Наталья Морозова: «Какую же прекрасную страну мы потеряли!
И какие же прекрасные люди жили и работали в той стране. Да что там говорить, если прекрасны даже осколки от погубленной страны...» |
||||
Великая Страна СССР |
||||
|
ПЯТИЛЕТНИЕ ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР |
ПЯТИЛЕТНИЕ ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР, основная форма планирования социально-экономич. развития страны, органич. часть системы планов, включающей долгосрочные, среднесрочные (пятилетние) и текущие нар.-хоз. планы (см. Планирование народного хозяйства). Гл. назначение пятилетних планов - воплощать поставленные Коммунистич. партией на данный конкретный отрезок времени социальные, экономич. и научно-технич. задачи в систему заданий и мероприятий, обеспечивающих условия и предпосылки для осуществления целей долгосрочного плана, вытекающих из Программы КПСС. Пятилетние планы конкретизируют цели долгосрочного плана, намечают последовательность и сроки их достижения, предусматривают систему мероприятий для более глубокого технико-экономич. обоснования задач, стоящих перед нар. х-вом страны в ближайшие годы. При этом каждый пятилетний план имеет свою гл. экономич. задачу, соответствующую особенностям данного периода, и представляет собой новую ступень в хоз.-политич. развитии страны. Посредством пятилетних планов Сов. гос-во направляет ресурсы на решение задач по созданию материально-технической базы коммунизма и повышению благосостояния народа. При разработке П. п. р. н. х. обеспечивается прежде всего соответствие их требованиям объективных экономич. законов социализма: они основываются на совр. достижениях и перспективах развития науки и техники с учётом обществ. потребностей и реальных возможностей их удовлетворения. В пятилетних планах определяются темпы и пропорции, объёмы произ-ва и капитального стр-ва по отраслям и в терр. разрезе, задания по разработке и внедрению в нар. х-во новой техники и технологии, развитию концентрации, углублению специализации и расширению кооперирования произ-ва, рациональному размещению производит. сил, развитию внешних экономич. связей, особенно со странами - членами СЭВ, мероприятия по повышению материального благосостояния и культурного уровня сов. народа и решению широкого круга назревших социальных проблем, а также мер по совершенствованию в плановом периоде управления, планирования и хозяйствования. Важнейшие требования к содержанию пятилетнего плана - повышение на основе ускорения темпов технич. прогресса эффективности обществ. произ-ва путём улучшения использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, снижения себестоимости продукции, роста производительности труда, более полного использования производств. мощностей, сокращения затрат сырья, топлива, материалов на единицу продукции, непрерывного повышения качества, ускорения стр-ва новых объектов и их освоения; обеспечение комплексного развития х-ва союзных республик и экономич. р-нов с учётом нац. и др. особенностей. Задания пятилетних планов конкретизируются и уточняются в годовых нар.-хоз. планах с учётом хода развития экономики страны, изменений обществ. потребностей в той или иной продукции, материальных и финанс. ресурсах. Как показал опыт, пятилетний срок для среднесрочных планов является оптимальным. В течение этого периода могут быть построены крупные предприятия и сооружения, осуществлены большие работы по внедрению новой техники в произ-во, по освоению новых природных месторождений и закладке основ создания пром.-терр. комплексов, завершён цикл подготовки специалистов с высшим образованием, развиты науч. исследования в наиболее перспективных направлениях научно-технич. прогресса. П. п. р. н. х. разрабатываются по поручению партии и Сов. пр-ва государственными, ведомственными и производственными плановыми органами и науч. учреждениями в два этапа. Первый этап - разработка основных направлений развития нар. х-ва страны на плановый период - укрупнённая модель будущего плана. Его задача - выявить наиболее принципиальные, узловые проблемы планового периода и определить пути и средства их решения. Науч. учреждения подготавливают прогнозы и др. предплановые материалы и предложения. Прогнозы научно-технич. прогресса, роста населения и трудовых ресурсов, запасов полезных ископаемых и по др. проблемам играют особо важную роль на начальной стадии работы над планом, когда определяются его гл. задачи и осн. параметры. В последующем прогнозы уточняются, и их данные используются для обоснования намечаемых в пятилетнем плане заданий (см. Прогноз экономический, Прогноз научно-технический). Предприятия, производств. объединения, мин-ва, союзные республики и местные сов. органы готовят предложения к проекту осн. направлений развития нар. х-ва СССР на предстоящее пятилетие. Эти предложения наряду с прогнозами составляют основу для разработки Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР проекта осн. направлений развития нар. х-ва СССР. Данные и материалы осн. направлений используются при подготовке проекта Директив съезда КПСС по очередному пятилетнему плану. ЦК КПСС выносит проект Директив на всенародное обсуждение, и с учётом его результатов проект рассматривается на очередном съезде партии. Директивы съезда КПСС по пятилетнему плану представляют собой программу осуществления экономич. политики партии, решения важнейших социально-экономич. и научно-технич. проблем в плановом периоде. В них находят отражение осн. параметры плана - задания по росту национального дохода и совокупного общественного продукта, по развитию отраслей, х-ва союзных республик и экономических р-нов страны, произ-ву важнейших видов продукции в натуральном выражении, наращиванию осн. фондов, развитию науч. исследований и внедрению их результатов в нар. х-во, росту производительности труда и реальных доходов на душу населения, а также др. важнейшие показатели, направленные на укрепление производств. потенциала страны