|
Интервенты в Советской России, ч.6: Прибалтика после ноября 1918 г.
|
|
О предшествовавших интервенции мирных переговорах: "Мирные переговоры Советской России 1917-18 гг., ч.1 и ч.2"
О германской оккупации Прибалтики до ноября 1918 г. уже было сказано в первом выпуске серии, в этом же посте речь пойдет о последующих событиях, в которых приняли участие и уже побежденная Германия (с правыми добровольцами), и Антанта, и русские белогвардейцы, и Польша.
После поражения Германии в Первой мировой войне ВЦИК аннулировал Брестский мир (13 ноября 1918 г.), в самой же Прибалтике активизировались буржуазные националисты, пользовавшиеся и при немцах большей свободой, чем большевики. До возвращения Красной армии литовские националисты отозвали решение о создании Королевства Литва и приглашение на престол германскому аристократу-католику Вильгельму фон Ураху (2 ноября), латышские провозгласили Латвийскую Республику (18 ноября) и заключили союз с формированиями балтийских и прибывших из Германии немцев (балтийский ландесвер и укомплектованная бывшими германскими военнослужащими Железная дивизия), а эстонские сформировали новое "Временное правительство" (предыдущие в феврале 1918 г. было разогнано немцами).
Красная армия сумела освободить восточную часть Литвы с Вильно (в январе 1919 г. создана единая Литовско-Белорусская Советская Республика - "Литбел"), почти всю территорию Латвии (в январе 1919 г. освобождена Рига и провозглашена Латвийская Социалистическая Советская Республика, под контролем буржуазного правительства Улманиса осталась только Лиепая с окрестностями) и восток Эстонии (после освобождения Нарвы в ноябре 1918 г. провозглашена Эстляндская трудовая коммуна, но взять Ревель не удалось).
В Эстонии прибытие белофиннов, русских белогвардейцев, отступивших из Пскова (Северо-западная армия) и британского флота привело к быстрому падению Эстляндской трудовой коммуны - уже в январе 1919 г. красные потеряли Юрьев (Тарту) и Нарву, затем боевые действия шли уже на территории Петроградской и Псковской губерний, где белые эстонцы были союзниками СЗА Юденича до провала наступления на Петроград в ноябре 1919 г. (после отступления СЗА на территорию Эстонии националисты предпочли заключить соглашение с Советской Россией и разоружили русских белогвардейцев; соглашение между РСФСР и буржуазным правительством Эстонии заключено в феврале 1920 г.).
В Литве наступавшие белополяки захватили Вильно в апреле 1919 г., а затем литовские националисты в мае 1919 г. выбили красных из Паневежиса и других территорий северо-востока Ливты; формально Литбел был ликвидирован в июне 1919 г., когда боевые действия шли уже под Минском. В июле 1920 г. в ходе наступления против Польши красные вновь взяли Вильно, но предпочли заключить договор с буржуазной Литвой, передав город ей (вновь захвачен Польшей у Литвы в 1922 г.).
Дольше всего советской власти удалось продержаться в Латвии, где расклад был сложнее всего - при большой доле немецкого населения и особом внимании правых германских сил (в союз с которыми вступили и местные русские белогвардейцы - Западная добровольческая армия авантюриста Бермондта-Авалова) местные антибольшевистские силы раскололись на проантантовские и прогерманские - 16 апреля 1919 г. ландесвер произвел переворот в Лиепае, после чего Улманис бежал на пароход "Саратов", оставшийся на лиепайском рейде под охраной Антанты, а правительство возглавил прогерманский пастор Ниендра. После этого в мае 1919 г. ландесвер взял Ригу, но потерпел поражение на границе с Эстонией от эстонских и входивших в их состав проантантовских латвийских частей. После этого поражения германские подданные покинули Латвию, а ландесвер перешел под командование британского офицера Харольда Александера (будущего фельдмаршала) и вошел в состав армии буржуазной Латвийской Республики (правительство которой вновь возглавил Улманис). Латгалия (восточная часть Латвии) осталась под контролем красных до января 1920 г., когда исход борьбы в регионе вновь решили внешние силы - наступающие поляки. Во время наступления советских войск летом 1920 г. белая Латвия сохранила нейтралитет ценой признания со стороны Советской России - договор о ее признании был заключен в августе 1920 г.
Таким образом, во всех трех республиках буржуазным националистам удалось прийти к власти и удержаться благодаря лавированию между различными внешними силами. Наиболее трагическим можно назвать результат для большевиков Латвии, действительно обладавших большой популярностью среди населения. Сыгравшие важную роль в гражданской войне за пределами Латвии красные латышские стрелки не смогли удержать свою собственную территорию. Большинство рядового состава стрелков репатриировалось в Латвию, тогда как многие командиры остались на службе в Красной армии - впоследствии тяжелый удар по советским латышам нанесла ежовская "латышская операция".
В новых независимых государствах при формально буржуазно-демократическом строе коммунисты оказались под запретом и неоднократно подвергались репрессиям. В преследованиях коммунистов принимали участие и входившие в коалиционные буржуазные правительства правые социалисты - политический сдвиг вправо в конце концов кончился плохо и для них самих, когда во всех трех прибалтийских странах были установлены правые диктатуры (в Литве в 1926 г., в Латвии и Эстонии в 1934 г. - в последнем случае наиболее влиятельными из противников президента Пятса оказались еще более правые силы, откровенно фашистсвующие вапсы). Итог деятельности интервентов и местных националистов превратил Прибалтику в правые задворки Европы, последствия чего не изжиты этими странами до сих пор.
Источник |
| Печать |
| В начало |
|