Особенно в послевоенные годы население СССР нуждалось в надежном, неприхотливом мотоцикле, который одинаково хорошо ехал бы как по дорогам, так и по бездорожью.
В общем, вопреки всем минусам отечественного мотопрома, думаю о них остались хорошие воспоминания…
Старый добрый МИНСК
Минский мотоциклетно-велосипедный завод был основан в 1945 году на основе вывезенного оборудования заводов DKW побежденной Германии. Начав с велосипедов, уже в 1951 году минчане поставили на конвейер первый мотоцикл. С тех пор мало что изменилось. Ну разве что появился 250-кубовый мотор.Первым белорусским «байком» стал Минск М1А, имевший множество «родственников» не только в СССР, но и за рубежом. «Предок» мотоцикла был разработан в 1939 году немцами. DKW RT125 оказался настолько удачным, что под разными именами аналоги этого мотоцикла выпускались в 7 странах мира, включая США, Англию и Японию.
В канун Октябрьского праздника коллектив Минского мотоциклетного и велосипедного завода изготовил первую промышленную партию новых дорожных мотоциклов «Минск», получивших обозначение ММВЗ-3.111, а с первого дня нынешнего года (1974) приступил к их серийному выпуску.
При разработке новой модели перед конструкторами стояла задача создать мотоцикл современного облика, более надежный и долговечный по сравнению с предшественником — М-106.
Думаю, что мотолюбители оценят внешние формы. Скажем только, что выбраны они в результате большой работы, которая была проведена конструкторами завода совместно со специалистами ВНИИМотопрома, после тщательного изучения современных отечественных и лучших зарубежных образцов. Чтобы мотоцикл выглядел нарядным, художники предложили комбинированную окраску в два цвета — черный и вишневый. Несмотря на значительные отличия «Минска» от М-106, удалось обеспечить широкую взаимозаменяемость их узлов и деталей, достигающую в процентном выражении величины 83,7.
Восход 3М(2М)
Мотоцикл Восход – представитель классических дорожных двухколесных вездеходов советского времени! Конструкция предельно проста, а мотоцикл полностью ремонтопригоден, что гарантирует неприхотливость и надёжность машины в любой ситуации.
Мотоцикл Восход выпускается заводом им. Дегтярёва (ЗИД) и является примером последующего развития модели «К-175» («Ковровец»), которая производилась вплоть до 1965 года начиная с 1957.
Несомненно, как и любая техника, мотоцикл Восход имеет ряд плюсов и минусов. Самым веским аргументом в пользу Восхода, пожалуй, является его сравнительно низкая цена и возможность отремонтироваться чуть ли не «на ходу». Широкая распространенность мотоцикла по всей стране и развитая сеть поставщиков запасных частей на отечественные мотоциклы, гарантируют, что перед владельцем Восхода никогда не встанет вопрос о поиске и замене вышедшей из строя детали.
К слову, поломки Восхода случаются не так уж часто и в большинстве случаев из-за халатности или недосмотра владельца. Поэтому, дабы не заглохнуть где-нибудь посередине «горохового» поля, к мотоциклу должно быть хозяйское отношение и постоянный контроль.
Все Восходы предпочитают «лакомиться» семьдесят шестым бензином (а теперь и 80-м) и, естественно, с доброй порцией масла. При правильной настройке карбюратора и зажигания, Восход получается очень экономичным мотоциклом.
А теперь о главном… О «понтах». Если вы ищите мотоцикл для того, чтобы покрасоваться перед друзьями или прокатиться «c ветерком» по вечернему городу всем на зависть с симпатичной блондинкой на заднем сидении, то мотоцикл Восход явно не для вас. Мотоцикл ничем не примечателен, а сделать что-то из него интересное под силу только настоящему мастеру. Так что если у вас руки растут из нужного места и можете крепко держать инструмент – смело покупайте Восход, если нет – оставьте это дело профессионалам!
При езде на трассе, нужно быть предельно осторожным – лёгкий вес и постоянная характерная вибрация могут сыграть злую шутку при скорости свыше 90 км/ч.
Не стоит выдавать желаемое за действительное: если всю жизнь мечтали купить дорогой американский круизер – со временем вы его обязательно купите. Но перед этим, неплохо было бы хорошенько потренироваться на «неубиваемом» Восходе. Мотоцикл Восход прекрасно подойдёт для выработки навыков вождения, обучения и приучит Вас к яркой полноценной мотоциклетной жизни!
Мотоцикл Восход 2 пришел на смену первой модели. Мотоцикл хоть и стал чуть мощнее, но практически ничем не отличился от своего предшественника. Изменения коснулись лишь внешнего вида. Восход 2 приобрёл новые фары и указатели поворота круглой формы, задний фонарь. Была улучшена электронная бесконтактная система зажигания и добавлены новые приборы световой сигнализации. Небольшие изменения Восхода 2 коснулись прибавления мощности (на 0,5 л.с.) и крутящего момента (на 1 Нм) в сравнении со старой моделью, что фактически осталось незаметным, но всё же приятным дополнением.