и решение социальных проблем. Показатели осн. направлений разрабатываются на последний год пятилетия. Второй этап - составление на основе утверждённых съездом КПСС Директив развёрнутого пятилетнего плана развития нар. х-ва СССР с распределением заданий по годам мин-вам СССР, союзным республикам и экономич. р-нам страны. В этих целях Госплан СССР сообщает мин-вам и союзным республикам задания, вытекающие для них из Директив, на основании к-рых они разрабатывают проекты планов по соответствующей отрасли или республике и представляют их в Сов. Мин. и Госплан СССР. Последний рассматривает их и с участием мин-в и Госпланов союзных республик составляет сбалансированный проект пятилетнего плана развития нар. х-ва СССР в отраслевом и территориальном аспектах, а также по важнейшим комплексным программам и представляет его на рассмотрение пр-ва. После обсуждения и внесения уточнений Сов. Мин. СССР одобряет проект пятилетнего плана и направляет его в Верх. Совет СССР. П. п. р. н. х., утверждённый сессией Верховного Совета СССР, приобретает силу закона. После этого задания плана доводятся до всех исполнителей. Исходя из этих заданий уточняются проекты пятилетних планов развития х-ва союзных и авт. республик, краёв, областей, городов и адм. р-нов, к-рые утверждаются соответственно сессиями Верх. Советов союзных и авт. республик и сессиями Советов депутатов трудящихся краёв, областей и административных р-нов. Пятилетние планы предприятий и объединений утверждаются вышестоящим хоз. органом по установленному кругу директивных показателей. План по полному кругу показателей утверждается руководителем соответствующего осн. звена экономики (производств. объединения, предприятия, орг-ции). Все эти планы - органич. составная часть единого пятилетнего плана развития нар. х-ва СССР. П. п. р. н. х. СССР в процессе их разработки координируются с пятилетними планами стран - членов СЭВ. В итоге заключаются договоры с этими странами о взаимных поставках товаров, специализации и кооперировании произ-ва, совместном сооружении предприятий и объектов, проведении науч. исследований и т. д. На основе пятилетних планов во всех звеньях нар. х-ва разрабатываются и утверждаются текущие (годовые) нар.-хоз. планы. При их составлении учитываются новые возможности междунар. разделения труда, вновь открытые месторождения полезных ископаемых, изменения потребностей в том или ином виде продукции. В итоге выясняются предпосылки, складывающиеся в данном году для выполнения заданий пятилетнего плана, и предусматриваются меры, обеспечивающие их успешную реализацию. Важную роль играет проверка выполнения пятилетних планов: обеспечение своевременной и правильной реализации целей, задач и осн. положений плана в текущих нар.-хоз. планах. Особое внимание при этом уделяется таким разделам текущих планов, как развитие науч. исследований и внедрение в нар. х-во новой техники, геологоразведочные работы, проектно-изыскательские работы для строительства будущих лет, капитальные вложения по сферам и отраслям, развитие общего образования, подготовка науч. работников, специалистов и квалифицированных рабочих, размещение производит. сил, совершенствование управления. В процессе разработки и организации выполнения планов совершенствуются методология и методика планирования, повышается уровень науч. обоснования предусматриваемых в них заданий. Начиная с 4-го квартала 1928 развитие нар. х-ва СССР осуществляется на основе пятилетних планов, воплотивших в себе ленинские идеи и теорстич. положения о перспективном планировании, социальную и экономич. политику КПСС. Каждая пятилетка является крупной вехой в социальном, экономич. и технич. развитии страны, знаменует качеств. сдвиги в пропорциях и структуре обществ. произ-ва. Первый пятилетний план (1929-32) был разработан на основе Директив Пятнадцатого съезда ВКП(б) (1927), утверждён 5-м Всесоюзным съездом Советов (1929). Он явился логическим продолжением и развитием идей долгосрочного плана ГОЭЛРО. Гл. задача 1-й пятилетки состояла в построении фундамента социалистич. экономики, дальнейшем вытеснении капиталистич. элементов города и деревни, в укреплении обороноспособности страны. План предусматривал задания и мероприятия, направленные на превращение СССР из аграрной в развитую индустриальную державу, на коллективизацию значит. числа крест. х-в. Работа по подготовке плана проходила в острой борьбе против троцкистов, отстаивавших лозунг т. н. "сверхиндустриализации", и правой оппозиции, требовавшей равнения на "узкие места" в нар. х-ве, низких темпов развития, особенно отраслей тяжёлой промышленности. Центральной частью плана явилась его строит. программа, к-рая была направлена на осуществление коренных сдвигов в технике произ-ва, его организации (преобладание крупных социалистич. предприятий) и размещении. При этом учитывались технико-экономич. показатели будущих предприятий, необходимость быстрого развития х-ва нац. окраин. Общий объём капитальных вложений за пятилетие составил 7,8 млрд. руб., что в 2 раза больше, чем было вложено за предыдущие 11 лет (1918-28). Половина всех капитальных вложений направлялась на развитие пром-сти (из них св. 75% в отрасли тяжёлой индустрии) и транспорта. Ряд производств. и строит. заданий 1-го пятилетнего плана был дополнен и конкретизирован решениями 16-го съезда партии о создании 2-й угольно-металлургич. базы на Урале и в Сибири. Осн. источниками капитальных вложений были прибыль и рентные доходы гос. и кооп. предприятий. Важную роль играли средства трудящихся, получаемые гос-вом посредством выпуска и размещения среди рабочих, колхозников и служащих облигаций гос. займов. Для выполнения строит. программы была повышена доля накопления в нац. доходе с 21,3% в 1928 до 26,9% в 1932. Широко развернулось социалистическое соревнование за досрочное выполнение пятилетки. В результате пятилетка была выполнена за 4 года и 3 месяца. Введено в действие 1500 новых крупных гос. пром. предприятий, заново