26 (14) марта 1875 года родился Алексей Владимирович Ухтомский (26.03.1875 - 29.12.1905). Участник Декабрьского восстания 1905 года. После подавления восстания вывел из Москвы поезд с дружинниками. Арестован и 30 декабря 1905 года без суда и следствия расстрелян.
В поисках работы юный Ухтомский переехал в Москву, затем в Пензу. Там он устроился помощником машиниста паровоза и спустя четыре года стал самостоятельно водить поезда. Машинисту пришлось уехать в Казань, а оттуда на Московско-Казанскую железную дорогу. В декабре 1905 года его избрали членом стачечного комитета. При участии Ухтомского на Люберецком тормозном заводе была создана дружина в двести человек. Она участвовала в боях на баррикадах у Николаевского и Казанского вокзалов. По поручению Московского комитета РСДРП при участии Алексея Владимировича был оборудован специальный поезд из четырех классных вагонов, на котором он вместе с приятелем днем перевозил дружинников в Москву, а на ночь увозил обратно. Иначе участвовать в вооруженном выступлении дружинники не могли: движения поездов не было.
Еще с лета 1905 года шла усиленная подготовка к политической забастовке. Огромная организационная и агитационная работа большевиков способствовала дальнейшему подъему революции. В ходе борьбы в Москве возник Совет рабочих пяти профессий: печатников, металлистов, табачников, железнодорожников и столяров. Ухтомский занимался делами Железнодорожного союза, центральное бюро которого назначило его вместе с техником-чертежником Воробьевым пропагандистом-организатором на линии.
19 (6) октября 1905 года по решению Московского комитета РСДРП началась всеобщая политическая стачка в Москве. Бастующие требовали введения восьмичасового рабочего дня, созыва Учредительного собрания, демократических свобод. Стачка стремительно охватила все промышленные центры и переросла во всероссийскую.
Всероссийская октябрьская стачка вылилась в могучее политическое выступление. В нем участвовали около миллиона рабочих, 700 тысяч железнодорожников, 150 тысяч служащих торговых предприятий и местного транспорта.
17 (4) декабря 1905 года Московский комитет РСДРП принял решение о всеобщей стачке и вооруженной борьбе против самодержавия. Московская общегородская конференция большевиков призвала поддержать это решение и наметила забастовку на 7 декабря с тем, чтобы перевести ее в восстание. К призыву присоединились конференции 29 железных дорог и почтово-телеграфный съезд, заседавший в Москве.
23 (10) декабря стачка переросла в вооруженное восстание. Центрами восстания стали Пресня, Замоскворечье, Рогожско-Симоновский район и район Казанской железной дороги, где был организован революционный стачечный комитет, куда вошел и машинист А.В. Ухтомский. По указанию этого органа стачечники захватили железнодорожный телеграф и передали по линии требование немедленно и повсеместно прекратить работу и присоединиться к политической стачке. К началу восстания здесь была создана боевая дружина численностью в 200 человек. В ее состав вошли многие рабочие Петровских железнодорожных мастерских, Люберецкого завода, а также ряда предприятий Коломны.
Под руководством Ухтомского и Шестакова был оборудован специальный поезд, на котором боевая дружина на участке Москва-Голутвин разоружала полицию, резала провода правительственного телеграфа, задерживала и обезоруживала воинские эшелоны, шедшие из Маньчжурии, устраивала среди солдат митинги, призывая к борьбе с самодержавием.
Благодаря энергичным действиям боевой дружины во главе с Ухтомским, к 28 (15) декабря 1905 года вся власть на всех ближайших к Москве станциях Московско-Казанской железной дороги оказалась в руках восставших. В разгар декабрьского восстания отсюда поступало оружие для борющегося пролетариата Москвы. Каждое утро поезд привозил дружину на баррикады, а ночью, оставив на баррикадах дозоры, бойцы Ухтомского уезжали на отдых в Перово или Фаустово. Водили этот поезд Ухтомский и большевик Акулин.
Войск московского гарнизона для борьбы с восставшими было недостаточно, поэтому генерал-губернатор адмирал Дубасов 26 (13) декабря обратился к Николаю II с просьбой немедленно прислать в Москву военную помощь из Петербурга. Уже через два дня в Москву для борьбы с восставшими прибыл гвардейский Семеновский полк под командой полковника Мина. Перед экспедицией стояла задача – захватить станцию Перово, обыскать мастерские и строения, найти руководителей боевой дружины Ухтомского, Котляренко, Татаринского, оказать содействие железнодорожным агентам для восстановления движения на дороге. После этой операции было приказано следовать на станцию Люберцы, занять ее, затем захватить станцию Сортировочную и, наконец, взять Коломну, где остановиться до особого указания. При этом арестованных не жалеть и действовать беспощадно. Каждый дом, из которого будет произведен выстрел, уничтожать огнем и артиллерией.
29 (16) декабря 1905 года карательная экспедиция тронулась в путь. Ухтомский, со своей стороны, отдал приказ выехать в Коломну за дружинниками, охранявшими баррикады. На станции Люберцы Ухтомского опознали по карточке, имевшейся в карательной экспедиции, и задержали. 30 (17) декабря 1905 года вместе с шестью другими рабочими-дружинниками он был расстрелян без всякого суда около старого Люберецкого погоста. Ухтомский принял смерть с необыкновенным мужеством, поразив этим даже своих палачей. На месте казни капитан карательного отряда предложил ему завязать глаза. Но он отказался. Но перед смертью попросил передать жене свой тулуп и записку. «Прощай, моя дорогая Саня! Люби и береги моих дорогих детей и поцелуй их за меня... Нам с тобой не увидеться...» Алексей Владимирович заявил, что желает встретить смерть лицом к лицу. После первого залпа ни одна пуля не коснулась мужественного машиниста. Разлился второй залп. Ухтомский упал на снег…
|