Наталья Морозова: «Какую же прекрасную страну мы потеряли!
И какие же прекрасные люди жили и работали в той стране. Да что там говорить, если прекрасны даже осколки от погубленной страны...» |
||||
Великая Страна СССР |
||||
|
Памятные даты: 1937 год |
6 января 1937 год Отмененная перепись... 6 января 1937 года началась вторая Всесоюзная перепись населения СССР. СНК СССР в постановлении от 25/IX 1937 признал организацию переписи населения неудовлетворительной, а сами материалы переписи дефектными. В качестве её основного дефекта указывалось: «Основной дефект состоял в неполноте учёта населения, явившейся результатом главным образом того, что в краткой памятке для счётчика, вопреки инструкции предусматривалось вычёркивание из предварительно составленных переписных листов всех лиц, не ночевавших на 6 января в каждом данном помещении». В то же время, для демографов и статистиков, сохранившиеся материалы переписи 1937 года неприменимы по указанным выше причинам (противоречивые предварительные и неполные данные). Так, например, значительная работа проведённая совместно французскими и российскими демографами по оценке демографической ситуации в ряде бывших республик СССР на протяжении XX века (в частности Украины и РФ)[14] не была основана и не учитывала показателей переписи 1937 года именно по этой причине.На сегодняшний момент Перепись 1937 года и её сохранившиеся материалы популярны лишь среди отдельной категории "историков" и "политиков" антисоветского толка и имеющих направленность на «развенчание тёмного советского прошлого». |
30 января 1937 год |
5 февраля 1937 год "И если надо жизни мы отдадим Отчизне За близкий и любимый, за Дальний Восток!" 5 февраля 1937 года в «Комсомольской правде» было опубликовано письмо комсомолки В.С. Хетагуровой, адресованное девушкам страны, с призывом ехать на новостройки Дальнего Востока, на которое только в 1937 году откликнулись более 9 тысяч человек. На Дальний Восток Музыка: Дм. и Дан.Покрасс Слова: Е.Долматовский Идут составы дальние, звенят слова прощальные, Пусть много есть широких и солнечных дорог, Но лучшая дорога - в края, где дела много, На близкий и любимый, на Дальний Восток. В минуту расставания скажи мне: "До свидания", Уже шумит над нами дорожный ветерок. Идем на стражу мира к бойцам и командирам, На близкий и любимый, на Дальний Восток. К борьбе, к работе, к бою зовем друзей с собою, Открыты светофоры, в простор летит гудок. В жару, дожди и вьюги всегда пойдут подруги На близкий и любимый, на Дальний Восток. Веселыми бригадами, девичьими отрядами Мы едем в край суровый работы и тревог. И если надо жизни мы отдадим Отчизне За близкий и любимый, за Дальний Восток! |
10 февраля 1937 год 10 февраля 1937 года под руководством Игоря Моисеева основан Государственный ансамбль танца СССР. |
18 февраля 1937 год Их вырастил Сталин на верность народу! Они заслужили право на все... Кроме забвения... Нас в песнях воспели и в бронзе отлили, Легенды расскажут, какими мы были. (партийный псевдоним - Серго) 18 февраля 1937 года умер Г.К. Орджоникидзе - видный деятель Коммунистической партии и Советского государства. "Серго Орджоникидзе встал во главе тяжелой промышленности в те годы, когда в государстве дискуссии и борьба еще не завершились. Дело в том, что это было время, когда у власти находились представители так называемой новой "правой" оппозиции – Бухарин, Петаков, Рыков. Они говорили о том, что тяжелая промышленность - "это не сегодняшний день", Бухарин прямо говорил – надо начинать с легкой промышленности, постепенно будем накапливать капитал и будем двигаться в сторону тяжелой промышленности. А вот Сталин и его ближайшее окружение – в том числе Куйбышев, Орджоникидзе - они были сторонниками того, чтобы начинать с тяжелой промышленности. Просто надо было учитывать международную обстановку. Окончательно этот спор завершился в 1929 г., когда началась первая пятилетка, и мы ее неслучайно называем пятилеткой индустриализации – собственно, тогда и была сформирована концепция индустриализации". |
19 февраля 1937 год |
9 марта 1937 год 9 марта 1937 года московский телецентр на Шаболовке осуществил первую в СССР опытную передачу электронного телевидения в эфир. |
16 марта 1937 год 16 марта 1937 г. приказом наркома внутренних дел СССР в Главном управлении милиции НКВД (Народный комиссариат внутренних дел) был организован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией — ОБХСС ГУМ НКВД СССР. Отдел создавался «для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промысловой и индивидуальной кооперации, заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией» и комплектовался из наиболее подготовленных сотрудников уголовного розыска и экономических отделов НКВД. Ранее часть этих задач возлагалась на Военно-революционный комитет и ВЧК, в структуре которой были созданы отделы по борьбе со спекуляцией и преступлениями по должности. Основной задачей отделов БХСС в предвоенный период стала организация специальных мероприятий, направленных на сокращение растрат и хищений в организациях, на предприятиях государственной торговли и потребительской кооперации. Во время Великой Отечественной войны сотрудники ОБХСС наряду с непосредственным участием в боевых действиях обеспечивали контроль за деятельностью предприятий и организаций, бесперебойным снабжением фронта и оборонной промышленности необходимыми ресурсами. В послевоенный период перед службами БХСС стояла задача предотвращать хищения материальных средств, выделенных на восстановление разрушенных городов, народного хозяйства. |