создан ряд новых отраслей: тракторо-, автомобиле-, станко- и приборостроение, произ-во алюминия, авиац. и химич. пром-сть. В чёрной металлургии - важнейшей отрасли тяжёлой пром-сти, ставшей основой индустриализации страны, созданы электрометаллургия, произ-во ферросплавов и сверхтвёрдых сплавов, качеств. сталей. Коренным образом реконструированы нефтяная и др. отрасли тяжёлой пром-сти. Вступили в строй Днепрогэс им. В. И. Ленина, Зуевская, Челябинская, Сталинградская и Белорусская районные тепловые электростанции. Создана 2-я угольно-металлургич. база на востоке СССР - Урало-Кузнецкий комбинат. Построены Кузнецкий и Магнитогорский металлургич. комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе, Кузбассе и Караганде, Сталинградский и Харьковский тракторные з-ды, Московский и Горьковский автомобильные з-ды, Кондопожский и Вишерский целлюлозно-бум. комбинаты, Березниковский азотнотуковый з-д, Ивановский меланжевый комбинат, 1-й Гос. подшипниковый з-д в Москве и мн. др. предприятия. Нац. доход СССР увеличился почти в 2 раза, пром. произ-во - более чем в 2 раза, производительность труда в пром-сти - на 41%. Произошли крупные структурные сдвиги в пром-сти и во всей экономике страны. Удельный вес продукции группы "А" в валовой продукции всей пром-сти повысился с 39,5% в 1928 до 53,4% в 1932. Доля пром-сти в общем объёме валовой продукции пром-сти и с. х-ва увеличилась с 51,5% до 70,2%. Продукция машиностроения и металлообработки выросла в 4 раза. В 1932 почти 78% посевных площадей принадлежало колхозам, совхозам и др. гос. х-вам, к-рые давали 84% товарной зерновой продукции страны. В годы пятилетки проведена осн. работа по осуществлению плана ГОЭЛРО. Программа стр-ва электростанций, намеченная этим планом, была перевыполнена. Мощность электростанций СССР за эти годы возросла почти в 2,5 раза, выработка электроэнергии - в 2,7 раза. Социалистич. индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства сопровождались значит. расширением культурной базы, ростом числа квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Численность учащихся в высших учебных заведениях в 1932/33 уч. г. увеличилась по сравнению с 1927/28 в 3 раза, в техникумах - более чем в 3 раза, удвоилось число учащихся в начальных школах. В итоге выполнения задач 1-й пятилетки построен фундамент социалистич. экономики - мощная тяжёлая индустрия и механизированное коллективное с. х-во, что означало утверждение социалистич. собственности на средства произ-ва. В стране была ликвидирована безработица и введён 7-часовой рабочий день. Особенно значительный хозяйственный и культурный рост происходил в республиках и областях. При общем по Союзу увеличении произ-ва в 2 раза, в нац. республиках и областях этот показатель возрос в 3,5 раза. Линия на ускоренную индустриализацию нац. республик и областей проводилась и в последующих пятилетках. Успехи 1-й пятилетки развеяли миф бурж. печати о нереальности сов. экономич. планов, неоспоримо показали огромные возможности и преимущества социалистич. планового хозяйства. Второй пятилетний план (1933-37) утверждён Семнадцатым съездом ВКП(б) (1934). План ставил важные социалыю-экономич. задачи: окончательную ликвидацию капиталистич. элементов, полное устранение причин, порождающих эксплуатацию человека человеком, завершение создания технич. базы во всех отраслях. В результате выполнения плана было в основном построено социалистич. общество, материально-технич. база социализма, сложилась новая классовая структура сов. общества, укрепилось братское сотрудничество народов СССР. Социалистич. система х-ва стала господствующей. Удельный вес социалистич. сектора в производств. фондах страны составил 99%. в т. ч. государственный - 90%. Почти 95% всего населения было занято в социалистич. х-ве и тесно с ним связано (рабочие, колхозники, служащие, кооперированные кустари, учащиеся). В 1937 в социалистич. х-ве произведено 99% нац. дохода, 99,8% валовой продукции пром-сти и 98,5% валовой продукции с. х-ва. Розничный товарооборот на все 100% обеспечивался гос. и кооп. торговлей. Капиталистич. элементы в городе и деревне были полностью ликвидированы. Нац. доход вырос в 2,1 раза, пром. продукция - в 2,2 раза, в т. ч. продукция машиностроения - в 2,8 раза, продукция химич. пром-сти - в 3 раза по сравнению с 1932. Выработка электроэнергии увеличилась в 2,7 раза. Значит. развитие получили отрасли топливной пром-сти на более высокой технич. базе. При этом быстрыми темпами осваивались новые топливные р-ны. При удвоении добычи угля в целом по стране его добыча в Кузбассе увеличилась в 2,6 раза. Добыча нефти возросла в целом на 37%, при этом в Башкирии и Казахстане - почти в 4 раза. Доля продукции пром-сти в общем объёме продукции пром-сти и с. х-ва повысилась с 70,2% в 1932 до 77.4% в 1937. 80% всей пром. продукции было получено на предприятиях, вновь построенных или полностью реконструированных за годы 1-й и 2-й пятилеток. Рост пром. и с.-х. производства и сдвиги в его размещении потребовали ускоренного развития всех видов транспорта. Грузооборот ж.-д. транспорта увеличился за пятилетие более чем в 2 раза. Производительность труда в пром-сти выросла на 90% , что явилось результатом повышения технич. уровня, крупных успехов в освоении новой техники. Была завершена коллективизация с. х-ва, создан колх. строй. В конце 1937 в с. х-ве работало 456 тыс. тракторов (в физич. единицах) и ок. 129 тыс. комбайнов. Продукция с. х-ва увеличилась в 1,3 раза, в т. ч. валовая продукция зерновых культур - в 1,7, а продукция хлопка - в 2 раза. Посевные площади с.-х. культур составили в 1937 135,3 млн. га. В 2 раза возросло произ-во товаров нар. потребления. Было достигнуто ускорение темпов роста произ-ва обеих групп пром-сти. Если в 1-й пятилетке коэфф. опережения темпов роста группы "А" по сравнению с темпами роста группы "Б" составлял 2,4, то во 2-й пятилетке он снизился до 1,3. В результате выполнения строит. программы 2-й пятилетки (объём капитальных вложений составил 19,9 млрд. руб., т. е. в 2,3 раза больше, чем в 1-й пятилетке) было введено в действие 4500 крупных гос. пром. предприятий. В числе крупнейших - Уральский и Краматорский заводы тяжёлого машиностроения, Уральский вагоностроительный и Челябинский тракторный заводы, Криворожский, Новолипецкий, Новотульский металлургич. заводы, металлургич. з-ды "Азовсталь" и "Запорожсталь", Ташкентский текстильный и Барнаульский хлопчатобумажные комбинаты и мн. др. предприятия. Осуществлена программа ж.-д. стр-ва, введены в действие крупные сооружения водного транспорта - Беломорско-Балтийский канал и канал им. Москвы (см. Москвы имени канал). Вошли в строй: Дубровская, Новомосковская, Кемеровская, Среднеуральская районные тепловые электростанции; Нижнесвирская, Рионская и Канакерская гидроэлектростанции. В 1935 введена в эксплуатацию первая очередь Моск. метрополитена. В больших масштабах развернулось жилищное и социально-культурное строительство. Вырос материальный и культурный уровень жизни трудящихся. Было введено всеобщее начальное обучение, широкое развитие получило общее среднее, среднее специальное и высшее образование. Большое внимание уделялось формированию новой, советской интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса и крестьянства; продолжалось осуществление культурной революции. В 1934 40% принятых в вузы составляли выпускники рабфаков. Значительно увеличилась сеть театров, кино, клубов и библиотек. Широкое развитие получило здравоохранение. Выросло число санаториев и домов отдыха. В третьем пятилетнем плане (1938-42), утверждённом Восемнадцатым съездом ВКП(б) (1939), намечалось сделать важный шаг по пути решения осн. экономич. задачи СССР - догнать и перегнать индустриально развитые капиталистич. страны в экономич. отношении, т. е. по произ-ву продукции на душу населения. В решениях съезда указывалось, что, построив в основном социализм, СССР вступил в полосу завершения строительства социалистич. общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму. С учётом сложной междунар. обстановки в плане предусматривалось не только повышение индустриальной мощи, укрепление колх. строя, рост материального благосостояния народа, но и дальнейшее усиление обороноспособности страны, создание крупных гос. резервов. За первые 3 года пятилетки валовая продукция всей пром-сти увеличилась на 45%, а машиностроения - более чем на 70%. За 3 1/2 года пятилетки (1938 и 1-е полугодие 1941) капитальные вложения в нар. х-во составили 21 млрд. руб., было введено в действие 3000 новых крупных гос. пром. предприятий. Вступили в строй Кураховская, Кувасайская и Ткварчельская районные тепловые электростанции; Угличская и Комсомольская гидроэлектростанции. Были построены Новотагильский и Петровск-Забайкальский металлургич. з-ды, Среднеуральский и Балхашский медеплавильные з-ды, Уфимский нефтеперерабат. з-д, Московский з-д малолитражных автомобилей, Енакиевский цементный з-д, Сегежский и Марийский целлюлозно-бум. комбинаты и др. В 1940 численность рабочих и служащих в нар. х-ве выросла до 31,2 млн. человек по сравнению с 11,4 млн. в 1928. Был создан единый тип проф.-технич. учебных заведений, призванных готовить квалифицированные кадры для всех отраслей произ-ва и сферы бытового обслуживания. В кон. 30-х гг. было осуществлено в основном 7-летнее обучение. Значительно возрос приём в высшие и средние специальные учебные заведения. Широкое развитие получила аспирантура при вузах и н.-и. ин-тах. Успешное выполнение 3-го пятилетнего плана было прервано вероломным нападением на СССР фаш. Германии в июне 1941. В эти годы прошла проверку и выдержала испытание система сов. планирования. Возросшая экономич. мощь страны, к-рая явилась результатом выполнения планов первых пятилеток, обеспечила сов. народу всемирно-историч. победу над сильным врагом. Так, в 1940 производственные осн. фонды нар. х-ва увеличились в 2,4 раза по сравнению с 1928, нац. доход - более чем в 5 раз, валовая продукция пром-сти - в 6,5 раза, в т. ч. произ-во средств произ-ва - в 10 раз. Валовая продукция с. х-ва увеличилась на 32%, посевные площади с.-х. культур составили в 1940 150,6 млн. га по сравнению с ИЗ млн. в 1928. В результате превосходства в темпах экономич. развития СССР накануне 2-й мировой войны 1939-45 занял по объёму пром. произ-ва 1-е место в Европе и 2-е в мире. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 в тыловых, а в последующем и в освобождённых от фаш. оккупации р-нах страны осуществлялось планомерное развитие советской экономики на основе годовых, квартальных и месячных планов. За воен. годы (с 1 июля 1941 до 1 янв. 1946) было построено 3500 новых крупных пром. предприятий и 7500 восстановлено. После окончания войны был разработан очередной четвёртый пятилетний план (1946-50), утверждённый Верх. Советом СССР в марте 1946. Он предусматривал в качестве осн. хоз.-политич. задачи восстановление разрушенных р-нов страны, достижение довоен. уровня развития пром-сти и с. х-ва, а затем и превышение этого уровня в значит. размерах и на этой основе рост материального благосостояния сов. народа. Задания плана были выполнены досрочно. Производств. потенциал страны был полностью восстановлен и существенно увеличен. В 1950 валовая продукция пром-сти по сравнению с 1940 выросла на 73%, производственные осн. фонды - на 24, нац. доход - на 64% . Капитальные вложения в нар. х-во составили 48 млрд. руб. Дальнейшее развитие получили машиностроение и химич. пром-сть, сырьевые отрасли пром-сти, укрепилась материально-техническая база с. х-ва. Восстановление х-ва освобождённых р-нов сочеталось с улучшением размещения производительных сил в стране. За годы пятилетки построено новых и восстановлено разрушенных во время войны 6200 крупных гос. пром. предприятий. Вступили в строй Нижнетуринская, Щёкинская районные тепловые электростанции, Фархадская и Храмская гидроэлектростанции, Нива-ГЭС