Многое забудут в мире люди, Но, бессмертным счастием горя, Эту дату мы не позабудем – Восемнадцатое января.
В этот день мечты осуществились, Мрак навеки победила жизнь. Двух фронтов войска соединились – Волхов с Ленинградом обнялись. (Елена Рыбина)
18 января 1943 года советскими войсками в ходе операции "Искра", начавшейся 12 января, была прорвана блокада Ленинграда. Группировка врага несколько раз безуспешно пыталась прорваться на юг к своим главным силам. А через 6 дней, 18 января на окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. В этот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера. К 18 января 1943 года в городе оставалось около 800 тысяч человек. Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады.
И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Пробитый вдоль берега коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург – Поляны протяженностью 36 км. 6 февраля по новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда.
***
В этот день в 1943 г. произошло одно из важнейших событий в истории Великой Отечественной войны и в истории Города на Неве – прорвана блокада Ленинграда.
Ещё 8 сентября 1941 г. немецкие войска вбили узкий клин между вторым по величине городом СССР и остальной частью страны. Упиравшийся в Ладожское озеро Шлиссельбургско-Синявинский выступ шириной всего 12-16 км. душил Ленинград более 16 месяцев, отняв более миллиона жизней одних только мирных жителей. В 1942 г. наши войска пытались дважды срезать этот злополучный клин с южных участков, но всякий раз безуспешно и с огромными потерями. Победа под Сталинградом зажгла новою искру надежды на прорыв блокады и 12 января 1943 г. советские армии устремились с Востока и Запада навстречу друг другу вдоль побережья Ладоги через ледяные валы, бесконечные ряды колючей проволоки и минные поля. 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов наконец соединились!
Дальнейшие бои за расширение коридора не увенчались успехом и советские войска перешли вновь к обороне, чтобы удержать узкую полозку земли шириной всего 8 — 11 километров, связавшую город с "Большой землёй".
Началась история другого беспримерного подвига — строительство железнодорожной магистрали с мостами через Неву у Шлиссельбурга. Под непрерывными обстрелами и бомбёжками, адским круглосуточным трудом на ледяном ветру и в ледяной воде эта дорога была построена всего за 17 дней вместо назначенных 20. Уже 7 февраля на Финляндский вокзал в Ленинграде пришёл первый поезд с продовольствием.
Так выглядел высоководный мост через Неву у Шлиссельбурга в феврале-марте 1943 г.:
Но даже если бы блокада не была прорвана, в феврале 1943 г. поезда всё равно бы пошли в город, так как с ноября 1942 г. строилась свайная железная дорога прямо через Ладожское озеро (плюс налёдная узкоколейка).
Вот так это выглядело:
После прорыва блокады и установления сухопутной связи Ладожскую стройку остановили и все силы перебросили на строительство дороги через Шлиссельбург.
В трёхстах метрах от высоководного действовал второй, низководный мост через Неву:
До полного снятия блокады с города оставался ещё долгий год. За это время в осажденный Ленинград пришло около 6000 составов.
Немецкие бомбы и снаряды десятки раз разрушал железнодорожные переходы через Неву, но их немедленно восстанавливали.
Мост через Неву после бомбежки 25 марта 1943 г.:
Выпьем за тех, кто командовал ротами,
Кто умирал на снегу,
Кто в Ленинград пробивался болотами,
Горло ломая врагу.
Источник |