18 марта 1937 год 18 марта 1937 года Гражданская война в Испании: завершилось сражение под Гвадалахарой, республиканцы разгромили итальянский экспедиционный корпус и заняли г. Бриуэгу, тем самым сняв угрозу окружения Мадрида. | 18 марта 1937 год 18 марта 1937 года на встрече с офицерами НКВД Ежов объявил своего предшественника Ягоду бывшим агентом царской охранки. |
20 марта 1937 год 20 марта 1937 года опубликовано постановление Президиума ЦИК СССР, утвердившее изображение Государственного герба Союза ССР с серпом и молотом на фоне земного шара и лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на одиннадцати языках (по числу союзных республик). *** К 1940 году в составе Советского Союза было 11 союзных республик: 1) РСФСР, |
28 марта 1937 год 28 марта 1937 года арестован нарком НКВД Генрих Ягода. |
10 апреля 1937 год |
12 апреля 1937 год Прославленный летчик Михаил Громов, говоря о летном мастерстве Волка, приводил такое сравнение: «Насколько я летал лучше Нестерова, настолько Волк летает лучше меня!» В космический отряд Волк был принят специально для подготовки космонавтов по программе «Буран», которая, к сожалению, так и не была реализована. |
16 апреля 1937 год 16 апреля 1937 года в столовой Смольного был установлен первый аппарат с газированной водой. Позже автоматы стали появляться в Москве, а затем и по всему Союзу. Газированная вода стоила одну копейку, газ вода с сиропом за три. Стаканчики были многоразовыми, они просто полоскались. |
26 апреля 1937 год Герника... 26 апреля 1937 года германской и итальянской авиацией была осуществлена бомбардировка города Герника в Стране Басков во время гражданской войны в Испании. На город за три часа было сброшено несколько тысяч бомб; в результате шеститысячный город был уничтожен, около двух тысяч жителей оказались под завалами. После налета Герника горела ещё трое суток. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна П. Пикассо. |
27 апреля 1937 год |
28 апреля 1937 год Постановление СНК СССР "О третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1938—1942)". |
29 апреля 1937 год Ледоколы сталинской серии... 29 апреля 1937 г. спущен на воду со стапеля ленинградского завода имени С. Орджоникидзе головной линейный ледокол “И. Сталин”. Ледоколы сталинской серии хорошо поработали на трассе Севморпути. Сам ледокол "И. Сталин" в 1938 году участвовал в спасении затёртого во льдах ледокольного судна "Г. Седов". Ему удалось пробиться до широты 83 градуса северной, но когда до цели оставалось пройти всего лишь 50 миль, он встретил тяжёлые паковые льды, оказавшимися для ледокола непроходимыми. Надо заметить, что в паковых льдах весьма неуютно чувствуют себя даже атомные богатыри, чья мощность в разы больше мощности ледокола "И. Сталин". В арктическую навигацию 1939 года ледокол "И. Сталин" совершил экспериментальный рейс по СМП из Мурманска до бухты Угольной, что расположена восточнее Певека и обратно. В декабре 1939 г. 6 январе 1940 г. вывел из ледового плена на чистую воду ледокольное судно "Г. Седов". За эту успешно проведённую спасательную операцию оба судна были награждены Орденами Ленина, а седовцы и капитан ледокола "И. Сталин" М.П. Белоусов стали Героями Советского Союза. Так начиналось развитие советского ледокольного флота на Советском Севере. *** Все четыре однотипных ледокола довоенной постройки верно служили стране в течение долгого времени. “А. Микоян”, “Адмирал Лазарев” (бывший “Л. Каганович”) и “Адмирал Макаров” (бывший “В. Молотов”) были исключены из списков ледокольного флота СССР в конце 60-х годов. Прошедшую глубокую модернизацию в 1958 году во Владивостоке “Сибирь” (такое название получил флагманский “И. Сталин”) сдали на слом только в 1973 году. |
6 мая 1937 год «Воздушная стрела» 6 мая 1937 года открыто регулярное воздушное пассажирское сообщение по маршруту Ленинград — Москва. Обслуживали линию вначале в основном шестиместные самолеты К-5. На самолетах К-5 (Калинин -5) пассажирам предоставлялся отапливаемый и вентилируемый салон с мягкими креслами, системой местного освещения, гардеробом и санузлом. Первый пассажирский рейс по маршруту Москва — Ленинград выполнил пилот А. Муреев. Полет продолжался 3 часа 35 минут. Почтово-пассажирский воздушный мост на этой трассе организован раньше — 24 мая 1932 года и делал промежуточные посадки на аэродромах в Малой Вишере и Твери. 3 января 1932 года состоялся пробный рейс между Москвой и Ленинградом. В этот день в Ленинград прилетел первый пассажирский самолет "Дорнье-Меркур" (4-местный). __________ СПРАВКА: Константин Алексеевич Калинин – советский авиаконструктор и пилот. В начале 1926 года Калинин вместе с семьёй переехал в Харьков, бывший тогда столицей УССР, и начал работать на авиационном заводе в качестве авиаконструктора. В 1928-29 годах разработал конструкции пассажирских самолётов К-4 и K-5, которые вытеснили машины иностранных марок с воздушных линий СССР. К-5 были основными самолётами Аэрофлота на внутренних линиях до 1940 г. и продолжали использоваться в качестве транспортного самолёта во время Великой Отечественной войны. За создание этих самолётов Константин Калинин был награждён орденом Трудового Красного Знамени УССР. Известные проекты: АК-1 («Добролёт») – Лёгкий пассажирский самолёт. |
10 мая 1937 год Возвращение комиссаров... 10 мая 1937 года ЦИК и СНК СССР приняли решение снова ввести институт военных комиссаров в армии. Это решение подразумевало и создание военных советов округов в составе командующего и двух членов. Возрождение института комиссаров было обусловленное сложностью обстановки, создавшейся в армии, в связи с начавшейся в ней чисткой "пятой колонны" и необходимостью повысить партийный контроль над командным составом, в котором обнаружилось засилье приверженцев Троцкого. |