III; Закавказский металлургич. з-д, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат. Дали продукцию Калужский турбинный з-д, Коломенский з-д тяжёлого станкостроения, Рязанский станкостроительный и Кутаисский автомобильный з-ды и др. Построены и введены в эксплуатацию газопроводы Саратов - Москва, Кохтла-Ярве - Ленинград, Дашава - Киев. Начато стр-во крупнейших энергетич. сооружений, новых оросит. каналов и систем, создание лесных полос в степных р-нах страны. Были достигнуты большие успехи в развитии сов. науки, сделаны крупные открытия и изобретения в различных областях науки и техники. Крупные мероприятия осуществлены по повышению уровня жизни народа. Восстановлено и построено в городах и рабочих посёлках жилых домов общей (полезной) площадью св. 100 млн. м2, а в сел. местности - 2,7 млн. жилых домов. Отменена (1947) карточная система на товары нар. потребления; общий уровень цен на эти товары снизился почти в 2 раза. Был начат повсеместно переход к обязательному 7-летнему обучению. 19-й съезд КПСС (1952) определил главную задачу пятого пятилетнего плана (1951-55) - дальнейший подъём всех отраслей народного х-ва на основе преимуществ. развития тяжёлой пром-сти, высоких темпов роста производительности обществ. труда, улучшения качества и ассортимента продукции. План предусматривал широкую программу повышения жизненного уровня народа. Годы 5-й пятилетки характерны мощным развитием социалистич. соревнования, появлением его новых форм: движение за комплексную экономию материалов, снижение себестоимости на каждой операции, увеличение съёма продукции с производств. площади и др. В результате выполнения плана нац. доход увеличился на 71%, производственные осн. фонды в нар. х-ве - на 62, продукция пром-сти - на 85, продукция с. х-ва- на 21%. Заложены основы создания ряда новых отраслей машиностроения, а также атомной энергетики. Объём капитальных вложений возрос на 90%. Продукция машиностроения и металлообработки выросла в 2,2 раза по сравнению с 1950; производительность труда на 1 работающего в пром-сти увеличилась на 49%. Были перевыполнены задания по увеличению выпуска товаров нар. потребления. Важной особенностью 5-й пятилетки было сближение темпов роста произ-ва средств произ-ва и произ-ва предметов потребления. Если в 4-й пятилетке темпы роста продукции группы "А" были выше темпов роста продукции группы "Б" на 36% , то в 5-й пятилетке - на 4%. Важные меры были приняты для ускорения развития с. х-ва. Посевные площади выросли со 146,3 млн. га в 1950 до 186 млн. в 1955. Освоение целинных и залежных земель, укрепление колхозов кадрами, усиление роли принципа материальной заинтересованности колхозников и др. мероприятия обеспечили увеличение роста с.-х. продукции. Построено 3200 новых крупных гос. пром. предприятий. Вошли в строй Приднепровская, Черспетская, Южно-Кузбасская, Серовская и Южно-Уральская районные тепловые электростанции. В 1954 дала ток первая в мире атомная электростанция. Вошли в строй Камская, Горьковская, Цимлянская, Каховская, Усть-Каменогорская, Мингечаурская и Гюмушская гидроэлектростанции. Построены Орско-Халиловский металлургич. комбинат и Череповецкий металлургич. з-д, Березниковский калийный и Новокуйбышевский нефтеперерабат. комбинаты и др. Закончено стр-во Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина. Вступил в строй Ленинградский метрополитен. Реальная заработная плата рабочих и служащих выросла на 39%, доходы крестьян в расчёте па 1 работающего - в 1,5 раза. Значительно расширилось экономич. сотрудничество с социалистич. странами, особенно в рамках СЭВ. Выполнение 4-го и 5-го пятилетних планов позволило значительно превзойти довоен. уровень экономич. развития страны. В 1955 стоимость всех производственных осн. фондов по сравнению с 1940 выросла в 2 раза, национальный доход - в 2,8 раза. Гл. экономич. задача шестого пятилетнего плана (1956-60) состояла в том, чтобы на базе преимущественного развития тяжёлой пром-сти, непрерывного технич. прогресса и повышения производительности труда обеспечить дальнейший рост нар. х-ва, особенно прогрессивных отраслей пром-сти, подъём с. х-ва и на этой основе значительно повысить материальное благосостояние народа. За 6-ю пятилетку нац. доход увеличился на 54% , валовая продукция пром-сти - на 64, с. х-ва - на 32%. Общий объём капитальных вложений вырос с 91,1 млрд. руб. в 5-й пятилетке до 170,5 млрд. в 6-й, или на 87% . Создавались мн. новые отрасли и производства - приборостроение, радиотехнич. и электронная, произ-во товаров культурно-бытового назначения и хоз. обихода (холодильники, стиральные машины и т. д.). Производительность труда на 1 работающего в пром-сти выросла на 37%, в строительстве- на 54 и на ж.-д. транспорте - на 48%. Объём розничного товарооборота возрос на 57%. Продолжено осуществление крупной программы освоения целинных и залежных земель. Посевные площади составили в 1960 203 млн. га. Характерная особенность пятилетнего плана - координация его заданий с планами стран - членов СЭВ. За 1956-58 вступили в строй 2690 крупных гос. пром. предприятий, завершено стр-во Волжской гидроэлектростанции им. В. И. Ленина и введена в действие высоковольтная линия электропередачи Волжская ГЭС - Москва. Вступили в строй Иркутская, Новосибирская, Кайраккумская, Ткибульская и Арзнинская гидроэлектростанции, а также Томь-Усинская, Верхнетагильская районные тепловые электростанции. Сданы в эксплуатацию Серовский ферросплавный з-д, Новогорьковский и Волгоградский нефтеперерабат. з-ды, Саратовский химич. комбинат и др. предприятия. В 1956 вошёл в строй газопровод Ставрополь - Москва. Необходимость решения ряда важных нар.