И.В.Сталин и В.И.Ленин
Наталья Морозова: «Какую же прекрасную страну мы потеряли!
И какие же прекрасные люди жили и работали в той стране.
Да что там говорить, если прекрасны даже осколки от погубленной страны...»
Рабочий класс

Великая Страна СССР

Наша Родина - СССР, наша цель - социализм, наше будущее - коммунизм!
RSS
В СССР делали
[ Все статьи раздела ]

21.04.2022
  Первый советский экскаватор!  



21 апреля 1931 года на Ковровском экскаваторном заводе (Владимирская область) был выпущен первый советский экскаватор.

***

Первый советский железнодорожный...
В конце 1920-х гг. прежние железнодорожные мастерские в г.Коврове представляли собой вагоноремонтный завод. В 1930 г. на базе вагоноремонтного завода были отремонтированы 12 экскаваторов различных систем. Почти все они были на железнодорожном ходу и именно по этому попали на ремонт в Ковров.

Именно тогда по инициативе рабочих и специалистов Ковровского ремонтного завода НКПС началось строительство экскаватора, за основу которого был взят экскаватор "Путиловец". Он создавался исключительно благодаря энтузиазму строителей. "Нет преград, которые нельзя побороть большевистским напором. Делали все, чуть ли не голыми руками, все-таки победили...", - так писали об эпопее проектирования и постройки экскаватора.

Для выпуска такой техники в Коврове не было ни нужных материалов, ни специального оборудования, сказывалось отсутствие опыта и четкого руководства со стороны треста "Строймаштранс". Но инженеры и рабочие "сквозной ударной бригады" завода преодолевали трудности одну за другой. В ход пошли старые стальные оси с заводских свалок и ненужные металлоконструкции из цехов, неиспользованные детали с Путиловского завода и специальные устройства, позволяющие на малых станках обрабатывать громадные шестерни. Не хватало угля и дров, порой рабочие собирали по двору обломки досок.

21 апреля 1931 г. новый экскаватор, названный "Ковровцем", прошел испытания. После приемки Государственной комиссией "Ковровец" был отправлен в г.Горький для использования при расширении местного железнодорожного узла. Позже "Ковровец-1" работал на строительстве "Беломорканала", близ г.Мурманска, на Балхашстрое, в карьерах Казанской железной дороги.

Следующую машину, "Ковровец-2", построенную по новым, исправленным чертежам, завод изготовил в октябре 1931 г. Эти два первых экскаватора "Ковровец" положили начало развитию советского экскаваторостроения.

С 1932 г. началось серийное производство экскаваторов "Ковровец", а всего к концу 1934 г. было изготовленно 177 подобных землеройных машин.

Экскаватор "Ковровец" смонтирован на 4-осной платформе железнодорожного типа. Для устойчивости снабжен 4-мя боковыми домкратами. Экскаватор имеет одно рабочее оборудование - прямую лопату; для подъема ковша применена цепь; угол поворота стрелы - 180°. Для питания силовой установки экскаватора служит котел типа Бельпера. Для питания котла водой на экскаваторе установлены инжектор №7 системы Рестартинг и паровой насос Вортингтон. Топливом для котла служит каменный уголь, дрова, возможно применение нефти. В качестве двигателей экскаватор имеет 3 паровых машины: подъемную, поворотную и напорную, общей мощностью 245 л.с.

Управление экскаватором сосредоточено в двух местах: на поворотной платформе и на стреле экскаватора. Обслуживали машину две бригады: верхняя и нижняя. В состав верхней входили машинист, стреловой, слесарь-смазчик и кочегар; в состав нижней - бригадир и 6 человек рабочих. Внутри экскаватора предусматривалось керосиновое освещение. Экскаватор снабжен деревянным кузовом, а рабочее место на стреле - тентом. Вес экскаватора - 85 т.

Великая страна СССР, Первый советский железнодорожный экскаватор Ковровец-1
Первый советский железнодорожный экскаватор "Ковровец-1"

Первый советский гусеничный...
Паровой полууниверсальный полноповоротный гусеничный экскаватор МIIIП-1,5 (или М-III-п) с ковшом емкостью 1,5 м3 является первым советским гусеничным экскаватором, серийно выпускавшийся с 1932 г. Воткинским машиностроительным заводом по чертежам ВТКЭ (Всесоюзная проектно-техническая контора экскаваторостроения или "Проектэкскаватор", созданная в 1930 г. постановлением Совета Труда и Обороны СССР).

Рабочее оборудование экскаватора состоит из прямой лопаты, драглайна, крана и грейфера (емк.1,15 м3); для последних трех используется решетчатая стрела длиной 13,5 - 18 м. Грузоподъемность при работе краном - 15 т.

Гусеничное ходовое устройство рамное, многоопорного типа, приводится в действие зубчатой передачей.

В качестве двигателей экскаватор имеет 3 паровые машины: главную, поворотную и напорную мощностью 100, 55 и 55 л.с. соответственно. Главная паровая машина служит для привода главной лебедки, лебедки подъема стрелы и ходового механизма. Напорная паровая машина установлена на стреле прямой лопаты и имеет одинаковую конструкцию с поворотной паровой машиной. Днище ковша открывается установленным на стреле паровым цилиндром.

На экскаваторе установлен паровой котел вертикального типа с дымогарными трубами паропроизводительностью 1375 кг/час. Топливом для котла может служить антрацит, каменный уголь, дрова, а так же нефть.

Экскаватор имел деревянный кузов; стрела лопаты - цельнометаллическая; рукояти ковша - металлические, с деревянным наполнителем.

На экскаваторе МIIIП-1,5 с оборудованием драглайна при работе в легком суглинке была получена выработка за час чистой работы 220 м3 и за час смены 161 м3, что отвечает средней продолжительности цикла 21,2 сек.

К концу 40-х годов экскаватор был снят с производства.

Великая страна СССР, Первый советский гусеничный экскаватор МIIIП-1,5 (или М-III-п)
Первый советский гусеничный экскаватор МIIIП-1,5 (или М-III-п)






| Печать |     | В начало |

Великая Страна СССР - Союз Советских Социалистических Республик!

Копирование и распространение материалов приветствуется. Размещение обратных ссылок остается на ваше усмотрение.
Все музыкальные файлы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного использования. Все права на них принадлежат их владельцам, равно как и права на книги, статьи и иные материалы.
Если вы считаете, что какие-то ваши права были нарушены материалами этого сайта - пишите - адрес приведен ниже. В письме необходимо указать следующие данные:

Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.


mailto:
Статистика: Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru