Краткий очерк о революционных партиях 1890-х годов.
В 1890-е годы в России действовало несколько партий и групп социалистического направления. Первые из них старались подхватить знамя Народной Воли.
В 1893 г. была создана партия «Народное право». Ее костяк составляли народовольцы, вернувшиеся из ссылки. Многие из них жили в Саратове и в Орле (М.А.Натансон, Н.С.Тютчев, О.В.Аптекман). Программа, естественно, была народнической, и основная деятельность заключалась в выпуске брошюр (для этого в Смоленске была устроена типография). Они старались наладить связи с молодежью в столичных городах, и таким образом в этой организации оказались братья Черновы, братья Никитинские, известный в будущем адвокат Жданов.
В то же время в Петербурге действовала «группа народовольцев», лидером которой являлся М.С.Александров (писатель Ольминский). Интересный момент – его сестра, Л.С.Александрова работала в типографии в Смоленске, то есть состояла в группе «Народное право». Данная организация тоже стояла на позициях народников, при этом они не только выпускали литературу, но и занимались пропагандой в среде рабочих.
Обе группы были арестованы практически одновременно – полиция, следует признать, сработала в данном случае четко. Все члены групп оказались в ссылках, естественно, в разных местах. Кто-то получил разрешение жить в южных и юго-западных губерниях (как, к примеру, В.И.Чернов) – и именно там стали возникать группы партии эсеров. А вот те, кто оказался в восточной Сибири, в годы ссылки стали большевиками (это Александровы, А.Лежава и другие).
Но арестовала полиция не всех, два человека (А.А.Ергин и В.И.Браудо) остались на свободе (оба в то время, когда производились аресты, служили в армии), и они сформировали новую «группу народовольцев», причем использовали типографию разгромленной группы (ее полиция тоже не смогла обнаружить).
Здесь процитирую один полицейский документ:
«Неурожай и голод 1892 г. оживили деятельность народовольцев, они устроили типографию и выпустили листовку «Письмо к голодающим крестьянам», воззвание к рабочим и обществу и «Летучие листки Народной Воли». Одновременно в Петербурге и Москве образовались кружки с террористическим направлением. Между тем условия общественной жизни в своем поступательном движении выработали новые формы, и соответственно с ними в революционной среде появились новые течения. Террор и цареубийство перестали привлекать массы молодежи и утратили в ее глазах свой престиж, к тому же и большая часть интеллигентного общества стала более явно выражать свое несочувствие всяким резким проявлениям революционной мысли. Народились новые революционные группы, исключающие вовсе из своей программы террор или допускающие его только в виде компромисса на почве политической самозащиты. Появившиеся кружки народников, марксистов и народоправцев отвлекли огромное большинство революционных сил от народовольческих идеалов. Социал-демократическая пропаганда сделалась излюбленным занятием революционных групп и кружков, и народовольцам, чтобы не утратить всякое значение, пришлось пойти на уступки и приспособить свою программу и деятельность к требованиям времени.
Петербургская народовольческая группа, располагая типографией, решила приурочить ее к нуждам пропаганды среди рабочих, издавая разного рода брошюры агитационного характера, преимущественно социал-демократического направления, и только в своем органе «Летучий листок Народной Воли» поддерживала народовольческие тенденции, уклоняясь, впрочем, от прямого воззвания к террору…
Таким образом, арестованная в июле 1896 г. в Петербурге народовольческая группа, являясь прямой нравственной преемницей заветов Исполнительного комитета начала 80-х годов, должна была уступить требованиям времени, сохранив в неприкосновенности свое наименование, принуждена была несколько смягчить наиболее резкие стороны своей доктрины».
То есть данная группа, сохранив название «народовольцы», уже стала, по сути дела марксистской. И параллельно с ней в России действовала уже настоящая марксистская организация – Союз борьбы за освобождение рабочего класса. Которая печатала литературу именно в этой типографии (так называемая «Лахтинская типография»).
Так в борьбе жизнь выдвинула марксистов, а марксисты выдвинули В.И. Ленина.
|