-хоз. проблем, выходящих за рамки пятилетнего плана, изыскание дополнит. средств на социально-культурное стр-во, а также открытие эффективных месторождений полезных ископаемых потребовали изменения заданий на последние 2 года 6-й пятилетки и разработки семилетнего плана (1959-65). Двадцать первый съезд КПСС (1959) сформулировал гл. задачу этого плана - всестороннее развитие производит. сил, всех отраслей экономики, значит. усиление экономич. потенциала страны, обеспечение непрерывного повышения жизненного уровня народа. Особое внимание уделялось развитию совр. высокоэффективных отраслей и производств. Планировались высокие темпы роста продукции с. х-ва, а также реконструкция транспорта. Капитальные вложения распределялись по отраслям таким образом, чтобы создать предпосылки для существ. изменения структуры произ-ва в последующие годы. Намечались широкая программа технич. прогресса и дальнейшего повышения уровня концентрации, специализации и кооперирования произ-ва; упорядочение заработной платы, значит. расширение жил. стр-ва. В плане учитывалось углубление междунар. социалистич. разделения труда и развитие экономич. связей с освободившимися от колон. зависимости странами. По важнейшим показателям план был выполнен. В 1965 нац. доход увеличился на 53% по сравнению с 1958, производственные осн. фонды - на 91%, в т. ч. в пром-сти - в 2 раза, продукция пром-сти - на 84% , с. х-ва - на 15% . Производительность труда возросла по нар. х-ву на 40%, в пром-сти - на 42, в с. х-ве - на 30, в стр-ве - на 53%. Капитальные вложения в нар. х-во составили 281 млрд. руб. - на 22,2 млрд. руб. больше, чем было вложено в нар. х-во за 1918-58. Построено 5470 крупных гос. пром. предприятий, в т. ч. районные тепловые электростанции: Беловская и Назаровская в Сибири, Троицкая и Ливийская на Урале, Квнаковская в Калининской обл. и др. Вошли в строй Нововоронежская и Белоярская атомные электростанции. Построена в то время самая крупная в мире Братская гидроэлектростанция, а также Боткинская, Днепродзержинская, Бухтарминская, Кременчугская, Киевская гидроэлектростанции; Западно-Сибирский и Карагандинский металлургия, з-ды, Качканарский горно-обогатит. комбинат на Урале, Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат, Барнаульский шинный комбинат, Щёкинский химич. комбинат, Солигорские калийные комбинаты, Сумгаитский, Чарджоуский и Гомельский суперфосфатные з-ды и др. Проложен газопровод Бухара - Урал. Вступил в строй Киевский метрополитен. Осуществлены значит. сдвиги в размещении производит. сил прежде всего путём интенсивного вовлечения в хоз. оборот богатых природных ресурсов страны, особенно в вост. р-нах. Были проведены мероприятия по повышению минимальных размеров заработной платы рабочих и служащих. Отменены или снижены налоги на заработную плату для значит. части рабочих и служащих. Установлены пенсии для колхозников. Повышены минимальные размеры пенсии, сокращены рабочий день и рабочая неделя, улучшено медицинское, культурное и бытовое обслуживание населения. Реальные доходы в расчёте на 1 работающего возросли на 33%, в т. ч. реальные доходы колхозников - на 49%. Объём розничного товарооборота вырос в 1,6 раза. Построены жилые дома общей площадью 558 млн. м2, а также 3510 тыс. домов в колхозах. В 1959 введено всеобщее обязательное 8-летнее обучение. Значительно возросло число квалифицированных рабочих, специалистов высшей и средней квалификации, а также науч. работников. Восьмой пятилетний план (1966-70) разрабатывался исходя из Директив Двадцать третьего съезда КПСС (1966), а также решений Октябрьского (1964), Мартовского и Сентябрьского (1965) пленумов ЦК КПСС, па к-рых была выработана долгосрочная программа дальнейшего подъёма экономики страны. Важнейшее звено этой программы - переход к отраслевому принципу управления нар. х-вом, широкое экономич. стимулирование роста и совершенствования произ-ва. Гл. экономич. задача пятилетки состояла в том, чтобы на основе использования достижений науки и техники, индустриального развития всего обществ. произ-ва, повышения его эффективности обеспечить значит. рост пром-сти, высокие устойчивые темпы развития с. х-ва и существ. подъём уровня жизни народа. Важнейшая особенность этого плана - одновременное ускорение темпов экономического развития страны и повышения уровня жизни народа. План разрабатывался и реализовывался в условиях развёртывания экономич. реформы, представляющей собой комплекс мероприятий по совершенствованию планирования, управления и хозяйствования, что благоприятно сказалось на его выполнении. Впервые сформулированная задача обеспечения индустриального развития всего обществ. произ-ва предусматривала его оптимальную концентрацию и экономически целесообразную специализацию, внедрение высокопроизводит. машин и прогрессивной технологии, науч. организацию произ-ва и труда во все отрасли нар. х-ва. Была поставлена задача - осуществить в основном переход ко всеобщему среднему образованию. Осн. задания пятилетки были выполнены, а по ряду важных показателей перевыполнены: нац. доход вырос на 41,5% вместо 38-41% по плану, реальные доходы на душу населения - на 33% против 30%, произ-во продукции пром-сти - на 50,5% вместо 47-50% и т. д. Ускорились темпы роста продукции с. х-ва. Среднегодовое произ-во этой отрасли возросло на 21% против 12% в предыдущей пятилетке. За годы 8-й пятилетки значительно возрос экономич. потенциал страны. Производственные осн. фонды в нар. х-ве увеличились на 48%. Коэфф. обновления этих фондов составил 44, а в с. х-ве - 54%. По сравнению с 1961-65 объём средств, направленных на капитальное строительство, увеличился на 43%, ускорились темпы роста производительности общественного труда на 37% против 29% в предыдущем пятилетии. Построено 1900 крупных пром. предприятий и объектов. В их числе - Приднепровская ГРЭС, Волжский трубный з-д, доменные печи объёмом 2700-3000 м3, Донецкая камвольно-прядильная ф-ка, трикотажные ф-ки в Волгограде, Шахтёрске и Лениногорске, обувные ф-ки в Волгограде и Череповце и др. Закончено формирование единой энергетич. системы Европ. части СССР. Создана объединённая энергосистема Центр. Сибири. Повысилась роль интенсивных факторов в росте нац. дохода, что нашло отражение в ускорении темпов роста производительности