Кронштадтский антисоветский мятеж (28 февраля — 18 марта 1921 г.) - контрреволюционное выступление части гарнизона Кронштадта и экипажей кораблей Балтийского флота весной 1921, организованное эсерами, меньшевиками, анархистами и белогвардейцами при поддержке иностранных империалистов
Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.
Артиллерийская позиция южной группировки войск в дни ликвидации Кронштадтского мятежа. 1921 г.
К концу 1920 г. в условиях чрезвычайно тяжелой экономической и политической обстановки в стране проявилось недовольство крестьянства политикой военного коммунизма, особенно продразверсткой и запрещением свободной торговли. Внутренняя и внешняя контрреволюция, используя трудности переходного периода от войны к миру, хозяйственной разрухи, голода, попыталась снова разжечь гражданскую войну путем организации мятежей в Советской России и взрыва ее изнутри. Наиболее крупной такой попыткой был Кронштадтский антисоветский мятеж.
Изменение социального состава матросов и солдат Кронштадта в ходе гражданской войны привело к тому, что значительная часть новых пополнений, пришедших из деревни, отражала недовольство крестьян и подпала под влияние эсеро-меньшевистских заговорщиков. Кроме того, в Кронштадт проникло немало деклассированных элементов. Бездействие скованного льдами флота разлагало личный состав, дисциплина падала. Большевистская организация Кронштадта была слабой, политико-воспитательная работа не налажена. Мятеж носил мелкобуржуазно-анархический характер. Его руководители выступили под лозунгом "Советы без коммунистов", рассчитывая осуществить передвижку власти в пользу мелкобуржуазных партий, не выступая формально против Советской власти. Это было новой тактикой контрреволюции и на деле означало бы свержение диктатуры пролетариата и расчистку пути для открытой белогвардейщины и реставрации капитализма.
Тяжелое продовольственное положение и закрытие ряда предприятий в Петрограде вызвали недовольство части рабочих, чем воспользовались эсеры и меньшевики для развертывания контрреволюционной пропаганды.
25-26 февраля на общих собраниях команд линкоров "Севастополь" и "Петропавловск" было принято решение послать в Петроград делегатов "для выяснения причин волнений на фабриках и заводах". Выступления этих делегатов, специально подобранных организаторами мятежа, превратились по существу в прямой призыв к мятежу.
28 февраля командами линкоров были приняты резолюции с требованиями свободы деятельности "левых социалистических партий", упразднения комиссаров и политотделов, свободной торговли и перевыборов Советов.
1 марта на общегородском митинге на Якорной площади, где присутствовало до 15 тыс. человек, была принята такая же резолюция. Выступление председателя ВЦИК М.И. Калинина, выехавшего по инициативе В.И. Ленина в Кронштадт, было сорвано хулиганами и провокаторами.
2 марта мятежники создали "Временный революционный комитет" из эсеров, меньшевиков и анархистов во главе с эсером Петриченко, арестовали коммунистов, руководителей советских организаций и командование и передали по радио призывы о "помощи".
"Ревком" служил ширмой для подлинных руководителей мятежа, создавших 3 марта "штаб обороны" во главе с бывшим подполковником Соловьяновым и офицером генштаба Арканниковым. В штаб вошли командующий артиллерией крепости бывший генерал Козловский, адмирал Дмитриев и другие белогвардейцы. В Кронштадт прибыли эмиссар английской разведки, посланец лидера эсеров Чернова, а также бывший командир "Петропавловска" барон Вилькен, который от имени американского Красного Креста предложил помощь продовольствием из Эстонии и Финляндии. Мятеж в Кронштадте, где находилось до 18 тыс. матросов и солдат, свыше 100 пулеметов и 135 орудий на фортах и кораблях, представлял серьезную опасность.
2 марта Совет труда и обороны объявил руководителей мятежа вне закона.
5 марта командующим 7-й армией был назначен М.Н. Тухачевский и мятежникам был предъявлен ультиматум, на который они не ответили.
В ночь на 8 марта советские части (3 полка и отдельные отряды) предприняли попытку штурма Кронштадта, но из-за недостатка сил и слабой подготовки она потерпела неудачу. X съезд РКП(б) по предложению Ленина послал 279 делегатов во главе с К.Е. Ворошиловым для участия в подавлении мятежа. В Петрограде была объявлена мобилизация коммунистов. В Кронштадт были направлены коммунисты и комсомольцы из многих городов. Среди командиров и делегатов съезда, участвовавших в разгроме мятежа, были П.Е. Дыбенко, А.С. Бубнов, В.К. Путна, И.Ф. Федько, Я.Ф. Фабрициус, П.И. Баранов, В.П. Затонский и др. делегаты съезда, многие старые моряки-балтийцы во главе с П.Е. Дыбенко обращались к мятежникам с письмами, призывая их одуматься, но эти обращения остались без ответа, хотя и внесли в среду обманутых матросов некоторые колебания. Делегатам и командованию пришлось вести серьезную борьбу и за свои красноармейские части, в которых были случаи отказа идти в наступление и была распространена "ледобоязнь". В результате напряженной политико-воспитательной работы моральное состояние войск улучшилось.
16 марта Кронштадт был подвергнут арт. обстрелу и налетам авиации. В ночь па 17 марта советские войска (5 бригад, курсантские школы и курсы) ударом от Ораниенбаума (Южная группа А.И. Седякина) и Сестрорецка (Северная группа Е.С. Казанского) по льду под сильным артиллерийско-пулеметным огнем мятежников штурмовали кронштадтские форты. Несмотря на большие потери, советские войска утром 17 марта ворвались в город, где произошли ожесточенные бои. К утру 18 марта мятеж был ликвидирован. Штаб и часть мятежников бежали в Финляндию. Команды линкоров, арестовав главарей, пытавшихся взорвать корабли, сдались.
|