Город так и не ставший Городом-Героем.
Лето 1942 года, самое грозное и самое тревожное лето войны. Большинству наших граждан оно известно тем, что в это время решалась судьба страны, начиналась знаменитая Сталинградская битва, однако не многие почему то знают что была еще одна битва, важность которой так до сих пор до конца и не оценена, это битва за Воронеж. О ней почему то только вскользь, иногда упоминали наши известные военачальники в своих мемуарах и не более того, не особо жалуют своим вниманием бои за Воронеж и наши историки, вероятно из за того, что наступление противника на этом направлении было полной неожиданностью для самой Ставки Верховного Главнокомандования, предполагавшей, что, как и в предыдущем году, летнее наступление развернется на Центральном фронте в сторону Москвы.
А в результате все произошло наоборот, в конце июня, свой главный удар противник нанес как раз на стыке двух советских фронтов Брянского и Юго-западного, армейская группа фон Вейхса начала наступление на Воронеж силами немецкой 2-й армии, венгерской 2-й армии и 4-й танковой армии. При этом 4-я танковая армия Гота действовала в качестве главный ударной силы группировки. Операцией под кодовым названием «Блау» командовал генерал-фельдмаршал фон Вейхс. Воронеж являлся основной точкой поворота германских соединений на юг, а также главной базой, с помощью которой предполагалось обеспечивать фланговое прикрытие основного стратегического направления всей военной компании 1942 года в направлении на Сталинград.
С первого дня наступления и в течении всей первой недели германской авиацией ежедневно осуществлялись массированные налеты непосредственно на сам Воронеж, по рассказам переживших весь этот ужас очевидцев, бомбили город с дьявольской точностью и это не удивительно, ведь недалеко был Липецк, где в конце 20-х годов будущие командиры люфтваффе на арендованных у РККА аэродромах постигали военную авиационную науку, так что местность эта была им очень хорошо знакома и без топографических карт.
В результате, в конце первой недели наступления германцы уже к 6 июля вышли к реке Дон, из за того что основной мост через Дон в районе Семилук по чей то халатности не был во время взорван, немцы без особого труда форсировали основную водную преграду и ворвались на улицы города. Оборонять Воронеж на начальном этапе уличных боев против такой армады в то время пришлось в основном бойцам нескольких полков и отдельных батальонов войск НКВД, а также местным ополченцам из числа гражданских лиц, на окраинах города также оборонялись части 232 СД, которые растянули свою оборону по фронту почти на 80 км. И тем не менее город не сдавался на его улицах развернулись ожесточенные уличные бои, в бой на улицах города продолжали втягиваться и отдельные отходящие части Юго-западного фронта , а также резервы спешно бросаемые в бой прямо с колес.
Понимая всю серьезность ситуации советское командование все таки сумело подтянуть к Воронежу части отступавшей 40-й армии, 60-й армии, 5-й танковой армии и новообразованных танковых корпусов. Тяжелые танковые сражения развернулись на окраинах города, где столкнувшись с лучшими мотопехотными и танковыми соединениями врага, наши части понесли тяжелые потери и в результате массированные контрнаступательные операции Красной Армии успеха увы, не имели. Счет подбитым с обеих сторон машинам шел на многие сотни, накал боев достигал такого ожесточения, что в боях гибли не только рядовые но и генералы в ранге командующих. Тем не менее, рокадное шоссе на Москву нашим войскам все же удалось удержать. Вот как об этих драмотических днях днях писал английский историк Дж. Фуллер: «Началось сражение за Воронеж, и, как мы увидим, для немцев оно было одним из самых роковых за время войны. Русские, сосредоточенные... к северу от Воронежа, прибыли вовремя, чтобы спасти положение, возможно, они спасли всю кампанию. Нет никаких сомнений, что дело обстояло именно так.»
Кому приходилось бывать в Воронеже, то наверное знает, что большая часть города, так называемый правый берег находится в междуречье рек Дон и Воронеж, а его меньшая часть- так называемый левый берег на левом берегу реки Воронеж. В то время в городе по различным данным оставалось, по крайней мере, половина, а это около 200 тыс. его жителей, то есть тысячи гражданских людей по существу оказались на линии фронта, там где развернулись ожесточенные уличные бои. Через несколько дней большая часть правобережной (основной) части города перешла под контроль германских войск. Исключение составил только северный городок сельско-хозяйственного института, где многодневные бои носили просто ужасающий характер, в большей мере переходящие в рукопашные схватки за каждый дом. Мосты через реку Воронеж были взорваны (кроме железднодорожного), по сохранившимся опорам этого моста в правобережную, северную часть города, на оставшийся в руках наших войск плацдарм, постоянно перебрасывались подкрепления и боеприпасы. Основные наши части и подразделения закрепились в левобережной части города. Однако уже 7 июля командующий германской группировкой фон Вейхс объявил своим солдатам об окончательном захвате Воронежа, но это было далеко не так, это было только начало битвы за Воронеж. В этот же день был образован Воронежский фронт. Совинформбюро в течение нескольких недель так и не решалось сообщить стране страшную правду о бьющемся не на жизнь, а на смерть городе, заменяя ее обтекаемыми словами «...упорные бои в районе Воронежа».