труда, снижении материалоёмкости продукции, улучшении использования производственных осн. фондов во мн. отраслях. Это позволило осуществить разносторонние мероприятия по повышению уровня жизни народа. Дальнейшее совершенствование терр. пропорций способствовало развитию х-ва союзных республик и экономич. р-нов страны, ускорению темпов роста пром-сти вост. и сев. р-нов. Наряду с ускорением темпов развития экономики достигнуто улучшение осн. экономич. показателей и пропорций. Важнейшее направление этих изменений - увеличение доли ресурсов для нар. потребления. Девятый пятилетнийплан (1971-75) разработан исходя из Директив Двадцать четвёртого съезда КПСС (1971) и утверждён в том же году сессией Верх. Совета СССР. Гл. задача пятилетки - обеспечить значит. подъём материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистич. произ-ва, повышения его эффективности и ускорения темпов роста производительности труда. План предусматривает широкую и разностороннюю программу роста материального благосостояния и культурного уровня сов. народа: увеличение доходов населения путём повышения оплаты труда и выплат из обществ. фондов потребления; улучшение жил. условий; повышение уровня материальной обеспеченности многодетных семей, пенсионеров и студентов; улучшение условий труда женщин-матерей; развитие сферы услуг, системы здравоохранения и организованного отдыха трудящихся; всестороннее развитие нар. образования и социалистич. культуры, включая завершение перехода ко всеобщему среднему образованию; дальнейшее сближение уровней жизни гор. и сел. населения. Гл. путь решения предусмотренных в плане задач - всесторонняя интенсификация обществ. произ-ва. Существенно улучшаются нар.-хоз. межотраслевые, внутриотраслевые пропорции в целях повышения благосостояния народа и ускорения темпов технич. прогресса. Как и в предыдущих пятилетках, преимущественное развитие получают отрасли пром-сти, определяющие технич. прогресс во всём нар. х-ве, - машиностроение, химич. и нефтяная, газовая пром-сть, электроэнергетика. Осуществлены мероприятия по дальнейшему подъёму с. х-ва: повышению уровня механизации производств. процессов, развитию мелиорации и ирригации земель, расширению химизации, переводу развития животноводства на пром. основу. Значительно больше внимания, чем в предыдущих пятилетках, уделено экономич. и организационным мероприятиям, обеспечивающим успешное выполнение заданий: совершенствованию управления, планирования, созданию, развитию и укреплению производств. объединений в пром-сти и аграрно-пром. комплексов. Большое внимание уделяется развитию новых отраслей - атомному машиностроению, произ-ву средств автоматизации и вычислит. техники и др. Получило дальнейшее развитие социалистич. соревнование, возродилось и наполнилось новым содержанием движение за принятие встречных планов. За 4 года пятилетки (1971-74) нац. доход вырос на 24%, продукция пром-сти-на 33,2% , среднегодовой объём продукции с. х-ва - на 15%. Объём капитальных вложений в нар. х-во составил 387 млрд. руб. Производств. осн. фонды в нар. х-ве увеличились на 40%. В пром-сти введено в действие ок. 1700 крупных предприятий и объектов, а также большое кол-во новых цехов и производств на действующих предприятиях. В числе построенных - Красноярская ГЭС мощностью 6 Гвт, Волжский завод легковых автомобилей, первая в мире атомная электростанция на быстрых нейтронах, доменная печь объёмом 5000 м3 на Криворожском металлургич. з-де. Осуществлялось стр-во комплекса предприятий по произ-ву грузовых автомобилей (КамАЗ), Байкале-Амурской ж.-д. магистрали (БАМ) и многих др. крупнейших предприятий и объектов. Освоено более 15 тыс. новых видов пром. продукции. Повысился технич. уровень и качество выпускаемой продукции, в т. ч. товаров нар. потребления; мн. изделиям присвоен Гос. знак качества. Улучшена структура пром. произ-ва. Доля продукции машиностроения, химич. пром-сти и электроэнергетики во всём пром. произ-ве повысилась в 1974 до 35% по сравнению с 31% в 1970. В пром-сти обеспечен высокий темп выпуска прогрессивных и эффективных видов продукции, обеспечивающих снижение материальных и трудовых затрат на произ-во обществ. продукта. Так, за эти годы выпуск минеральных удобрений увеличился на 45%, синтетических смол и пластич. масс - на 49, химич. волокон - на 42, приборов и средств автоматизации - в 2 раза, средств вычислит. техники - в 3,2, металлорежущих станков с числовым управлением - в 2,8 раза. Одновременно возрастал выпуск продукции, составляющей фундамент экономика. Так, выработка электроэнергии увеличилась на 32%, произ-во стали - на 18, цемента - на 21, добыча нефти - на 29, газа - на 32%. Существенные сдвяги достигнуты и в росте произ-ва товаров нар. потребления. Выпуск тканей за эти годы увеличился на 1 млрд. м2, трикотажа - на 157 млн. шт., часов - на 10,4 млн. шт., радиоприёмников и радиол - на 1 млн. шт., холодильников - на 1,3 млн. шт., автомобилей легковых - на 800 тыс. шт., или в 3,7 раза. Произ-во товаров бытовой химии возросло на 42% . Быстрыми темпами увеличивалось произ-во прод. товаров: мясных продуктов - на 30% , животного масла - на 31, масла растительного - на 35, консервов - на 31%. Выполнен большой комплекс работ по внедрению вычислит. системы управления различного назначения и вычислит. центров. К концу пятилетки действовало св. 2700 автоматизированных систем управления (АСУ) и 2600 вычислит. центров. Увеличение выпуска пром. продукции сопровождалось непрерывным повышением её качества, освоением новых видов продукции. За эти годы освоено и начато серийное произ-во 14,2 тыс. новых видов пром. продукции и снято с произ-ва 5,8 тыс. устаревших образцов. Гос. знак качества присвоен 23,3 тыс. изделий. В пром-сти 84% прироста продукции получено за счёт роста производительности труда (в 7-й пятилетке - 62, в 8-й - 73% ), в с. х-ве, на ж.