26 января 1921 года. СТО по указанию Ленина учреждает комиссию для выработки программы развития «воздухоплавания и авиастроительства».
Конец 1922 – начало 1923 года. В Москве проходит дискуссия «Авиапроизводство на новых путях». Редактор технического отдела «Вестника воздушного флота» Виноградов заявляет: впереди – эра металлических аэропланов.
В октябре 1922 года при ЦАГИ создана комиссия по постройке металлических самолетов во главе с Туполевым. 25 октября наши войска занимают Владивосток – целостность страны, наконец, восстановлена. Советская власть только-только взяла под контроль всю Россию. Страна разорена – но правительство ее уже думает, как выйти на самые передовые рубежи в глобальном авиастроении.
Весной 1922 года на моторостроительном заводе «Большевик» трудится всего 58 рабочих. Угля нет – в цехах холодно. Паек – 7 фунтов хлеба на 5 человек ежедневно. То есть – по полбуханки на брата в день. Голодно. Но моторы стараются делать. Они, правда, не кормят. Выручает заказ на дрели – за них дают три вагона картошки.
Декабрь 1922 года. Провозглашение Советского Союза. СТО утверждает трехлетнюю программу восстановления, дооборудования и расширения авиапрома.
8 марта 1923 г. создается Российское общество друзей воздушного флота, куда входят глава ВЧК Дзержинский, знаменитый Ворошилов, красный полководец Фрунзе (победитель Врангеля, покоритель Средней Азии), Туполев, Чаплыгин. Сергей Чаплыгин – выдающийся русский физик-гидроаэродинамик, Герой социалистического труда (1941 г.).
Декабрь 1923 года. В СССР начинается освоение производства 400-сильного авиамотора (американского «Либерти»). Запорожский завод «Большевик» (бывший ДЕКА и нынешняя «Мотор Сечь) осваивает в производстве 300-сильные двигатели «Испано-Сюиза». До этого коллектив завода дружно отбивает попытку Наркомата тяжелой промышленности закрыть завод как неприбыльный и нерентабельный. Идет работа над запуском в серию чисто советского мотора – М-11 конструкции А.Швецова.
1924 год. Год смерти Ленина. Страна – еще в обмотках и обносках. Но Туполев на деньги государства строит перспективный «концепт-самолет» - цельнометаллический АНТ-2. Начинается работы над первым в мире цельнометаллическим двухмоторным бомбардировщиком ТБ-1.
Создается единый Госавиатрест – тогдашний аналог нынешней ОАК. И если в 1923-1924 гг. в стране построено всего 13 аэропланов (сравнимо с нынешними показателями 90-х и «нулевых» годов), то в 1924-1925 гг. – уже 264! Моторы – пока только на 30% отечественного производства. Но – лиха беда начало…
Параллельно развивается инновационная составляющая. В 1921 г. ВСНХ по инициативе В.Бекаури и академика В.Ипатьева создает ЭКСМАНИ – экспериментальную мастерскую новейших изобретений. В ней начинаются работы по созданию первых систем телеуправления. Это – фактически инновационный центр, впоследствии переименованный в Остехбюро. То был настоящий «мозговой центр» прогресса. У его истоков стояли: профессор К.Боклевский (проблемы воздухоплавания), профессор Артиллерийской академии И.Граве (баллистика и взрывчатые вещества), М.Миткевич и Н.Цыклинский (радиотехника), преподаватели Военно-морской академии – Л.Гончаров (счетно-решающие устройства, предтечи компьютеров) и Б.Пшенецкий (торпедные технологии). Отставной генерал-майор М.Беклемишев отвечал за минное дело, А.Журавченко – разрабатывал теорию точного бомбометания.
Деятельность этого «мозгового треста» получает полную поддержку Советского правительства. Оно передает изобретателям для практических опытов большой аэроплан типа «Хендли Пейдж», эсминец и тральщик. Идея проста: молодая Страна Советов не может похвастаться такими же богатствами и промышленными возможностями, как развитые капиталистические страны. Но она может компенсировать все это за счет применения прорывных, закрывающих технологий. Она может создавать дешевые «асимметричные ответы».
В 1924 году правительство ставит перед Остехбюро задачу: найти дешевый ответ на колоссальное превосходство старого мира в морских вооружениях. С помощью прорывных инноваций – прикрыть морские рубежи молодого СССР. Именно тогда Остехбюро приходит к выводу: нужно скрестить авиацию с минно-торпедным делом. По заданию, выданному «остеховцами», Туполев начинает разрабатывать первый в мире двухмоторный цельнометаллический моноплан АНТ-4 (ТБ-1) – первый в мире самолет с двигателями на крыле и с топливными баками в плоскостях. Первоначально планировалось использовать этот самолет как морскую «летающую крепость», способную ставить мины и топить корабли врага торпедными ударами. Но фактически АНТ-4 породил целую линию тяжелого авиастроения. Начало «эволюционной цепочки», лежащее в разоренном, юном СССР – моноплан АНТ-4. Финал – в турбореактивных Ил-96, Ту-154 и Ту-204, в Ан-124 и в «Мрие», в Ту-95 и Ту-160. Эта «цепь» продолжалась бы и дальше, если бы не расчленение Советского Союза.
Остехбюро разрабатывает мины с дистанционным управлением. Мины для постановки с самолетов. Мины с неконтактными взрывателями. Мины против подводных лодок, которые ставятся на глубинах до 120 метров, причем с помощью самолетов…
1918 год – в распадающейся и уже голодной стране положено начало отечественной радиоэлектронной промышленности. В Твери создается первая радиолаборатория. Ленинское правительство дает ей финансирование. Изготавливаются первые 1500 отечественных радиоламп и сто приемников. Академик А.А.Чернышев изобретает подогревный катод для радиоламп. Резко растет их эффективность и экономичность.
В декабре 1918-го создается более крупная Нижегородская радиолаборатория. Ее финансирование и снабжение ведется через Наркомат (министерство) почт и телеграфов. Уже в 1919 году наши передают звук по радио. 17 марта 1920 г., в самый разгар Гражданской войны, Совет труда и обороны распоряжается строить в Москве радиотелефонную станцию с радиусом действия в 2000 верст. Башню для станции на Шаболовке проектирует и строит гениальный В.Ф.Шухов. В 1922-м мы впервые в мире транслируем концерт по радио, на два месяца опережая англичан и французов, на год – немцев.
Интересно: коли красные были уголовниками, мечтавшими Россию дочиста ограбить, то зачем они делали все это? Нет, друзья, они всерьез думали о развитии страны. И на их фоне нынешние бонзы под двуглавым орлом без короны – действительно уголовники. Хотя они при этом и трендят об «инновационном развитии России».
|