Уже исполняется 70 лет, как войска нацистской Германии, поправ все демократические нормы и мораль, попытались утопить в крови славянские народы. Смертоносный удар первой приняла на себя белорусская земля. Каким же видели наше будущее политические воротилы в иерархии Третьего рейха?
Один из главных идеологов национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП) и основных нацистских преступников на Международном трибунале в Нюрнберге обергруппенфюрер СА Альфред Розенберг в отношении Белоруссии и ее народа личность наиболее зловещая. Именно ему Гитлер поручил проведение оккупационной политики на Востоке, так как Розенберг всецело разделял расистские взгляды фюрера в отношении славянского и еврейского народов. Он был единственным среди нацистского руководства, кто различал по национальному признаку русских и другие народы Советского Союза. Розенберг усмотрел в Московии очаг "русско-монгольской отсталости", который как при царском, так и при советском режимах подавлял национальное своеобразие украинцев, эстонцев, грузин и татар, проводил их насильственную русификацию. Идеологи фашистской Германии пропагандировали арийскую расу как освободительницу многонационального СССР от большевистского гнета, которая способна создать на его землях собственные автономные государства под протекторатом немцев. Розенберг был убежден, что немцы добьются поддержки у многомиллионного населения Советского Союза, разрушат русское государство и создадут санитарный кордон против возрождения Московии и власти великороссов. Однако высокопоставленный нацист просчитался: история благодаря воле народов многонационального Советского Союза развивалась по иному сценарию.
Тем не менее 17 июля 1941 года на основании указа Гитлера "О гражданском управлении в оккупированных восточных областях" под руководством Розенберга было сформировано имперское министерство по делам оккупированных восточных территорий. Ему подчинялись рейхскомиссариаты "Остланд" и "Украина". Нацист Розенберг в 1941—1943 годах неоднократно инспектировал территории Прибалтики, Белоруссии и Украины. Сохранилась такая история. В июле 1941 года командующий группой армий "Центр" генерал-фельдмаршал Федор фон Бок перенес свою ставку в Борисов. Вскоре к нему в штаб из Берлина прибыл министр по делам оккупированных восточных территорий Альфред Розенберг. Фельдмаршал пригласил министра на обед, во время которого высокий гость начал распространяться о будущем захваченных вермахтом районов Советского Союза. Рассуждения Розенберга потрясли до глубины души даже отпетого мерзавца фон Бока. Он не мог понять, как могут быть "лишними" у себя на родине сорок миллионов человек местного населения, которых Розенберг предполагал заморить голодом?! Белорусы, безусловно, не были исключением в этом черном списке. Федор фон Бок решил, что имперский министр перебрал за обедом русской водки, и вскоре отправил в Берлин своего личного переводчика капитана Штрик-Штрикфильда. Перед ним стояла задача проверить, правду ли говорил Розенберг, но все сказанное им оказалось чистой правдой.
В мае 1942 года Розенберг заявил, что Германия заинтересована в существовании независимой и сильной Белоруссии как немецкого форпоста на востоке. Однако оккупанты быстро убедились в том, что насилием и устрашением невозможно привлечь к сотрудничеству население Белоруссии, эффективно использовать ее экономику, а тем более подавить партизанское движение. И тогда в имперском министерстве оккупированных восточных областей родился план аграрной реформы, получивший название "Новый порядок землепользования". Он вступил в силу 16 февраля 1942 года на оккупированной территории Советского Союза. Согласно этому плану отменялись все государственные акты советского правительства, относившиеся к деятельности колхозов, совхозов и машинно-тракторных станций. На землях колхозов создавались общинные хозяйства, а там, где были совхозы, – государственные имения. МТС превращались в сельскохозяйственные базы. Под угрозой оружия крестьянам отводилась неделя на ликвидацию остатков колхозной организации труда и формирование нового общинного хозяйства. Вводилась круговая порука. Общины обложили, помимо налога натурой, военным сбором.
В мае 1942 года Кубе докладывал прибывшему в Минск Розенбергу, что "по Белоруссии за короткое время распущено 1400 колхозов в 3500 деревнях и создано 122 000 хозяйств". Визит рейхсминистра восточных территорий принес результат. Уже осенью 1942 года в генеральном округе "Белоруссия" насчитывалось 800 крупных немецких имений, созданных в основном на землях бывших совхозов, около тысячи – в западных районах Белоруссии, не входивших в генеральный округ.В ходе Великой Отечественной войны "концепции" нацистов корректировались и дополнялись. Так появился особый четырехлетний план колонизации Прибалтики и Белоруссии с приложением карты-схемы от 17 ноября 1942 года. Это был секретный документ со штампом рейхскомиссариата "Остланд", согласно этой карте-схеме в него входила вся территория Белоруссии. Города превращались в центры гарнизонов вермахта СС и полиции, с одновременным созданием 28 опорных пунктов (центров). Интересно, что рядом с каждым обозначены две цифры: первая — количество местного населения, вторая – предполагаемых немецких колонистов. Например, в Минске нацисты намеревались поселить 50 тысяч немцев и оставить в качестве рабочей силы 100 тысяч белорусов. В Гомеле — соответственно 30 и 50 тысяч. В Могилеве – 20 и 50 тысяч. В Витебске — 20 и 40 тысяч, в Бобруйске – 20 и 50 тысяч, в Гродно и Барановичах – 10 и 20 тысяч в каждом.
Пропорция была такова: на каждого господина высшей расы приходилось два раба низшей расы, то есть славян. Карта-схема охватывала территорию от западной границы БССР до линии Гродно—Слоним, южную часть Брестской области, Пинщину, Мозырщину и остальную часть Полесья по линии Пружаны — Ганцевичи – Паричи — Речица. По мнению белорусского историка Р.А.Черноглазовой, эту территорию нацисты предполагали превратить в курортную зону для арийцев, полностью очистив ее от белорусов. Строительство железнодорожных и водных путей, шоссейных магистралей предусматривалось таким образом, чтобы они связывали между собой центры гарнизонов. Вокруг них и вдоль линий коммуникаций располагались аграрные поселения колонистов и эсэсовцев.
Ядром поселения немецких колонистов в сельской местности должно было стать имение, включающее в себя до 40 окрестных усадеб. Местное население сгонялось в трудовые лагеря, изолированные от новых хозяев. Наша страна рассматривалась Розенбергом и другими представителями нацистского руководства в первую очередь как одна из территорий по снабжению Третьего рейха сельхозпродукцией. На одном из совещаний в 1942 году подчиненный Альфреда Розенберга – генеральный комиссар генерального округа "Белоруссия" Вильгельм Кубе докладывал о состоянии белорусских городов. Он констатировал, что Витебск и Могилев почти полностью разрушены и "с немецкой стороны нет никакого интереса их отстраивать". Главным городом должен был стать Минск. Кубе предложил построить южнее "столицы новый город немецкого образца и назвать его Азград. На важнейших магистралях при выезде из Минска и в его центре намечалось соорудить казармы для эсэсовцев, а вдоль реки Свислочи – корпуса для служб СД, жандармерии и других карательных органов. Здесь же было запланировано строительство тюрьмы для гражданских лиц.
Финал всех кощунственных замыслов нацистов известен, а Альфред Розенберг после разгрома нацистской Германии предстал перед судом Международного военного трибунала в Нюрнберге в качестве одного из главных военных преступников. Приговор был суровым, но справедливым: он был вздернут на виселице 16 октября 1946 года.
Эмануил Иоффе
Источник |