-д. транспорте весь прирост получен за счёт роста производительности труда. Осуществлён комплекс мер по повышению благосостояния и культурного уровня населения. Увеличины заработная плата, стипендии, пенсии и пособия при сохранении стабильности розничных цен. Возросли тарифные ставки и оклады у 47 млн. рабочих и служащих, или у половины их общего числа. Дополнит. выплаты и льготы из обществ. фондов потребления получили ок. 30 млн. чел. Началось досрочное погашение облигаций гос. займов. Реальные доходы на душу населения увеличились более чем на 19%. Построены жилые дома общей полезной площадью 434 млн. м2, в результате чего улучшены жилищные условия примерно 45 млн. чел. Завершено введение всеобщего среднего образования. Улучшилась подготовка квалифицированных рабочих и специалистов высшей и средней квалификации. Дальнейшее развитие получили здравоохранение, служба быта, индустрия отдыха. Расширилась сеть учреждений культуры, театров, кино и клубов. Большие успехи достигнуты в развитии х-ва союзных республик. Повысилась комплексность их развития при усилении процесса дальнейшей специализации на тех произ-вах, для к-рых имеются максимально благоприятные условия. Осуществлялось опережающее развитие экономики вост. р-нов страны; в них обеспечены высокие темпы роста энергетич. отраслей пром-сти, чёрной и цветной металлургии, химич., лесной, деревообр., целлюлозно-бум. пром-сти, дальнейшее развитие зернового х-ва, хлопководства и животноводства. В Зап. Сибири создана крупнейшая в стране база нефтяной пром-сти. Начавшееся стр-во БАМ включит в экономику страны новые богатейшие природные ресурсы и явится основой дальнейшего развития экономики Вост. Сибири и Д. Востока. В результате успешного выполнения пятилетних планов в СССР осуществлены индустриализация страны, коллективизация с. х-ва и культурная революция; построено развитое социалистич. общество и создаётся материально-техническая база коммунизма. Намного выросли нац. богатство (в 1974 достигло св. 1800 млрд. руб.), производственно-технич. потенциал страны, производительность обществ. труда и благосостояние народа (см. табл.). В 1974 по сравнению с 1928 нац. доход вырос в 56 раз, продукция промышленности в 102, продукция с. х-ва почти в 3,2, розничный товарооборот в 19, производительность труда в пром-сти в 19, в с. х-ве в 5,2, в стр-ве в 14,5 раза. В результате преимуществ. развития отраслей тяжёлой пром-сти доля продукции группы "А" повысилась в 1974 до 74% по сравнению с 39,5% в 1928 при многократном абсолютном росте произ-ва предметов потребления в пром-сти. Реальные доходы на душу населения только за период с 1940 по 1974 выросли почти в 5,2 раза. Численность специалистов с высшим и средним спец. образованием, занятых в нар. х-ве, выросла с 521 тыс. в 1928 до 21,4 млн. человек в 1974, а численность науч. работников с 98,3 тыс. в 1940 до 1168 тыс. в 1974 (в 1913 - 11,6 тыс.). Численность рабочих и служащих увеличилась с 11,4 млн. чел. в 1928 до 99,7 млн. в 1974. Городской жилой фонд увеличился со 182 млн. м2 в 1922 до 1799 млн. м2в 1974. С 1930 в стране ликвидирована безработица - навсегда решена проблема, к-рая остаётся неразрешимой в условиях капиталистич. х-ва. Вследствие более высоких темпов развития х-ва в ранее отсталых р-нах страны в основном завершено выравнивание экономич. развития союзных республик. Создана мощная общесоюзная экономика, представляющая •взаимосвязанный нар.-хоз. комплекс. Благодаря высоким устойчивым темпам развития нар. х-ва СССР завоёваны важные рубежи в мировой экономике и экономич. соревновании двух обществ. систем. Доля СССР в мировом пром. произ-ве возросла с 1% в 1922 до 20% в 1974. По объёму произ-ва большинства отраслей пром-сти СССР занимает ведущие позиции, а по ряду важных видов продукции (нефть, уголь, чугун, сталь, жел. руда, кокс, цемент, минеральные удобрения, тракторы, тепловозы и электровозы магистральные, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, обувь кожаная, сахар-песок) - 1-е место в мире. Производство важнейших в и дов продукции промышленности и сельского хозяйства (1922-74)
Опыт СССР в области нар.-хоз. планирования используется в социалистич. странах для ускоренного развития экономики, создания основ социализма, а в нек-рых из этих стран - перехода к развитой его форме. С возникновением мировой системы социализма расширилась сфера действия планомерного, пропорционального развития народного хозяйства закона, он приобрёл междунар. характер, и среднесрочное планирование шагнуло далеко за пределы СССР. Страны - члены СЭВ не только разрабатывают и успешно выполняют нац. пятилетние планы, но и осуществляют совместную плановую деятельность на основе принятой долговременной Комплексной программы социалистич. экономич. интеграции (см. Интеграция социалистическая экономическая). Страны - члены СЭВ впервые на 1976-80 разработали согласованный пятилетний план многосторонних интеграц. мероприятий этих стран с разбивкой по годам пятилетия. В развивающихся странах, особенно в странах социалистич. ориентации, ленинские идеи перспективного планирования также получили признание. Пятилетние планы экономич. развития реализуются более успешно в тех странах, к-рые уделяют больше внимания укреплению и расширению гос. сектора в нар. х-ве. Огромное значение для успешного выполнения пятилетних планов развивающихся стран имеет их научно-технич. и экономич. сотрудничество с СССР и др. социалистич. странами, оказывающими бескорыстную помощь молодым гос-вам в подъёме их нац. экономики, подготовке квалифицированных кадров. Лит.: Ленин В. И., VIII Всероссийский съезд Советов, Поли., собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 153-54, 158; его же, Об едином хозяйственном плане, там же; его же, Г. М. Кржижановскому, там же, т. 40; его ж е, Набросок плана научно-технических работ, там же, т. 36; Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т. 1 - 9, М., 1967 - 74; Шаги пятилеток, [М.], 1968; По единому плану, М., 1971; Котов Ф. И., Организация планирования народного хозяйства СССР, М., 1974. Ф. И. Котов.
|