|
Интервенты в Советской России, ч.7: чехословаки
|
|
О предшествовавших интервенции мирных переговорах: "Мирные переговоры Советской России 1917-18 гг., ч.1 и ч.2"
Если большинство действий интервентов касалось окраин страны (зачастую инонациональных), то чехословацкий мятеж, начавшийся в конце мая 1918 г. на несколько лет определил события на всем востоке России, перешедшем под власть белых, и создал угрозу Советской власти в самом центре страны, когда было захвачено Поволжье.
На тот момент проантантовские белые в целом были слабы и серьезной угрозы не представляли - Добровольческая армия, хотя и избежала разгрома в апреле, не контролировала ни Кубань, ни Дон (последний в том же мае 1918 г. перешел под контроль германских оккупантов и ориентировавшегося на них Краснова), и именно выступление насчитывавшего несколько десятков тысяч человек Чехословацкого корпуса (сформированного из бывших военнопленных австро-венгерской армии) смогло переломить ситуацию в пользу белых, когда все силы только начинавшей формироваться Красной армии были брошены туда, где интервенция того или иного лагеря империалистов уже началась.
Сам корпус после революции стал считаться часть французской армии; Советское правительство было заинтересовано в скорейшем его выводе, при этом все его пути были опасны для Советской власти - по воспоминаниям М.Д.Бонч-Бруевича:
Жаркий спор на заседании ВВС [Высшего военного совета] завязался и по вопросу о том, как вывести чехословацкий корпус из пределов Республики и переотправить его во Францию. Последнее можно было сделать только морским путем, а следовательно, либо через Мурманск, либо через Одессу или другой черноморский порт и, наконец, избрав самый дальний маршрут,- через Владивосток.
Последний маршрут вызвал самые категорические возражения мои и других военспецов. Выйдя уже из пределов Украины, чехословацкие эшелоны вот-вот могли оказаться в опасной близости от главной базы наших вооруженных сил и, в случае мятежа, захватить эту базу. Наконец, добравшись до Дальнего Востока, они могли столковаться с японцами, враждебно относившимися к Советской республике. Путь на юг, казавшийся мне более безопасным, был решительно отвергнут политическими работниками ВВС, считавшими, что направление туда чехословацких эшелонов резко усилит враждебные Советской России силы, действовавшие на Украине. Направление на Мурманск вызывало не менее обоснованные возражения: прибыв в незамерзающий северный порт чехословаки могли стакнуться с англичанами, уже начавшими в этом районе интервенционистские военные действия в сторону Архангельска.
Тем не менее, в марте 1918 г. было достигнуто соглашение о выводе легиона через Дальний Восток, бОльшая часть оружия должна была быть сдана, тем не менее оружие было спрятано, а эшелоны с чехословаками на момент начала мятежа растянулись от Пензы до Владивостока. Среди командования чехословаков имелось и немало контрреволюционно настроенных русских офицеров (например, подполковник Войцеховский - будущий генерал-майор у белых и генерал чехословацкой армии), тогда как прогрессивно настроенная часть чехословаков покинула корпус и вступила в ряды Красной армии (включая Ярослава Гашека).
17 мая 1918 г. в результате убийства чехословацкими легионерами возвращавшегося из плена венгра несколько чехословаков было арестовано в Челябинске - формально восстание началось после этого эпизода, однако синхронность действий на больших расстояниях не оставляют сомнений в том, что восстание готовилось заранее.
Советских сил в Челябинске не было из-за борьбы с дутовским мятежом в Оренбуржье, поэтому чехословаки легко захватили арсенал и после нескольких дней переговоров ликвидировали советскую власть в городе.
29 мая 1918 г. мятежники заняли Пензу, откуда в последующие дни ушли, захватив мост через Аолгу и переправившись к Самаре, захваченной 8 июня.
В течение последующих двух месяцев чехословаки приняли активное и решающее участие в свержении Советской власти почти на всём пространстве России к Востоку от Волги (кроме Туркестана) - Томск и Новониколаевск были взяты уже в мае 1918 г., 29 июня 1918 г. чехословаки вместо с другими союзными интервентами ликвидировали Советскую власть во Владивостоке, также в июне - в Иркутске и Чите, в июле - в Уфе, Симбирске и Екатеринбурге (именно в этих условиях, менее чем за неделю до падения города, были расстреляны Николай II и его семья).
Успехам мятежников способствовал тот факт, что командующий Восточным фронтом Муравьев сам готовил мятеж - само его выступление, начатое 9 июля, провалилось (уже 11 июля Муравьев был убит), но действия красных он дезорганизовал.
7 августа чехословаки добились наибольших успехов, захватив Казань (где, помимо прочего, располагался золотой запас России). На захваченных чехословаками территориях вначале восторжествовала в основном "демократическая контрреволюция" во главе с эсерами, однако командование сформированных КОМУЧем (Комитет членов учредительного собрания, образовался и провозгласил себя общероссийским органом власти 8 июня в Самаре) и другими местными самозваными правительствами воинских частей было куда более правым.
Уже в ноябре 1918 г. после переворота Колчака на востоке России была установлена военная диктатура откровенно правого толка (слишком правая даже для большинства чехословаков), а после создания независимой Чехословакии в конце 1918 г. стимулы воевать в России для большинства чехословацких солдат практически отсутствовали. Утратившие боеспособность чехословаки были в основном отведены в тыл - впоследствии чехословаки выдадут Колчака эсеровскому Политцентру (зная, чем ему это грозит - после организованного им террора Колчак мог рассчитывать на милость от эсеров не более, чем от большевиков), а их командование будет обеспокоено прежде всего тем, чтобы вывезти из России как можно больше ценностей.
7 февраля 1920 г. чехословаки подписали перемирие с красными, позволившее им выехать из России через Владивосток.
Источник |
| Печать |
| В начало |
|