Акты об отречении Николая и Михаила были наконец опубликованы, и о них узнала вся Россия.
Февраль 1917 года - художник Николаев Д.Ф. (1875-1941)
17 (4) марта 1917 г. акты об отречении Николая и Михаила были наконец опубликованы, и о них узнала вся Россия.
До отстранения старых властей на местах "сверху", Временным правительством, оставалось совсем немного, а тем временем не терли время и те, кто хотел сделать это совсем другим путем - в частности, в Минске скромный служащий Земского союза Михаил Александрович Михайлов получил от своей организации полномочия по формированию милиции в Минске (напомним, что замена старой полиции сформированной местными органами милиции была в опубликованной платформе Временного правительства и Петросовета, но реализовали ее отнюдь не в один день). В тот же вечер минские милиционеры и революционные солдаты разоружили полицию, взяли под контроль принадлежащие полиции здания и ключевые объекты города.
"Михайловым" был не кто иной, как уже опытный революционер-большевик, но еще не приобретший той известности, которую заслужил последующими событиями - Михаил Васильевич Фрунзе, живший в Минске по фальшивым документам.
Тем временем до Ленина новости из России начали доходить 15 (2) марта 1917 г., а уже 17 (4) марта (новости и тогда еще запаздывали - об отречении Николая и тем более Михаила в Швейцарии еще не было известно, хотя о формировании Временного правительства Ленин уже знал) сделал набросок тезисов, в которых подчеркивал, что к власти пришли сторонники продолжения войны, меньшевики вновь подтвердили свою роль соглашателей с либеральной буржуазией, а программа Временного правительства и Петросовета не содержит ни 8-часового рабочего дня, ни раздела помещичьих земель, ни отделения школы от церкви.
Уже в начале революции Ленин (позиция других большевистских руководителей была тогда намного умереннее) заявил о продолжении борьбы за республику, мир и социализм - для этого к власти должно было прийти рабочее правительство, опирающееся на союз с сельскими батраками и бедняками, а также с революционными рабочими других стран.
Тем временем в Киеве заявила о себе еще одна сила - украинские националисты (либеральное Товарищество украинских прогрессистов и правосоциалистическая УСДРП) создали в Киеве свой орган - Центральную раду, и в Киеве возникло не двоевластие, а уже троевластие.
В Гельсингфорсе в этот день был убит сам командующий Балтийским флотом Непенин, разделивший судьбу своих кронштадтских подчиненных; нового командующего флотом избрали матросы - вице-адмирала Максимова (тот был настроен куда более лево, впоследствии служил у красных и мирно умер на пенсии в 1951 г.).
И, наконец, в этот день новый обер-прокурор Синода - В.Н.Львов (не путать с однофамильцем-премьером) провел первое заседание этого органа - митрополит Петроградский Питирим, известный как ставленник Распутина, поспешил уйти на покой, но большинство епископов во главе с первенствующим членом Синода митрополитом Киевским Владимиром поддержали Временное правительство и осудили "цезарепапизм" (господство светской власти над церковью) имперского периода; Львов со своей стороны пообещал церкви "свободу от опеки государства".
***
17 (4) марта 1917 г. будущий первый глава РСФСР Лев Каменев направил последнему из династии Романовых, великому князю Михаилу Александровичу, приветственную телеграмму.
Источник |