные паровые котлы. Динамика их производства в РСФСР и РФ представлена на рис. 4-19.
Рис. 4-19. Производство паровых котлов производительностью свыше 10 т пара/час в РСФСР и РФ, тыс. т пара/час
В течение 80-х годов ежегодно в среднем в России выпускалось паровых котлов (с производительностью свыше 10 тонн пара в час) суммарной мощности 45,6 тыс. тонн пара. К 1999 г. объем производства упал до 3,2 тыс. тонн – более чем в 14 раз. В 2000 и 2001 гг. он слегка вырос, но остается исключительно низким и неустойчивым (в 2003 г. 2,2 тыс. т)[1].
Второй важнейший тип энергетических машин - турбины. Динамика их выпуска показана на рис. 4-20.
Рис. 4-20. Производство турбин в РСФСР и РФ, млн. кВт
Соответственно сокращению производства турбин снизился и выпуск генераторов к турбинам. После 1970 г. их ежегодный выпуск, вплоть до реформы, обеспечивал суммарную мощность около 13 млн. кВт. Он начал слегка снижаться в годы перестройки, а в 2000 г. составил суммарную мощность 1,4 млн. кВт, то есть в 10 раз меньше, чем в 70-80-е годы. В 2003 г. он вырос – до 4 млн. кВт.
Резко сократился в годы реформы выпуск машин, которые статистика объединяет в категорию “электрические машины крупные”. Этот процесс представлен на рис. 4-21.
Рис. 4-21. Производство электрических машин крупных в РСФСР и РФ, тыс. шт
В 6-7 раз уменьшилась по сравнению с 70-80-ми годами суммарная мощность выпускаемых ежегодно после 1996 г. двигателей переменного тока – с 20-21 млн. кВт до 2,7 млн. кВт. в 1998 г. В 2000 г. производство частично восстановилось – до 5,7 млн. кВт и колеблется на этом уровне.
Дизели и дизель-генераторы предназначены для автономного энергоснабжения в сельской местности и удаленных местах (геологоразведка, бурение и т.п.). Их выпуск отечественным машиностроением достиг максимума в середине 70-х годов, а затем, по мере все более полной электрификации хозяйства с питанием от стационарной сети стал снижаться, оставаясь, однако, на уровне производства 20-25 тыс. машин в год. В результате реформы он упал примерно в 10 раз по сравнению с 80-ми годами (см. 4-22).
Рис. 4-22. Производство дизелей и дизель-генераторов в РСФСР и РФ, тыс. шт
При этом надо подчеркнуть, что именно сейчас Россия втягивается в такое состояние, когда насущно необходимыми станут именно автономные источники энергоснабжения. Это связано не только с острой потребностью в возобновлении массированных работ по разведочному бурению (хотя бы на нефть и газ), но и с деградацией и разрушением стационарных сетей электроснабжения в сельской местности.
________________
[1] От состояния котлостроения в большой степени зависит теплоснабжение страны. Как сказано в Национальном докладе “Теплоснабжение Российской Федерации. Пути выхода из кризиса. 1. Реформа системы теплоснабжения и теплопотребления РФ” (М., 2001), “общим для большинства котельных является большой физический износ оборудования, достигший 68%”. Когда мы приводим данные об износе инфраструктуры на какой-то момент времени (в данном случае - на 2000 г.), то надо учитывать, что износ в последние годы жизненного цикла в целом происходит не линейно, а с ускорением. Например, износ инфраструктуры теплоснабжения за 2002 г. специалисты оценивают в 10% - при нормативном сроке службы 25 лет и среднем годовом износе за этот срок 4%. Так что в 2003 г., износ оборудования котельных перевалил за 80%.
Источник |
| Печать |
| В начало |
|