Не все благополучно было с информированием и у германцев, так командующий группой армий "Юг" фон Бок доложил гитлеру о полном взятии города, однако эта информация оказалось неверной и не соответствовала действительному положению дел, в результате бои за Воронеж отразились на судьбе самого фон Бока, в дальнейшем он в был отстранён от командования группой армий «Юг» (официальная формулировка — по болезни) и отправлен в резерв фюрера.
Германское командование и далее пыталось развит свой успех, то есть захватить весь город, однажды фашистам удалось даже переправиться на левый берег Воронежа южнее города, но при продвижении в сторону центра, их подразделения были атакованы нашим истребительным батальоном и в результате полностью уничтожены, больше попыток захватить левобережную часть города немцы не предпринимали, а думали только об одном как удержать свои позиции.
Все мы знаем про Невский пятачок при обороне Ленинграда, но мало кто знает что был свой Невский пятачок и в Воронеже, это Чижовский плацдарм, в конце августа и сентябре 1942 года командование Красной Армии предприняло попытки закрепить за собой плацдарм на правом берегу Воронежа. Не с первого раза, но нашим войскам это удалось. Чижовский плацдарм, прозванный у солдат «долиной смерти», начинался от заливных лугов правобережья и поднимался на крутые береговые холмы южной части города. Чтобы попасть на плацдарм войскам было необходимо форсировать реку Воронеж, для форсирования реки советские военные инженеры придумали и применили подводную переправу, бойцы по ночам сооружали эту переправу из бетонных осколков и битого кирпича, на полметра прикрытую водами реки и невидимую с воздуха. По ней в одну из ночей на правый берег была переправлена техника и пехота, в результате внезапно нанесенного удара, был захвачен плацдарм в правобережной части города который не смотря на неоднократные попытки врага отбросить наши войска, продолжал оставаться за нашими бойцами. Сражение на Чижовке не прекращалось до самого освобождения города, сколько там погибло наших солдат, точно так и неизвестно, до сих пор в этих местах продолжают находить останки бойцов, ныне в братской могиле на Чижовском плацдарме захоронено более 15 000 человек, но известны фамилии только 3545 человек. Это самое большое захоронение времен Великой Отечественной войны в Воронеже. Именно от Чижовки был нанесен один из главных ударов по вражеским войскам при освобождении города в январе 1943г..
В итоге в ходе не прекращавшихся кровопролитных боев на воронежском направлении была скована боями огромная группировка противника, которую германцам так и не удалось использовать под Сталинградом. О серьезности этого участка фронта для немцев говорит и то, что в разгар боев в Воронеж ими была переброшена дивизия даже из под Сталинграда. Битва за Воронеж создала все условия и предпосылки для Победы наших войск под Сталинградом.
Осенью 1942 года во вражеской обороне у Воронежа образовался выступ, своего рода «Воронежская дуга», глубиной около 100 километров при длине основания около 130 километров. Внутри этого выступа располагались 10 немецких дивизий 2-й армии и 2 венгерские дивизии. Советское Верховное Главнокомандование решило нанести удар по флангам этого выступа. Воронежско-Касторненская операция началась 24 января 1943 года, в результате этой операции 25 января были полностью освобождены все районы города оккупированные германцами, а на всем воронежском направлении вся вражеская группировка оказалась в полном окружении, получился так называемый Сталинград на верхнем Дону. Ожесточённые бои продолжались до 17 февраля. Противник пытался прорвать окружение, но был разгромлен. Враг потерял до 11 дивизий (9 германских и 2 венгерских), почти всё тяжёлое вооружение и технику. Разгром немецко-фашистских войск под Воронежем в ходе Воронежско-Касторненской операции с полным правом позволяет говорить о ней как о крупном успехе советских войск в 1943 году.