11 мая 1937 год Образование Северного флота 11 мая 1937 года Приказом наркома обороны на базе Северной военной флотилии был образован Северный флот. *** Фактически он зародился 1 июня 1933 года как Северная военная флотилия. А в 1937 году флотилия была преобразована в Северный флот. В то время на Севере активно строились базы и аэродромы, создавались береговая охрана и судостроительная база. В 1938 году подводная лодка «Д-1» провела в море 120 суток, пройдя более 11 тысяч миль. В 1938 году подводная лодка «Д-3» впервые в истории Военно-морского флота осуществила подледное плавание, 30 минут шла подо льдами. Первое боевое крещение Северный флот принял в войне с Финляндией 1939—1940 гг. В результате занятия портов Лиинахамари и Петсамо силы флота лишили Финляндию возможности получать помощь по морю от западноевропейских стран и обеспечили перевозку личного состава и техники на приморском фланге, а также защитили свое побережье. К началу Великой Отечественной Северный флот располагал 15 подводными лодками, восьмью эскадренными миноносцами, семью сторожевыми и других классов кораблями, его авиация насчитывала 116 боевых самолетов. Во время войны он утроил своё вооружение. Силами Северного флота были уничтожены свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов врага. Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев. Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров. Основу современного Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли. На флоте базируется единственные в России тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и полк палубной авиации, а также на сегодняшний день единственные в мире надводные крейсера с атомной энергетической установкой. |
17 мая 1937 год 17 мая 1937 года в республиканской Испании сформировал коалиционное правительство во главе с Х. Негрином, лидером Социалистической рабочей партии. В это правительство вошло два министра от Коммунистической партии (образования и сельского хозяйства). |
21 мая 1937 год Первая в мире! 21 мая 1937 года на дрейфующую льдину прибыла экспедиция научной станции «Северный полюс-1» в составе И.Д. Папанина, П.П. Ширшова, Е.К. Федорова, Э.Т. Кренкеля. Обустройство четверки полярников на громадной льдине площадью около 4 кв. км заняло около 16 дней. 6 июня самолеты покинули экспедицию, станция «Северный полюс – 1» перешла в режим автономного дрейфа, в котором она прошла около 2 тыс. км и спустя почти год прибыла в Гренландское море. "В отличие от РФ, никто не покупал для экспедиции только импортную технику: вытягивали к новым рубежам именно свою, советскую промышленность! "Бывает и так, что новые пути науки и техники прокладывают иногда не общеизвестные в науке люди, а совершенно неизвестные в научном мире люди, простые люди, практики, новаторы дела. Здесь за общим столом сипят товарищи Стаханов и Папанин. Люди, неизвестные в научном мире, не имеющие ученых степеней, практики своего дела. Но кому неизвестно, что Стаханов и стахановцы в своей практической работе в области промышленности опрокинули существующие нормы, установленные известными людьми науки и техники, как устаревшие и ввели новые нормы, соответствующие требованиям действительной науки и техники? Кому неизвестно, что Папанин и папанинцы в своей практической работе на дрейфующей льдине мимоходом, без особого труда, опрокинули старое представление об Арктике как устаревшее и установили новое, соответствующее требованиям действительной науки? Кто может отрицать, что Стаханов и Папанин являются новаторами в науке, людьми нашей передовой науки? (серия открыток «Завоеватели Арктики в Ленинграде», 1938 год, 6 штук) |
23 мая 1937 год 23 мая 1937 года на поплавковом варианте самолета АИР-6 лётчик Я. В. Письменный установил рекорд дальности беспосадочного полёта. Он пролетел по маршруту Киев — Батуми, покрыв расстояние 1297 км за 16 часов 25 минут. __________ СПРАВКА: АИР-6 (Я-6) — первая серийная машина А. С. Яковлева. В период с 1934 по 1936 годы было выпущено 468 экземпляров АИР-6, из которых 20 в санитарном варианте. АИР-6 неофициально именовался «исполкомовский самолёт» или «летающий автомобиль». |
25 мая 1937 год 25 мая 1937 года в Париже открылась Всемирная выставка искусств и техники (25 мая - 25 ноября 1937 г.). Советский павильон венчала композиция «Рабочий и колхозница», названная западными критиками «величайшим произведением скульптуры XX века». *** Демонстрацией успехов СССР в 1937 году явился павильон Советской страны на Всемирной выставке в Париже. Фигуры Рабочего и Колхозницы, созданные В. И. Мухиной, символизировали мощь и динамизм молодой Страны Советов. Так получилось, что германский павильон оказался расположен напротив советского павильона. Архитектору германского павильона будущему министру вооружений Альберту Шпееру удалось узнать хранившийся в тайне эскиз советского павильона. Шпеер вспоминал: "Скульптурная пара высотой в десять метров победоносно двигалась по направлению к германскому павильону. Поэтому я создал эскиз кубической массы, которая была поднята на мощные опоры. Казалось, что эта масса останавливает наступление фигур. В то же время на карнизе башни я поставил орла, который держал в когтях свастику. Орел сверху вниз смотрел на русскую скульптуру. Я получил золотую медаль выставки за павильон". Но Шпеер признавал, что "такой же награды удостоились и советские коллеги".Молчаливая конфронтация двух держав в 1937 году на Всемирной выставке словно предвещала грядущие события. Успехи СССР в 1937 году, а также в предшествующие и последующие годы, обеспечили победу Рабочего и Колхозницы над гитлеровской свастикой. |
