Конспект по заградотрядам в СССР
• Часть 1. Жарое лето 41-го
• Часть 2. От осени до весны
• Часть 3. От «ни шагу назад» до Победы.
В ходе Великой Отечественной войны ведомственная принадлежность, состав и функции заградотрядов неоднократно менялись.
В феврале 1941 года до этого единый наркомат НКВД был разделён на два: НКВД и НКГБ. Военная контрразведка в порядке этой реорганизации 08.02.1941 года была выведена из состава НКВД и передана в НКО (Народный Комиссариат Обороны) и НКВФ (Народный Комиссариат Военного Флота), путём преобразование в 3-и управления соответствующих наркоматов.
27 июня 1941 года 3-е управление НКО СССР издаёт директиву №35523 о работе своих органов в военное время. В частности, в нём говорилось:
«Организация подвижных контрольно-заградительных отрядов на дорогах, железнодорожных узлах, для прочистки лесов и т. д., выделяемых командованием с включением в их состав оперативных работников органов Третьего управления с задачами:
а) задержания дезертиров;
б) задержания всего подозрительного элемента, проникшего на линию фронта;
в) предварительного расследования, производимого оперативными работниками органов Третьего управления НКО (1-2 дня) с последующей передачей материала вместе с задержанными по подсудности».
То есть, первоначально заградотряды должны были осуществлять только задержание дезертиров, а также оказавшегося возле линии фронта подозрительного элемента и вести предварительное расследование, после чего передавать задержанных со всеми собранными на них материалами в соответствующие судебные органы.
В июле 1941 года два ранее разделённых наркомата НКВД и НКГБ вновь были соединены в один — НКВД под руководством Л. П. Берия.
17.07.1941 года постановлением ГКО №187сс органы 3-его управления НКО преобразовывались в Особые отделы, а также передавались в подчинение НКВД. При этом Особым отделам предоставлялось право ареста дезертиров, а в особо необходимых случаях и расстрела их на месте.
Для обеспечения возложенных оперативных мероприятий приказом НКВД СССР №00941 от 19.07.1941 года вводились в штат при Особых отделах:
а) дивизий — отдельные стрелковые взвода;
б) армий — отдельные стрелковые роты;
в) фронтов — отдельные стрелковые батальоны.
Все эти отдельные части укомплектовывались личным составом из войск НКВД.
Для выполнения своих задач Особые отделы, кроме всего прочего, выставляли и заградотряды в тылу наших войск. О правах, обязанностях и функцих таких отрядов в то жаркое лето 1941 года можно судить, например, по инструкции для Особых отделов НКВД Северо-Западного фронта (ориентировочно июль — август месяц):
Ǥ4
а) Особые отделы организуют службу заграждения путём выставления засад, постов и дозоров на войсковых дорогах, дорогах движения беженцев и других путях движения, с тем чтобы исключить возможность какого бы то ни было просачивания военнослужащих, самовольно оставивших боевые позиции...
...
в) всех установленных дезертиров немедленно арестовывают и ведут следствие для предания их суду военного трибунала. Следствие заканчивают в течение 12-часового срока...
…
д) в особо исключительных случаях... начальнику Особого отдела предоставляется право расстрела дезертиров на месте. О каждом таком случае начальник Особого отдела доносит в Особый отдел армии и фронта...
…
ж) [Особые отделы] ведут количественный учёт всех задержанных и направленных в части и персональный учёт всех арестованных и осуждённых.»
Из приведённого отрывка видно, что основными функциями Особых отделов образца августа 41-ого были:
а) задерживать;
б) вести предварительное следствие.
Дальнейшую же судьбу арестованного решал военный трибунал кроме редких, исключительных ситуаций, но и над арестованными (не путать с задержанными и направленными в части) и уж тем более над расстрелянными ведётся строгий персональный учёт.
По мере получения опыта работы в условиях военных действий и общего отступления Красной Армии, стало понятно, что служба заграждения имеет существенное значение в организации правильного функционирования всего военного организма. Так, в директиве Управления Особых отделов НКВД СССР №39212 от 28.07.1941г. «Об усилении работы заградотрядов по выявлению и разоблачению агентуры противника», в частности, говорится:
«...Одним из серьёзных средств выявления засылаемых к нам агентов германской разведки являются организованные заградительные отряды, которые должны тщательно проверять всех без исключения военнослужащих, неорганизованно пробирающихся с фронта в прифронтовую полосу, а также военнослужащих, группами или в одиночку попадающих в другие части...
В целях выявления и беспощадного уничтожения агентуры противника в частях Красной Армии предлагаю:
1. Усилить работу заградительных отрядов, для чего чётко выделить в отряды опытных оперативных работников. Установить, как правило, что опрос всех без исключения задерживаемых должен производиться только оперработниками...»
Основные задачи заградотрядов Особых отделов НКВД директива описывала так:
а) борьба с дезертирством;
б) борьба с бандформированиями (особенно отличались в этом вопросе Прибалтика и Западная Украина);
в) оперативные мероприятия по охране тыла;
г) очистка тылов от вражеской агентуры после освобождения советских территорий от оккупантов;
д) работа по заброске нашей агентуры в ближайший немецкий тыл.
Упоминания о действиях загрядотрядов в то – самое трагическое – лето можно найти и в литературе, и в кино. Например, командир на мосту через Березину или сбор группы Иванова из книги Симонова «Живые и мёртвые» и поставленного по ней фильма, хорошо показывают работу таких отрядов в начале войны как их воспринимал человек военный. С другой же стороны, со стороны бойца заградотряда, картина происходящего замечательно описана в эпизоде воспоминаний Таманцева в книге Богомолова «Момент истины».
Источник |