Сам город Воронеж оказался третьим, после Ленинграда и Севастополя, по длительности нахождения на линии фронта, 212 дней и ночей линия фронта проходила непосредственно через город. За всю войну было только два города - Сталинград и Воронеж, где линия фронта проходила через сам город. Воронеж вошел в число 12 городов Европы, наиболее пострадавших во Второй мировой войне и в число 15 городов СССР, требующих немедленного восстановления, всего было уничтожено до 95% всех зданий города.
Надолго запомнили Воронеж и наши враги , особенно венгры, они под Воронежем практически потеряли всю свою наиболее боеспособную армию, а всего на воронежском направлении было уничтожено 26 немецких дивизий, 2-я венгерская (полностью) и 8-я итальянская армия, а также румынские части. Количество пленных было больше, чем под Сталинградом, общее количество пленных вражеских солдат , взятых в районе Воронежского фронта, составило порядка 75 000 солдат и офицеров.
При этом по различным данным потери немецких войск и их союзников составили 320 тысяч солдат и офицеров. Еще больше потеряла наша армия, в сражениях на воронежской земле погибло около 400 000 советских воинов.
В годы, когда страна начала отмечать свои города особым титулом «Город-Герой», тогдашними воронежскими руководителями были представлены документы на присвоение этого почетного звания Воронежу. Но к сожалению отклика данная инициатива с места у московских руководителей тогда так и не нашла, ограничились только награждением города Орденом Отечественной войны I степени.
16 февраля 2008 года за героизм, проявленный защитниками города во время оккупации немецкими войсками, не давший им полностью захватить один из основных центров страны, городу присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы», так и стоит скромно Воронеж в ряду городов воинской славы, город так и не ставший Городом-Героем.
***
Почему Воронеж не Город-Герой? Горькая правда о мести
(Марина Ярославцева)
Шесть раз (от Хрущева до Горбачева) Воронеж, в ВОВ захлебнувшийся кровью, подавал на звание Героя, и шесть раз нам отказывали. Настоящий «Сталинград-на-Дону» остался в несправедливой тени истории…
Я воспитывалась бабушкой, которая ребенком переживала войну, и прабабушкой, что была в городе во время его оккупации. С самого детства слышала жуткие рассказы воронежцев о том, какие страшные битвы тут проходили, про разрушенный до основания город, про реки крови, залившие эти улицы и про удивительное героическоге его освобождение. Мы не пропускали ни одного Дня Победы, носили живые цветы — первую сирень и тюльпаны — на Памятник Славы. Чижовский Плацдарм — место, святое практически для каждого жителя нашего города…
«Город-Фронт» — второе имя Воронежа. Почему же нашему городу не дали Героя?
Потому что «Мадьяр в плен не брать?», как я раз слышала, но тогда не поняла, что это значит?…
Я всю свою сознательную жизнь в душе удивлялась — почему так? И только в этом году решила взяться за изучение вопроса.
…Вещи, которые я узнала, даже для меня, жителя Воронежа, оказались совершенно неожиданными.
Начнем с того, что линия фронта проходила через город. САМ ГОРОД. В течение 212 дней (что больше Сталинградской битвы) один берег был захвачен фашистами, второй героически стоял — насмерть. Город так и не покорился врагу, не смотря на то, что его стирали с лица земли.
Например, 4 и 5 июля было совершено до 2 ТЫСЯЧ вылетов с забрасыванием бомбами наших районов (знаю, что все дома частного сектора, в котором я жила, были построены после войны из камней, что оставались после бомбежек — 98% — вы только вдумайтесь в эти цифры! — домов были превращены в руины). А 13 июня был налет на детский парк…. он был устроен как охота за детьми — там гуляли около сотни детей… Сейчас кажется, что такого вообще не могло быть в человеческой истории.
Воронеж было «полезно» уничтожить. До Москвы — рукой подать, но цель была еще и Кавказ с нужной Гитлеру нефтью. К тому же именно наши заводы выпускали легендарную военную технику: знаменитые «катюши», штурмовики Ил-2 и радиостанции «Электросигнала».
Как же получилось, что через два дня после начала боев за город Гитлеру сообщили: «Фюрер, Воронеж в наших руках!»? Оборона не ожидала удара (были всего лишь батальоны НКВД, коммунистические отряды и ополченцы), и увы — оказалась захвачена часть правого берега часть города. Но что началось потом? Это было месиво, такого сопротивления никто не ожидал в принципе — например, за один день нашими войсками было уничтожено 13 тысяч солдат противника и 73 танка.