27 мая 1937 год 27 мая 1937 года постановлением Президиума ЦИК СССР утверждён Герб СССР. «Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Наверху герба имеется пятиконечная звезда» |
29 мая 1937 год Возвращение Куприна в Советский Союз... 29 мая выехал из Парижа в Москву возращающийся из эмиграции на родину известный русский дореволюционный писатель - автор повестей "Молох", "Поединок", "Яма" и др. - Александр Иванович Куприн. |
31 мая 1937 год Александр Куприн вернулся в Советский Союз... 31 мая 1937 года в Советскую Россию вернулся писатель Александр Иванович Куприн. |
6 июня 1937 год Первая в мире! 21 мая 1937 года на дрейфующую льдину прибыла экспедиция научной станции «Северный полюс-1» в составе И.Д. Папанина, П.П. Ширшова, Е.К. Федорова, Э.Т. Кренкеля. Обустройство четверки полярников на громадной льдине площадью около 4 кв. км заняло около 16 дней. 6 июня самолеты покинули экспедицию, станция «Северный полюс – 1» перешла в режим автономного дрейфа, в котором она прошла около 2 тыс. км и спустя почти год прибыла в Гренландское море. "В отличие от РФ, никто не покупал для экспедиции только импортную технику: вытягивали к новым рубежам именно свою, советскую промышленность! "Бывает и так, что новые пути науки и техники прокладывают иногда не общеизвестные в науке люди, а совершенно неизвестные в научном мире люди, простые люди, практики, новаторы дела. Здесь за общим столом сипят товарищи Стаханов и Папанин. Люди, неизвестные в научном мире, не имеющие ученых степеней, практики своего дела. Но кому неизвестно, что Стаханов и стахановцы в своей практической работе в области промышленности опрокинули существующие нормы, установленные известными людьми науки и техники, как устаревшие и ввели новые нормы, соответствующие требованиям действительной науки и техники? Кому неизвестно, что Папанин и папанинцы в своей практической работе на дрейфующей льдине мимоходом, без особого труда, опрокинули старое представление об Арктике как устаревшее и установили новое, соответствующее требованиям действительной науки? Кто может отрицать, что Стаханов и Папанин являются новаторами в науке, людьми нашей передовой науки? (серия открыток «Завоеватели Арктики в Ленинграде», 1938 год, 6 штук) |
11 июня 1937 год Они заслужили право на все... Кроме забвения... Нас в песнях воспели и в бронзе отлили, Легенды расскажут, какими мы были. (Бела Франкль) Венгерский писатель-коммунист Мате Залка погиб в бою во время национально-революционной войны в Испании, где он воевал под именем генерала Лукача. Подробнее... | 11 июня 1937 год Дело Тухачевского :: О заговоре в Красной Армии... Сталин, готовясь к тяжелейшей схватке с европейским фашизмом, в 1937 году начал чистку Красной Армии от «пятой колонны»... 11 июня 1937 года в Москве были расстреляны по приговору военного трибунала высшие командиры и политработники Тухачевский, Примаков, Якир, Уборевич, Эйдеман и другие , обвиненные в организации «военно-фашистского заговора в Красной Армии». Этот процесс вошел в историю под названием «дела Тухачевского». Подробнее... |
12 июня 1937 год |
16 июня 1937 год Родился Юрий Васильевич Емельянов - писатель, историк, постоянный автор «Правды». Лауреат Международной премии имени М.А. Шолохова и Ленинской премии, учрежденной ЦК КПРФ. |
18 июня 1937 год Сталинский маршрут... 18 — 20 июня 1937 г. экипаж в составе В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В, Белякова совершил легендарный перелет из Москвы в США протяженностью около 10000 км (8504 км по прямой) за 63 ч 25 мин. После перелета на дальность, свидетельствовавшего об успехах советской авиационной техники и героизме советских летчиков, самолет был представлен на XV авиационной выставке в Париже. Командир экипажа В. П. Чкалов неторопливо прохаживался по залам выставки, заметно окая, охотно рассказывал о великой стране, которую он представлял, и раздавал автографы посетителям выставки. Знаменательно, что менее чем через 25 лет другой гражданин Советского Союза — первопроходец космоса Ю. А. Гагарин, присутствуя на авиационно-космической выставке на аэродроме под Парижем, также представлял нашу Родину и с неизменным терпением, всегда с улыбкой дарил автографы еще большему количеству граждан Франции и других государств. Из воспоминай Г.Ф. Байдукова: "Иосиф Виссарионович немного рассерженным голосом стал говорить, что заводы и конструкторы еще плохо заботятся о летчиках, не обогревают хорошо кабины самолетов. Тут же он пожурил и нас, летчиков, за то, что мы не требуем хороших условий для работы, и за то, что в момент опасности не всегда выпрыгиваем с парашютом. |
