На форту "Красная Горка", под Петроградом, в тылу нашей VII армии, оборонявшей город от белогвардейских войск Родзянко-Юденича, вспыхнул мятеж. Мятеж организовал комендант форта Неклюдов по приказу петроградского отделения "национального центра", в свою очередь действовавшего по указаниям английского шпиона Поля Дюкса. По плану заговорщиков мятеж на форту должен был сопровождаться контрреволюционными выступлениями на соседних фортах, а также и в Кронштадте. Только благодаря железной энергии товарища Сталина, посланного Центральным комитетом партии в Петроград для организации его обороны, мятеж был подавлен в несколько дней. 16 июня Сталин уже докладывал Ленину о ликвидации мятежа.
***
В ночь на 13 июня 1919 г. Неклюдов, пользуясь испытанным средством — провокацией, явился в пулеметную команду, которая, кстати, им была заранее укомплектована специально подобранным составом, и заявил, что форт окружен белыми, но коммунисты не [46] желают сдаваться. Пулеметная команда быстро выполнила приказание Неклюдова об аресте коммунистов форта и коммунистического отряда, накануне прибывшего в качестве подкрепления на форт. Под утро спящие коммунисты (около 275 человек), не успев оказать сопротивления, были арестованы и посажены в бетонные казематы форта. Всего было арестовано вместе с беспартийными товарищами 375 человек. Таким образом, белогвардейцам удалось захватить в свои руки форт.
Около 8 часов утра 13 июня 1919 г. за подписью Неклюдова с "Красной Горки" были посланы две радиотелеграммы. Первая — в Биоркэ командующему английским флотом: «"Красная Горка" в вашем распоряжении» и вторая — гарнизону Кронштадта: «Присоединитесь к нам, иначе Кронштадт будет уничтожен».
В 15 часов 13 июня золотопогонники с "Красной Горки" предъявили ультиматум Кронштадту сдаться через 15 минут. Спустя 15 минут мятежный форт открыл огонь по Кронштадту. Один снаряд упал в гавани около «Зарницы», один в Порту и несколько снарядов на рейде, где стоял линкор «Андрей Первозванный». Серьезных повреждений огонь с "Красной Горки" не причинил.
Днем 13 июня к мятежному форту "Красная Горка" присоединились форт "Обручев" и батарея "Серая Лошадь". Все другие форты, части и корабли Балтийского флота остались верными и до конца преданными коммунистической партии и советскому правительству.
13 июня советскому народу изменил тральщик «Китобой», который в это время стоял в дозоре у форта "Серая Лошадь". Изменники во главе с начальником дивизиона тральщиков, бывшим офицером, подошли к мятежному форту "Красная Горка" и передались в распоряжение белобандита Неклюдова. Через день тральщик «Китобой» перешел в бухту Пейпия, где находились английские суда. Изменники передали англичанам шифры и коды.
...
По инициативе И. В. Сталина Реввоенсовет Балтийского флота обратился с воззванием к матросам Красной Балтики. Это воззвание вызвало огромный подъем среди моряков — все они хотели быстрей ликвидировать авантюру на "Красной Горке".
Была объявлена запись желающих итти добровольно в сухопутные морские отряды для действий на суше против белогвардейских банд на Питерском фронте, против изменников на "Красной Горке". Моряков, желавших записаться, было в несколько раз больше установленной нормы.
...
В результате ожесточенных боев 16 июня в 0 ч. 30 м. форт "Красная Горка" был взят красными войсками. Фактически части Береговой группы вошли в форт поздним вечером 15 июня 1919 г. Отступление белогвардейцев было настолько стремительным, что они не успели нанести существенного вреда форту и взорвать его мощную артиллерию. Сталинский план ликвидации восстания на форту "Красная Горка" с моря и с суши, при активном участии славного Балтийского флота, был блестяще выполнен.
...
Кратковременное хозяйничанье на форту "Красная Горка" неклюдовских бандитов — наемников иностранных генеральных штабов — полностью показало их звериный облик, их лютую ненависть к трудящимся социалистической родины. Много фактов свидетельствовало о пытках, которые применялись неклюдовскими палачами к арестованным коммунистам. Прежде чем расстрелять, каждого коммуниста пытали, издевались над ним. Трупы расстрелянных товарищей были настолько обезображены (выколоты глаза, отрезаны уши, исколоты и изрублены лица и тело и т, д.), что их нельзя было распознать. Подвергавшиеся пыткам и жестокой казни коммунисты и беспартийные товарищи умирали как подлинные герои — преданные сыны своей социалистической родины. 13 июня 1919 г. по распоряжению Неклюдова было расстреляно 12 комиссаров и ответственных работников, в том числе т. Мартынов, председатель Кронштадтского Совета.
Тов. Мартынов, приведенный на место казни вместе со своими товарищами, поставленный под дуло ружей, запел «Интернационал».
В предсмертной агонии он крикнул: «Да здравствует коммунизм!»
Его товарищи умерли так же геройски.
(Пухов А. Балтийский флот в обороне Петрограда. 1919 год. — М-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939.)
|