Чижовка…. Чижовский плацдарм… Ночами под водой строили переправу, чтобы ее не было видно с самолетов — из битого битона, камней, кирпича — и когда она была сделала, по ней с левого берега на правый хлынула техника и пехота, подкрепление (мостов же уже небыло…). Тут захоронено 15 тысяч воинов… а известны имена только 3,5 тысяч…. На этом месте я хочу встать и помолчать минуту….
Говорили, мол, городу не дали Героя, потому что наши войска оставили Правый Берег. Это была стратегическая ошибка одного военноначальника, а при чем тут люди?! Знаете ли вы, что наш город практически беспрецедентен в плане того, что местные жители НЕ БЫЛИ полицаями, администрация формировалась исключительно из оккупантов, а не из предателей, КАК ОБЫЧНО?! Что все местные, как один, решили биться до конца, не принимая новую власть?
Геббельс говорил: «В среде трудно контролируемого населения действуют околдованные большевиками фанатики. Их не останавливают даже массовые расстрелы», и он был прав, хотя не было столба, дерева и памятника, где, для устрашения, не висел бы убитый воронежец, действовало целых 165 партизанских отрядов!
Приведу страшные цифры. Длительность уличных боев в нашем городе даже больше, чем была в Сталинграде. Было убито около 100 тыс. воронежцев-солдат. По потерям мирного населения город занял второе место после Ленинграда (только ВДУМАЙТЕСЬ!!!). А количество пленных, которые были взяты в боях у нас, превысило численность взятых в плен под Сталинградом (более ста тысяч фашистских солдат).
За что венгры впали в такую немилость, если щадили даже немцев, но не их?
Безумная жестокость мадьяр повергла в удивление даже немецкое руководство, и их переводили на хозяйственные работы. Это было безумие психопатов. Воронежцев пилили пилами, больных из захваченного госпиталя хоронили живьем (сотни людей), малышей поднимали на пиках, массово пытали пленных, вырезая звезды на телах, перебили всех пациентов и врачей психиатрической клиники… и это не все.
О зверствах мелких людишек, которые хотели выслужиться перед фюрером, знали все, кто шел освобождать город. Среди русских солдат было негласное решение: «МАДЬЯР В ПЛЕН НЕ БРАТЬ!». Сказано – сделано. По разным источником в нашей земле осталось от 150 до 250 тысяч венгров. Сколько точно я не нашла, возможно, кто то из моих читателей поделится информацией, но во всей России больше нет такого большого венгерского кладбища, как у нас.
…Неизвестно, как закончилась бы война, если бы Воронеж сдался, ведь битва шла ОДНОВРЕМЕННО с битвой за Сталинград, а наш город приковал к себе около 30 дивизий противника из 90, двигавшихся именно туда, а это треть (!!!) немецких войск, которые должны были участвовать как раз в захвате Сталинграда. Немцы потеряли более трехсот тысяч военных, в тч итальянские и румынские части и полностью — вторую венгерскую дивизию. А ведь немцы Воронеж хотели захватить по пути туда, так сказать — «между прочим». Российская сторона тут потеряла около полумиллиона жителей нашей страны. Воронеж как ожерельем окружен братскими могилами солдат самых разных национальностей… 180 только в окрестностях города.
…Но как было объяснить мировому сообществу, когда подписывался Варшавский договор, что немцев было взято в плен 75 тысяч, а венгров — ни одного? Не проще ли убить одним выстрелом несколько зайцев?
1. Сделать вид, что венграм не отомстили, вырезав под чистую всех, до кого смогли добраться;
2. Не распылять героизм Сталинграда на две части, ведь один такой случай — уникальный, два — уже норма;
3. Не привлекать внимание к городу в плане туризма, тк город забит секретными предприятиями (много предприятий, делающих разработки в области авиационной и космической техники);
…Времена меняются и Россия уже перестает заискивающе заглядывать в рот «мировому сообществу».
Поэтому я очень надеюсь, что нас услышат и справедливость восторжествует и это будет для нашего города второй ДЕНЬ ПОБЕДЫ.
Пока еще живы остатки тех, кто прошел воронежский ад.
Пока еще не рассыпались в прах кости воинов, отдавших свою жизнь за нашу свободу.
***
Воронеж оказался единственным городом Европы, где оккупационный фашистский режим не смог установить свою администрацию и назначить бургомистра. На призывы гитлеровцев записываться в полицию не пришёл ни один человек. Воронежцы относились к гитлеровцам с особой яростью из-за трагедии 13 июня 1942 года, когда три бомбы, сброшенные фашистами на городской сад Пионеров, убили более 300 детей. В самом городе вспыхнула партизанская война.
За время оккупации, население Воронежской области сократилось на 1млн человек.
Источник |