Модернизированный мотоцикл Восход 2 стал быстрее и мог развить скорость до 95 км/ч, правда, на пару килограмм прибавил в весе.
На смену второму Восходу в 1977 году пришел модернизированный Восход 2М. Двигатель мотоцикла сохранил прежний объём, но стал более мощным (13 л.с) и «крутящим» (16 Нм при 5600 об/мин).
Этого удалось добиться за счёт улучшения конфигурации каналов в цилиндре, картере и новой головки (степень сжатия увеличена до 9,2). Теперь новый Восход 2М смог спокойно «кушать» высокооктановый 93-й бензин, наряду с привычным А-76.
Изменения затронули подвеску мотоцикла: была изменена передняя вилка, усовершенствованы амортизаторы и увеличен диаметр труб. Ход вилки составил 160 мм. Восход 2М стал быстрее на 10 км/ч (макс. скорость 105 км/ч ) и тяжелее (121 кг).
Вслед за 2М вышел новый мотоцикл – Восход 3. Модель, естественно, стала намного лучше предыдущих поколений. На Восход 3 был поставлен большой топливный бак, установлены задние амортизаторы с увеличенной энергоемкостью. Амортизаторы расположились под углом 12°, что позволило увеличить ход до 105 мм. Установлена новая система впуска.
Восход 3 был оснащен новой модернизированной тормозной системой, в которой был увеличен диаметр тормозных барабанов до 160 мм (со 125 мм). Мотоцикл снабдили новыми колесами с устойчивыми на стирание покрышками и 7-и вольтовым генератором.
Водительское сидение стало более комфортным. Максимальная скорость Восхода 3 осталась как и у предыдущей версии — 105 км/ч, а масса выросла до 125 кг.
В 1984 вышел в свет Восход 3М. Мотоцикл был очень надёжен и качественно выполнен, выпускался вплоть до 1992 года. 3М получил 12-вольтовое оборудование, отражающий задний фонарь и новую фару формата ФГ-137Б с «европейским» световым рассеивателем, а ребра цилиндра стали больше, что увеличило поверхность охлаждения двигателя.
Приборная панель гармонично вписалась в дизайн и разместилась над фарой. На панели присутствуют: спидометр, зажигание, индикаторы указателей поворотов, дальнего и ближнего света.
Мотоцикл Восход ЗМ получил специальный индикатор износа накладок в тормозах. Передние амортизаторы были снабжены новыми резиновыми гофрированными чехлами. А также, Восход ЗМ стал обладателем нового профилированного щитка переднего колеса.
На мотоцикл была установлена модернизированная система кикстартера с откидной педалью, добавились зеркала заднего вида и откидные подножки водителя. Максимальная скорость 105 км/ч, а общий вес – 122 кг.
В 1989 году появилась очередная модификация — Восход 3М-01. Внешний вид этого мотоцикла остался практически также без изменений. Серьёзным доработкам подвергся лишь двигатель, с лепестковым клапаном.
Мотор отличался одним выпускным окном и цилиндром с пятиканальной продувкой. Благодаря установленному лепестковому клапану на впуске, удалось снизить расход топлива до 4,2 л на сотню км. Мощность силового аппарата выросла до 14 л.с., а максимальный крутящий момент – до 17 Нм при 5500 об/мин.
Мотоцикл Восход 3М-01 имеет один глушитель, руль стал шире и удобнее. Вслед за моделью 3М-01 последовал выпуск мотоциклов под маркой «Сова».
ИЖ Планета(Юпитер) 5
Мотоциклы ИЖ выпускаются с 1929 года заводом «Ижмаш-Мото» в городе Ижевск. Мотоцикл ИЖ Планета-5 выпускается с 1987 года. По своему внешнему виду и по всем характеристикам ИЖ Планета-5 значительно превосходит всех своих предшественников. Мотоцикл обрел стильный, более современный облик: приборы теперь имеют все Иж планета 5обозначения, при определенной неисправности загорится определенная контрольная лампа. Все щитки и бак нового ИЖ Планета-5 выглядят просто безупречно. Седло теперь выглядит намного красивее, чем в предыдущих моделях, да и стало намного удобнее.
Мощность, выдаваемая двигателем ИЖ Планета-5, достигает 22 лошадиных сил. А по тяговитости в подобном классе просто нет равных: ИЖ Планета-5 будет потихоньку пыхтеть на холостых, зато выберется на любую гору. Очень большое преимущество ИЖ Планета-5 – это одноцилиндровый двигатель, в то время как двухцилиндровые двигатели все время капризничают или же у них отказывает частенько один из цилиндров. ИЖ Планета-5 обладает сравнительно неплохими характеристиками в плане экономичности: расход топлива на 100 км при скорости 90км/ч не превышает и 5 литров. А что касается максимальной скорости ИЖ Планета-5, то она достигает 120 км/час. Мотоцикл может использоваться как одиночка, так же и с боковым прицепом. Задняя подвеска ИЖ Планета-5 регулируемая в зависимости от дорожных характеристик и нагрузки на мотоцикл.
