Из Москвы в Ленинград по Октябрьской железной дороге отправился в рейс первый в стране фирменный поезд «Красная стрела».
***
6 июня в газете «Гудок» появилось объявление: «9 июня, в 1 час 30 мин. ночи, из Ленинграда на Москву отправится в первый рейс экспресс «Красная стрела». Расстояние между Ленинградом и Москвой экспресс покроет в 9 ч. 45 мин. Средняя скорость экспресса 70 км в час. На отдельных перегонах скорость дойдет до 100 км в час». В первый рейс «Красная стрела» отправилась в ночь с 9 на 10 июня 1931 года. В голове состава находился динамометрический вагон, в котором производились записи о ходе поезда. Экспресс вышел из Ленинграда в 1 час 30 минут ночи и прибыл в Москву в 11 часов 20 минут, преодолев расстояние между двумя крупнейшими городами страны за 9 часов 50 минут. Из сообщения газет того времени известно, что участок Ленинград-Малая Вишера (161,7 км) поезд прошел за 2 часа 20 минут со средней скоростью 75-80 км/час, участок М.Вишера-Бологое (167,7 км) был преодолен за 2 часа 38 минут. Мимо станции Боровенка экспресс «проскочил» со скоростью 90 км/час, мимо Лихославля - со скоростью 93 км/час. Участок Бологое - Москва (330 км) был пройден за 4 часа 40 минут.
В обратный рейс «Красная стрела» отправилась 11 июня 1931 года в 1 час 30 минут. На станции Завидово (около 100 км от Москвы) у одного из спальных вагонов загорелся подшипник, из-за чего поезд пришлось остановить и вагон отцепить. Несмотря на 30-минутную стоянку на этой станции, опоздание было быстро ликвидировано 100-километровой скоростью на одном из участков пути. В Ленинград поезд прибыл в 11 часов 18 минут 11 июня. Расстояние между Москвой и Ленинградом экспресс прошел за 9 часов 48 минут, что по тем временам считалось большим достижением.
Первый состав «Красной стрелы» состоял из 12 вагонов, выкрашенных в синий цвет: 7 жестких купейных, 3 мягких, 1 спальный с двухместными купе и 1 багажный.
Состав на паровозе серии Л вела локомотивная бригада, возглавляемая Василием Максимовичем Ивановым. «Красной стрелой» поезд был назван за красоту – в то время он сильно отличался от большинства других составов.
Впервые в истории советских железных дорог в «Красной стреле» был создан вагон СВ. Для этого четырехместные купе усовершенствовались: верхние полки сняли, на их место повесили зеркала и светильники. Оборудование и внутреннее убранство этих вагонов ни в чем не уступало зарубежным аналогам и даже превосходило их.
Уровень сервиса в этом составе был для тех времен просто невероятным. Впервые пассажирам на время пути предоставлялись шашки, шахматы и другие настольные игры. В поезде работали буфеты, где можно было заказать ужин с доставкой в купе. Для удобства пассажиров в одном из вагонов был оборудован телефонный переговорный пункт, с которого во время стоянки на станциях Бологое, Окуловка и Малая Вишера можно было связаться не только с Кремлем, но даже с Лондоном и Парижем.
«Красная стрела» стала не только самым быстрым и комфортабельным, но и самым точным поездом. Если «Красная стрела» преодолевала расстояние между Ленинградом и Москвой за 10 часов, то обычные пассажирские поезда ехали не менее 12 часов. В мае 1931 года опоздание скорых поездов на 100 км по Октябрьской дороге составило всего 0,2 минуты, тогда как на многих других магистралях – не менее 1,8 минут.
|