7 октября 1941 года погиб капитан И.А. Флеров - командир первой в Красной Армии батареи реактивной артиллерии БМ-13 ("Катюша"). Находясь в окружении и будучи тяжело раненным, он взорвал себя вместе с головной пусковой установкой.
24 (6) апреля 1905 года родился Иван Андреевич Флеров, капитан советской армии, командир первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. 14 июля 1941 года батарея Флерова впервые применила под Оршей новое оружие — БМ-13, знаменитую «катюшу».
Судьба Ивана Флерова сложилась так же, как у многих тысяч пареньков, чье взросление пришлось на гражданскую войну и период сразу после нее. Сын мелкого служащего, родившийся в липецком селе Двуречки, окончил школу, стал слесарем. Потом «фабзавуч» — фабрично-заводское обучение. С 1927 года — срочная служба, там попал в артиллерию.
В 1933 году Флеров был призван на переподготовку офицеров запаса, после чего решил связать свою судьбу с армией. «Лодырем я никогда не был и не буду, пока есть силы, несмотря ни на какие обстоятельства», — писал он своему брату. Слово сдержал: через шесть лет он стал слушателем артиллерийской академии.
В «зимнюю войну» с Финляндией Флеров командовал батареей 94-го гаубичного артполка, по итогам боев награжден орденом Красной Звезды. Потом вернулся в академию, но уже с первых дней Великой Отечественной войны получил особое задание.
Заданием стало командование особо секретной отдельной батареей реактивных установок БМ-13. Установки надлежало обкатать в бою (а обстановка на фронтах была ой какая сложная), но при этом ни в коем случае не дать им попасть в руки противника. Каждая машина несла заряд взрывчатки и устройства для самоподрыва.
В ночь на 3 июля батарея капитана Флёрова выехала из Москвы и двинулась по Минскому шоссе на Западный фронт, где вошла в состав артиллерии 20 армии.
И через 12 дней, 14 июля, «катюша» вышла на берег крутой: закатив машины на пригорок, в 15.15 Иван Флеров дал первый боевой залп БМ-13, накрыв железнодорожный узел под Оршей, забитый составами с боеприпасами и горючим.
«Результаты отличные. Сплошное море огня», — лаконично, но поэтично отразил эту атаку Флеров в журнале боевых действий батареи.
В тот же день батарея разрушила понтонный мост через реку Оршица на дороге Минск-Москва наведённый немецкими сапёрами. Под удар попала 17-я танковая дивизия вермахта, которая была настолько деморализована, что в течение 3-х дней не могла принимать участие в боевых действиях.
15 июля тремя залпами батарея помогла сломить сопротивление немецких войск занявших г. Рудню.
В дальнейшем батарея в составе 42-го дивизиона принимала участие в Ельницком контрнаступлении.
2 октября батарея Флёрова оказалась в окружении. Она прошла по вражеским тылам более 150 километров. Капитан сделал всё возможное для того, чтобы прорваться к своим.
7 октября 1941 года батарея была захвачена врасплох вражеской мотопехотой и танками и приняла последний бой прямо с колес, на лесной просеке около смоленской деревни Богатыри. Батарея отработала по танкам прямой наводкой, но силы были совершенно неравны.
«7 октября 1941 год. 21 час. Попали в окружение у деревни Богатырь — 50 км от Вязьмы. Будем держаться до конца. Выхода нет. Готовимся к самовзрыву. Прощайте, товарищи», — гласит последняя запись Флерова.
Долгое время о судьбе капитана Флерова ничего не было известно, он числился «пропавшим без вести». Однако постепенно информация о бое у деревушки Богатыри была восстановлена, стало понятно, что никто из бойцов секретной батареи не попал в плен: все либо погибли, либо смогли уйти к своим.
4 октября 1995 года поисковый отряд «Долг» обнаружил останки семи похороненных бойцов флеровской батареи, и среди них — тело капитана советской армии, опознанное по характерным «шпалам» в остатках петлиц. 6 октября 1995 года флеровцев перезахоронили в Богатырях, у дороги на Юхнов.
|