Благодаря всем своим качествам ИЖ Планета-5 имеет широкий круг владельцев и поклонников, как в городе, так и вне города.
ИМЗ (Урал)
История мотоциклов марки ИМЗ (Урал) началась в 1940 году. За основу был взят Мотоцикл «БМВ R71» который было предписано тщательно скопировать. Для этих целей было закуплено 5 мотоциклов, для сохранения тайны, в Швеции — и воспроизвести. За изготовление мотоцикла, получившего индекс М-72, взялись в 1941 году сразу три завода — в Москве, Ленинграде и Харькове. На заводе собрали для российской армии мотоцикл «Урал», на который установили противотанковый ракетный комплекс «Конкурс-М». Но начавшаяся война заставила эвакуировать оборудование этих заводов далеко на восток, в уральский город Ирбит, где в короткие сроки было развернуто производство этих мотоциклов. Но все же потребности Красной Армии в мототехнике в годы Великой Отечественной войны удовлетворялось главным образом за счет лендлизовских поставок из США и Великобритании. В частности, мотоцикл Харлей-Девидсон WLA экспортировался США аж до 1945 года.
Однако после начала Великой отечественной работы по развертыванию производства мотоцикла М-72 пошли интенсивнее. Но наступление немецких войск было стремительным: 20 октября 1941 года Москва была объявлена на осадном положении, и на следующий день, 21 октября, Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством Цехов ЗИСа и КИМа на Урал в город Ирбит. Отправили в далекий уральский городок также специалистов из Харькова, Таганрога и Ленинграда. Первый эшелон прибыл в Ирбит 17 ноября 1941 г.
Разместился завод, который с этого времени стал Ирбитским мотоциклетным (ИМЗ), на территория бывшего пивоваренного завода.
Несмотря на все трудности 25 февраля 1942 года была выпущена первая партия мотоциклов М-72 из двигателей, привезенных из Москвы.
M-61, M-63, M-66
Мотоцикл с индексом М-61, малыми партиями собиравшийся с 1957 года, целиком заполнил сборочное производство в 1960 году и строился до 1963 года. Он стал первым, получившим наименование «Урал». С 1961 года параллельно собиралась модель М-62 с новым распределительным валом и механизмом автоматического опережения зажигания. Мощность мотора увеличилась до 28 л.с. Модернизированная коробка передач — с зубчатыми муфтами включения вместо кулачковых — была унифицирована с мотоциклами Киевского мотозавода (КМЗ). Кроме того, были увеличены хода подвесок и изменена форма кожухов передней вилки.
В 1955 году совместно с НАМИ началась разработка оригинального микроавтомобиля вагонной компоновки под названием «Белка»: двигатель был позаимствован с мотоцикла, но получил принудительное охлаждение. В 1959 году заводские конструкторы разработали вездеход «Огонек».
С 1965 по 1971 годы были освоены и пошли в серию мотоциклы М-63, патрульный, «Кросс-650», и «Стрела», находившаяся на уровне лучших мировых образцов. Венцом же развития ИМЗ в доперестроечный период явилось 22 ноября 1985 года, день, когда с заводского конвейера сошел 2000000 мотоцикл.
Следующим мотоциклом в ряду серийных ирбитских моделей стал М-63, появившийся в 1963 году и полностью сменивший предыдущую машину с 1965 года, которому было присвоено наименование «Урал-2». Для этого мотоцикла была разработана новая рама с маятниковой задней подвеской, получившей гидравлические амортизаторы. Изменилась и форма бензобака, одновременно увеличилась его емкость. Новую форму получила также система выпуска отработавших газов. Эта машина оказалась долгожителем, выпускавшимся до 1980 года.
Появившийся в 1971 году мотоцикл М-66 «Урал-3» был сыном дальнейших эволюционных изменений конструкции ирбитских мотоциклов. Внешне машина практически не изменилась, разве что бросались в глаза указатели поворотов. Мощность мотора повысилась до 32 л.с, впервые в систему смазки двигателя был введен полнопоточный масляный фильтр со сменным элементом. Эта машина строилась до 1975 года, но на базе ее мотора к 1973 году была готова значительно переработанная ходовая часть с объединенным сиденьем водителя и пассажира. Дебютант получил наименование «Урал» М-67. Из других новшеств этой машины следует отметить 12-вольтовое электрооборудование и двухкулачковый передний тормоз. В 1976 году на смену пришла еще более современная версия — «Урал» М 67-36, получившая 36-сильный двигатель неизменного рабочего объема — 650 см3.
Источник |