20 июня 1937 год Сталинский маршрут... 20 июня 1937 года советские летчики В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков завершили первый в мире беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс. 63 часа 16 минут в воздухе. *** О значении знаменитого полета Валерия Чкалова для истории нашей страны в беседе с обозревателем KM.RU рассказал председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лидер «Движения развития» Юрий Крупнов: – На самом деле с этого перелета начинается целая череда великих открытий и свершений, которые и создали славную историю нашей советской и российской авиации. Первый момент: мы долетели до Америки, наш самолет Ант-25 оказался вовсе не хуже мировой авиационной техники. Самим фактом этого героического беспрецедентного до сей поры полета мы вошли и, надеюсь, вошли навсегда в состав мировых авиационных держав. Второй момент: этот маршрут, который можно называть сталинским (на борту самолета Ант-25 большими красными буквами было написано: «СТАЛИНСКИЙ МАРШРУТ»), открыл трансполярные транзитные перелеты – самый короткий путь из Евразии в Америку. Мы, кстати, и по сей день их толком не эксплуатируем, а они тем временем могли бы открыть новую эру в использовании нашего воздушного пространства сейчас. Сейчас, как я знаю, обсуждаются возможности таких маршрутов, звучат очень интересные предложения, но факт есть факт: открыты-то они были тогда, в том самом историческом полете под руководством Чкалова. Наконец, третий момент: знаменитый перелет Валерия Чкалова мобилизовал огромный народный интерес к авиации, желание летать и вселил в людей великую гордость за свою страну. Мы не должны забывать, что уже через каких-то четыре года началась Великая Отечественная война, и, по сути, это была война авиаций. И если бы не было начатой полетом Чкалова той самой мобилизации, то у нас на войне просто были бы совсем другие летчики и совсем другие возможности... |
5 июля 1937 год 5 июля 1937 года постановлением Совнаркома «Об усилении научно-исследовательских работ по изысканию средств борьбы с зажигательными веществами» был создан Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ЦНИИПО НКВД СССР). Целью создания института была разработка средств и способов противопожарной защиты городов, объектов народного хозяйства, военной техники во время войны и в его названии была обозначена цель создания – «противопожарная оборона». |
7 июля 1937 год Инцидент на мосту Лугоуцяо 7 июля 1937 года на мосту Лугоуцяо (Марко Поло) к юго-западу от Пекина произошла стычка между подразделением японской армии и ротой китайских войск, охранявших этот мост. Это была японская провокация. С «инцидента на мосту Лугоуцяо» началась Национально-освободительная война китайского народа против агрессии милитаристской Японии (1937 - 1945). Многие справедливо считают эту дату началом Второй мировой войны... Всенародная восьмилетняя великая национальная война против вторжения японских империалистов стала первой за столетие национально-освободительной войной китайского народа против иностранных захватчиков, которая завершилась полной победой. Победа в войне была достигнута благодаря сотрудничеству между КПК и гоминьданом, а также широкому участию общественных кругов патриотически настроенных китайцев и хуацяо (проживающих за границей китайцев), представителей разных наций, демократических партий, антияпонских организаций. Она стала общенациональной антияпонской войной и важной составной частью Второй мировой войны. |
12 июля 1937 год Великие перелеты 1937 года... Весь мир восхищался успехом экипажа Чкалова. Но некоторые считали, что это была просто редкая удача и вряд ли кто решится повторить такой путь снова. Каково же было удивление, когда спустя 22 дня после перелета Чкалова через полюс в Америку вылетел другой советский самолет. 12 июля 1937 г. самолет АНТ-25-1 с экипажем в составе Героя Советского Союза М. М. Громова (командир), А. Б. Юмашева (второй пилот) и С. А. Данилина (штурман) в 3 часа 21 минуту поднялся с московского аэродрома и взял курс на север. Цель этого полета заключалась в том, чтобы пройти по наикратчайшему пути из Москвы в Америку через Северный полюс и этим самым показать миру, что полеты наши основываются на научном знании, а не на счастливой случайности. Экипаж Громова ставил также задачу установить новый рекорд дальности полета по прямой, который до этого держали французские летчики. Самолет находился в воздухе 62 часа 17 минут. Мировой рекорд дальности, установленный по маршруту Москва — Северный полюс — Америка, завоевали советские летчики. Маршрут самолета АНТ-25-1 превышал 10 200 км. Перелеты Чкалова и Громова оказались возможны благодаря достижениям авиационной техники и искусству советских пилотов, которые понимали, что их труд служит прогрессу науки и прославляет их Родину. |
15 июля 1937 год Волга пришла в Москву! Вступил в строй 128-километровый канал "Москва-Волга имени Сталина" (с 1947 — канал имени Москвы). *** К началу 30-х годов Москве не хватало питьевой воды. Рублевский водопровод не мог обеспечить растущие потребности столицы в воде. Река Москва настолько обмелела, что ее можно было перейти вброд напротив Кремля в том месте, где сейчас красуется Большой Каменный мост. Вся водопроводная сеть подавала в город 15 млн. ведер воды. А население возросло до 3-х млн. человек. И вот тогда взоры обратились к далекой от Москвы Волге. Только эта полноводная матушка-река могла спасти растущий город от безводья. Инженеры решили перегородить Волгу плотиной у деревни Иваньково, близ устья реки Дубны. В весеннее половодье река упрется в плотину и разольется, образует новое рукотворное озеро — Иваньковское водохранилище, первое «московское море». Часть его воды продолжит путь по старому волжскому руслу, другая часть круто повернет на юг, в искусственное русло, и по высокой водяной лестнице начнет взбираться на высоту девятиэтажного дома, чтобы далее пройти по ровному и широкому водяному мосту и снова спуститься по крутой южной лестнице в Москву-реку. Так Волга пришла в Москву. Уровень воды у Кремля поднялся почти на 3 м. |
17 июля 1937 год 17 июля 1937 года «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин подписал указ «О награждении товарища Н.И. Ежова орденом Ленина». 27 июля состоялось торжественное награждение. |
