9 декабря 1965 года введен в эксплуатацию участок Красноярской железной дороги Абакан - Тайшет (646 км), названный Великой трассой мужества.
***
9 декабря 1965 года железная дорога Абакан – Тайшет была принята Государственной комиссией в постоянную эксплуатацию. А началось все в 1935 году с поисков оптимального варианта трассы через Саяны. Изыскатели должны были проработать пять линий будущей жд, и вот, в разгар битвы за Сталинград, 5 октября 1942 года из поселка Верх-Гутара, что в Тофаларии вышла первая экспедиция в составе проводника – тофа Холямоева и трех изыскателей: Александра Кошурникова, Алексея Журавлева и Константина Стофато. Вышла с опозданием почти на месяц.
«Трасса мужества» и река Казыр, по берегу которой должна была пройти железнодорожная ветка Абакан-Нижнеудинск (а не Тайшет), так и не увидели друг друга. А ведь все могло сложиться иначе, – именно Нижнеудинское направление главный инженер проекта Александр Кошурников считал наиболее перспективным. Его отряду предстояло пройти 200 с лишним км по практически нехоженым местам, без хороших карт, наметить будущую трассу и найти проход в 700-километровом горном хребте, расположенном поперек будущей Южно-Сибирской магистрали.
Утром 10 октября изыскатели вышли на реку Казыр.«Стеной стояла по ее берегам глухая тайга. Вплотную к воде подступали скалы, а между ними – завалы из поваленных деревьев. Обходя скалы и пробиваясь через бурелом, шла экспедиция, торопясь обогнать время. Через несколько дней исчез мох – корм для оленей, пришлось проводнику повернуть назад. Идти с поклажей было неимоверно трудно. Сколачивали плоты и сплавлялись по реке, но она разбивала их один за другим о пороги и появившиеся торосы» И даже в этих условиях инженеры выполняли свою работу на высочайшем уровне, все, пройденные 180 км маршрута Кошурников вел дневник, оценивая местность, подробно описывая берега Казыра, его излучины и притоки, геологическое строение намечаемой трассы, набрасывал чертежи, брал образцы породы, отмечал удобство трассировки линии вдоль реки.
Беспрестанно шел мокрый снег, спички размокли, от одежды и обуви остались одни лохмотья, припасы закончились, перевалы закрылись, а Казыр начал замерзать. Кошурников писал:«Заметно слабеем, что выражается в чрезмерной сонливости. Стоит только остановиться и сесть, как сейчас же начинаешь засыпать. От небольшого усилия кружится голова. К тому же все совершенно мокрые уже трое суток. Просушиться нет никакой возможности». Последняя ночевка: «Все ослабели настолько, что за день не смогли сделать плот. Утром не мог встать... Снег не перестает. У всех опухли лица, руки и, главное, ноги...» Экспедицию искали, даже ходили слухи, мол, Кошурников увел группу в Туву – по хребту Эргак-Таргак-Тайга тогда проходила ее граница с СССР. И только через год рыбаки обнаружили за Базыбайским порогом тело Кошурникова и страницы его дневника, плавающие в воде.
Несмотря на содержащиеся в нем положительные отзывы о Нижнеудинском направлении, строители в дальнейшем все-таки выбрали Тайшетское. Изыскания продолжил ученик Кошурникова Евгений Алексеев. В 1948-1949 гг. произвели аэрофотосъемку горной части местности, где должна была пройти магистраль, от района будущего Кордонского до района будущего Манского тоннеля. В 1953-1955 гг. была завершена съемка всей трассы и проведены наземные привязочные работы на площади свыше 15 тыс.кв. км. В глухой Саянской тайге тогда одновременно передвигалось порядка 20 экспедиций и партий, оснащенных в разы лучше, чем группа Кошурникова.
Прежде чем выбрать окончательный вариант дороги, понадобилось обследовать по картам и планам 8,5 тыс.км возможных ее путей! И вот, наконец, в 1959 году проект был утвержден. Строительство дороги Абакан-Тайшет было объявлено комсомольской ударной стройкой, и в Саяны по комсомольским путевкам отправились 35 тысяч молодых людей со всего СССР.
Уже в процессе строительства дороги, в 1962 году, экспедиция Кошурникова, Стофато и Журавлёва была символично завершена четырьмя сотрудниками института Сибгипротранс. Фамилиями изыскателей названы станции – Кошурниково и Журавлево и разъезд Стофато.
|