21 июля 1937 год Прокурор СССР Андрей Януарьевич Вышинский был награжден орденом В.И. Ленина "за успешную работу по креплению социалистической законности". |
27 июля 1937 год Советского государственного и политического деятеля Николая Ивановича Ежова наградили орденом Ленина. Генеральный комиссар государственной безопасности (1937), нарком внутренних дел СССР в 1936-1938. С 1922 на партийной работе, в 1935-1939 секретарь ЦК ВКП(б). В 1938-1939 нарком водного транспорта СССР. В 1935-1939 председатель КПК при ЦК ВКП(б). В 1939 году арестован и расстрелян. Возглавляя органы внутренних дел, вел активную антисоветскую деятельность. *** Авиаконструктор Яковлев, относившийся к числу людей, которые пользовались доверием и расположением Сталина, вспоминал, как на одном из ужинов Сталин заговорил о повсеместной нехватке хороших работников, присовокупив к этому: «Ежов — мерзавец! Погубил наши лучшие кадры. Разложившийся человек. Звонишь к нему в наркомат — говорят: уехал в ЦК. Звонишь в ЦК — говорят: уехал на работу. Посылаешь к нему на дом — оказывается, лежит на кровати мертвецки пьяный. Много невинных погубил. Мы его за это расстреляли». | 27 июля 1937 год Как сталинские соколы в Испании отучили немцев летать по ночам... 27 июля 1937 года во время гражданской войны в Испании (1936–1939 гг.) советский летчик-истребитель М. Якушев впервые в истории авиации совершил ночную атаку бомбардировщика — и добился успеха, уничтожив немецкий «Ю-52». |
10 августа 1937 год Кто ввел комиссаров в армии? Комиссары появились впервые не в России, а в США, в которых Конгресс еще в XIX веке устанавливал для армии: «Комиссар - назначенный правительством в воинскую часть чиновник, в чьи обязанности входит следить за моральным и политическим духом военных.» Политотделы в армии ввели тоже не большевики, им не надо было ничего выдумывать. За них это сделал Керенский. «Ввиду особо важного значения политической стороны в жизни армии и флота в момент ее переустройства на демократических началах, приказываю из кабинета Военного министра выделить политическую часть в особое политическое управление с непосредственным подчинением его мне и управляющему Военным министерством» Напомним, что до 1934 года реввоенсоветы в течение десяти лет существовали во всех военных округах. В соответствии с установками ХVII съезда ВКП(б) постановлением ЦИК СССР от 20 июня 1934 года был ликвидирован Реввоенсовет страны, а народный комиссариат по военным и морским делам переименован в наркомат обороны. Через полгода, в ноябре 1934 года, было утверждено Положение о Военном совете при НКО как совещательном органе. Возрастание агрессивных устремлений со стороны некоторых сопредельных государств, и прежде всего Германии и Японии, вынудили руководство Советского Союза предпринять ряд мер по дальнейшему совершенствованию своих вооруженных сил, повышению их боеспособности. В этих условиях руководство ВКП(б) посчитало необходимым принять дополнительные меры по усилению партийного влияния в Красной Армии. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 10 мая 1937 года в военных округах (на флотах), армиях были учреждены Военные советы. Положение о них было утверждено неделю спустя. Военные советы учреждались в составе председателя – командующего войсками и двух членов. В Положении о военных комиссарах, утвержденном 10 августа 1937 года, отмечалось, что главным и основным в их деятельности является повседневное политическое руководство и непосредственное проведение партийно-политической работы в войсковых частях, соединениях, учреждениях, управлениях и учебных заведениях Красной Армии. Какой-либо контроль за деятельностью командира со стороны комиссаpa исключался полностью. |
21 августа 1937 год Договор о ненападении между СССР и Китаем Китай разорвал дипломатические отношения с СССР 14 декабря 1927 года. Длительный разрыв этих отношений стал одним из обстоятельств, позволивший Японии вторгнуться на Северо-Восток Китая. Советский Союз с тревогой следил за действиями Японии, рассматривая его как возможного будущего военного противника. После того, как 7 июля 1937 года началась японо-китайская война, СССР принял окончательное решение о подписании договора с Китаем. СССР и Китайская Республика обязались не использовать силы для разрешения возникающих между ними споров, а в случае, если одна из сторон подвергнется нападению третьей державы — обязались не оказывать помощи агрессору. После заключения договора СССР выделил Китаю кредит в объёме 50 миллионов долларов США на закупки в Советском Союзе оружия. |
6 сентября 1937 год Пираты 20-го века... 6 сентября 1937 г. Советское правительство заявило ноту протеста правительству Италии в связи с потоплением советских судов в Средиземном море. В течение лета 1937 г. «неизвестные» подводные лодки (скрывавшие свою национальность) и «неизвестные» самолеты производили в Средиземном море систематические нападения на торговые суда, направлявшиеся к берегам республиканской Испании. Когда в конце августа 1937 г. «неизвестная» подводная лодка потопила в Средиземном море два советских парохода — «Тимирязев» и «Благоев», Советское правительство заявило протест итальянскому правительству, ибо всем было известно, что «неизвестные» подводные лодки и аэропланы принадлежали фашистской Италии и осуществляли пиратские действия в Средиземном море по приказу Муссолини в виде помощи Франко. *** Много испытаний выпало на долю и советских моряков. В Средиземном море господствовали немецкие военные корабли, поэтому каждый рейс был связан с огромным риском. До 4 мая 1937 года было совершено 86 нападений только на советские суда. 14 декабря 1936 года сухогруз «Комсомол» был атакован тяжелым крейсером испанских мятежников «Канариас». Крейсер 35 залпами потопил беззащитный советский пароход. Заметим, что эта расправа проходила в нейтральных водах, а «Комсомол» перевозил марганцевую руду из порта Поти в бельгийский порт Гент. В августе и сентябре 1937 года неизвестная подводная лодка двумя торпедами отправила ко дну теплоходы «Тимирязев» и «Благоев»… Захвачены и силой уведены к мятежникам суда «Петровский», «Вторая пятилетка», «Союз водников» и «Смидович». Фалангисты продержали их экипажи в плену в течение трех лет.(Булатов В.Н. "Адмирал Кузнецов") *** В середине 1936 года Муссолини отдал приказ торпедировать все нейтральные корабли, которые перевозили грузы, предназначенные для республиканцев. При этом подводным лодкам запрещалось подниматься на поверхность и спасать тех, кто уцелел. Результаты этого преступного приказа оказались трагичными. Так, 30 августа 1937 года был потоплен советский пароход "Тимирязев", а 1 сентября - "Благоев". Но только после того как 31 августа "неизвестная" подводная лодка торпедировала английский эсминец "Хевок", была созвана конференция по борьбе с пиратством на Средиземном море. Она состоялась в Нионе (Швейцария). 10-14 сентября 1937 года и приняла решение уничтожать все подводные лодки, которые попытаются нападать на торговые суда. В результате подводное пиратство на Средиземном море сразу же прекратилось.(А. Колпакиди, Д. Прохоров - Все о внешней разведке) |
26 сентября 1937 год 26 сентября 1937 года - образование Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (Иркутская обл.) и Агинского Бурятского автономного округа (Читинская обл.). |
28 сентября 1937 год 28 сентября 1937 года Постановлением ЦИК СССР Западно-Сибирский край разделён на Алтайский край и Новосибирскую область. |
29 сентября 1937 год Бюджет рабочей семьи в 1937 г. | 29 сентября 1937 год Дирижабль «СССР-В6 Осоавиахим» - воздушный гигант эскадры им. В.И. Ленина... 29 сентября 1937 года начало рекордного по продолжительности полёта дирижабля СССР В-6 «Осоавиахим» объемом 19 тыс. куб.м с тремя двигателями мощностью по 177 квт (240 л.с.). Дирижабль, на борту которого находилось 16 членов экипажа, совершил беспосадочный перелет по кольцевому маршруту станция Долгопрудная (север Московской области; ныне город Долгопрудный) – Новгород – Белозерск – Горький (ныне Нижний Новгород) – Ростов – Брянск – Курск – Воронеж – Пенза – Долгопрудный, проведя в воздухе 130 часов 27 минут. Подробнее... |
2 октября 1937 год 2 октября 1937 года вышло постановление ЦИК СССР по повышению срока наказания за особо опасные государственные преступления - шпионаж, вредительство и диверсию - с 10 до 25 лет. |
4 октября 1937 год Дирижабль «СССР-В6 Осоавиахим» - воздушный гигант эскадры им. В.И. Ленина... 4 октября 1937 года советский дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим», стартовавший 29 сентября 1937 года, установил мировой рекорд по продолжительности беспосадочного полёта для данного типа судов - 130 часов 27 минут. При этом корабль преодолел расстояние в 4 800 км. Подробнее... |
23 октября 1937 год Героический арктический рейд ледокола «Георгий Седов»... 23 октября 1937 года начался героический 812-дневный арктический рейд советского ледокола «Георгий Седов». Поздней осенью 1937 года ледокол «Георгий Седов» после океанографических работ в море Лаптевых вместе с ледокольными пароходами «Садко» и «Малыгин» возвращался по Северному морскому пути в Архангельск. Путь им преградили многолетние льды, и пароходы оказались зажатыми во льдах западнее Новосибирских островов. Три вмерзшие в лед судна, палатки на льду образовали целый ледовый город. 23 октября 1937 года начался знаменитый дрейф, во время которого были выполнены важнейшие работы по изучению Арктики. С наступлением весны часть людей была вывезена на самолетах. Летом 1938 года ледокол «Ермак» пробился к дрейфующим пароходам и вывел изо льдов пароходы «Садко» и «Малыгин». На «Георгии Седове» во время зимних ледовых сжатий был поврежден руль, и он не мог следовать за «Ермаком» даже на буксире. Было принято решение превратить «Георгий Седов» в плавающую полярную станцию. 15 человек во главе с капитаном К.С. Бадигиным остались на ледоколе и в общей сложности 812 дней дрейфовали в приполюсном районе Северного Ледовитого океана. За это время был собран уникальный научный материал, проведены ценные океанографические, метеорологические, геофизические и биологические наблюдения. Экипаж провел ремонт рулевого устройства и подготовил судно к самостоятельному плаванию. В условиях арктической зимы к «Георгию Седову», находившемуся в Гренландском море после дрейфа через пролив между Шпицбергеном и Гренландией, пробился ледокол «И.Сталин» и 13 января 1940 года вывел его изо льдов. 29 января 1940 года судно прибыло в Мурманск. За героизм и мужество все участники дрейфа были удостоены звания Героев Советского Союза, а корабль награжден орденом Ленина. До 1967 года «Георгий Седов» был в строю. В 1967 году в строй вступил новый ледокол с тем же названием – «Георгий Седов». |
24 октября 1937 год Есть женский мировой рекорд дальности! 24 октября 1937 года летчицы В.Гризодубова и М.Раскова совершили на самолёте АИР-12 перелёт Москва-Актюбинск, преодолев 1445 км за 7 часов 26 минут. Тем самым был установлен женский мировой рекорд дальности беспосадочного перелёта для легких самолётов 1-й категории. |
25 октября 1937 год Первый в истории мировой авиации ночной таран! 25 октября 1937 года впервые в истории мировой авиации применён ночной таран, который был осуществлен в небе Испании советским летчиком Е.Н.Степановым, сбившим над Барселоной итальянский бомбардировщик. *** Е.Н. Степанов - один из 4-х советских лётчиков, которым удалось одержать ночные победы в небе Испании: в ночь с 24 на 25 Октября 1937 года в районе Барселоны уничтожил итальянский бомбардировщик SM-81 лейтенанта Эцио Маккани ( весь экипаж погиб ). Во время этой атаки ему пришлось таранить вражескую машину левой стойкой шасси своей "Чайки". Согласно официальной версии, взлетевший на своём И-15 командир 1-й эскадрильи "Чатос" Старший лейтенант Е. Н. Степанов ( его напарником был в этом вылете Илья Финн ), увидел вражеский бомбардировщик, освещённый луной, и пошёл в атаку. В ходе боя сначала был убит стрелок верхней турели. Тем временем, "Савойя" развернулась в сторону Барселоны, огни которой были уже хорошо видны, после чего Степанов пошёл на таран. Стараясь по возможности сохранить пропеллер и двигатель, он нанёс удар колёсами, который пришёлся по хвостовому оперению "Савойи". Потерявший стабилизатор бомбардировщик тут же рухнул вниз всего в нескольких километрах от города. Хотя И-15 получил повреждения, Степанов проверив управление и работу мотора, решил продолжать патрулирование и вскоре обнаружил ещё одну "Савойю". Несколько раз обстреляв бомбардировщик, он заставил его экипаж повернуть в сторону открытого моря, над волнами которого и окончательно добил бомбовоз, который взорвался. Только после этого наш пилот вернулся на аэродром Сабаделл, где благополучно посадил свой повреждённый истребитель. По отечественным документам Евгению Степанову была записана победа над протараненным бомбардировщиком, а Илье Финну - над вторым, который, загоревшись, упал в воду. |
2 ноября 1937 год Рубиновые звёзды Кремля 2 ноября 1937 года на пяти башнях Московского Кремля зажглись рубиновые звёзды. Уникальный заказ выполнялся на заводе "Автостекло" в Константиновке Донецкой области. Константиновка в СССР была родиной всех новых стекольных технологий. В 1946 году звезды были реставрированы... Во время войны некоторые стекла пострадали. Константиновские звезды над Кремлем сияли с 1937-го по 1946 год. Затем их заменили на новые, которые создавались уже в России. Завод союзного значения сегодня лежит в руинах. |
7 ноября 1937 год «Ленин в Октябре» 7 ноября 1937 года вышел на экраны кинофильм «Ленин в Октябре». |
26 ноября 1937 год |
27 ноября 1937 год Ворошилов о кавалерии... Наши кухонные мыслители-интеллигенты очень любят глумливо рассуждать о «тупых лошадниках» Ворошилове и Будённом, которые якобы препятствовали механизации Красной Армии, заботясь лишь о любимой кавалерии. Из выступления Ворошилова на Военном совете при наркоме обороны 27 ноября 1937 года: «Прямо должен об этом сказать, очень больно говорить, а нужно прямо сказать; кавалерия будет играть скромную роль на нашем западном театре, архискромную, а может быть, и вспомогательную, и третьестепенную роль»; «нужно забыть о том, что кавалерия всё смела, снесла». И «когда мы говорим, что кавалерию нужно подсократить, потому что её очень много, мы делаем правильно, надо её подсократить и увеличить другие рода войск...»{32}. И уже в 1938-м в СССР началось неуклонное сокращение численности кавалерии.____________ {32} Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. Ноябрь 1937 г. Документы и материалы. М., 2006. С. 315, 117. (И.Пыхалов) |
12 декабря 1937 год 12 декабря 1937 состоялись первые выборы в Верховный Совет СССР по новой (НАШЕЙ - НАРОДНОЙ!) Конституции. По поручению VIII съезда Советов Центральный Исполнительный Комитет СССР разработал и утвердил на основе новой Конституции Положение о выборах и установил сроки выборов Верховного Совета Союза ССР. Коммунистическая партия развернула большую подготовку к этим выборам. Партия пошла на выборы в союзе с беспартийными, выставив вместе с ними общие кандидатуры по избирательным округам. 7 декабря 1937 г. Центральный Комитет Коммунистической партии призвал всех избирателей страны отдать свои голоса за кандидатов блока коммунистов и беспартийных. Выборы в Верховный Совет состоялись 12 декабря 1937 г. Они прошли с громадным подъемом и превратились во всенародный праздник, торжество советского народа. Из 94,1 млн. избирателей приняли участие в выборах 91,1 млн. человек — 96,8%. За блок коммунистов и беспартийных проголосовало 98,6% всех принимавших участие в выборах. Всего было избрано 1143 депутата, в том числе 569 в Совет Союза и 574 в Совет Национальностей. Среди избранных депутатов были лучшие люди рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, представители 54 национальностей страны. Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран М. И. Калинин. *** "Сталинская Конституция воистину стала, как написал в своей брошюре т. А. Громов, «надгробным камнем на могиле диктатуры пролетариата»." Ну да, ну да... Понимаете ли господа-товарищи, верные продолжатели дела троцкого-хрущева-горбачева, ну не стыкуются ваша ложь с реальностью. По итогам первых всенародных выборов по новой Сталинской Конституции, которые состоялись 12 декабря 1937 г., в состав Верховного Совета вошли: рабочих – 247 чел. (45,2%) |
13 декабря 1937 год Нанкинская резня 13 декабря 1937 года японские войска овладели Нанкином — одним из крупнейших городов Китая. Так началась одна из наиболее трагических страниц в новейшей истории Китая — Нанкинская резня, которая длилась 6 недель и в результате которой было убито, по разным данным, от 150 до 300 тыс. человек. |
| Печать | |