1-й Интернационал возник в годы наивысшего расцвета домонополистического капитализма, в обстановке подъёма общедемократического и рабочего движения начала 60-х годов 19-го века. Он явился логичным продолжением распущенного в 1852 году союза коммунистов, который стал, в отличие от союза справедливых (организации немецких политэмигрантов), интернациональным по составу. Однако союз коммунистов объединял не только рабочих, но и многих мелкобуржуазных революционеров. В 1850 году произошел раскол в руководстве союза. Немецкая организация во главе с Шаппером стояла за организацию немедленной революции, но на ровном месте революцию организовать не удалось. Это вызвало раскол в ЦК союза и привело к тому, что на ячейки союза обрушились репрессии. Поэтому в 1852 году Маркс объявил об официальном роспуске союза.
Рабочее движение, между тем, на протяжении 5 лет оправилось от поражений 47-48 годов, и мировой экономический кризис 1857 года, резко ухудшивший положение пролетариата и крестьянства, послужил началом нового подъема международного рабочего движения. Развитие рабочего и общедемократического движения поставило вопрос о международной координации движения.
10 ноября 1863 г. английские рабочие направили французским рабочим обращение с призывом к международному объединению. «Для дела рабочих, – говорилось в обращении, – крайне необходимо братство народов… Поэтому наш лозунг – братство. Свяжемся тесно со всеми людьми, которые нуждаются в мире и свободе, в промышленном развитии и в человеческом счастье на всей Земле». Французские рабочие в своем ответе изъявили полную готовность к объединению.
28 сентября 1864 г. в Лондоне, в Сент-Мартинс-холле, был созван интернациональный митинг, чтобы заслушать ответ французских рабочих. На этом собрании присутствовали представители пролетариата Англии, Франции, Германии, Италии, Польши, Ирландии. Маркс был избран в состав президиума собрания в качестве представителя немецких рабочих. Митинг принял решение о создании Международного товарищества рабочих.
Интернационал был призван объединить рабочее движение разных стран.
1 ноября 1864 года комитетом, который был избран на митинге, был одобрен «учредительный манифест».
«Учредительный манифест» раскрывал эксплуататорскую сущность капитализма. Он отмечал положительный опыт рабочего движения, а именно завоевание английским рабочим классом закона о десятичасовом рабочем дне, рост рабочего кооперативного движения и рабочих производственных ассоциаций. В манифесте, вместе с тем, подчеркивалось, что кооперация сама по себе в условиях капиталистической системы не может принести трудящимся социального освобождения. Поэтому на повестку дня был поставлен вопрос о завоевании власти рабочим классом.
Международное товарищество рабочих строилось по принципу демократического централизма. Высшим органом являлся ежегодно созываемый конгресс. Он избирал из своего состава сроком на один год Центральный, или, как он стал именоваться позднее, Генеральный совет, который являлся верховным органом Интернационала в промежутках между конгрессами.
Генеральный совет выделял из своей среды секретарей-корреспондентов для связи с организациями Интернационала в отдельных странах. Местопребыванием Генерального совета был избран Лондон. Первичными организациями Интернационала являлись секции. Рабочие объединения, уже существовавшие ко времени основания Международного товарищества рабочих, входили в его состав на правах секций, но могли сохранить свои прежние наименования (тред-юнионов, обществ взаимопомощи, производственных и потребительских кооперативов, просветительных кружков, клубов и т. д.). Секции объединялись в областные и национальные федерации, руководимые федеральными и общенациональными советами.
В состав Временного Центрального совета Интернационала, избранного 28 сентября 1864 г. вошли представители рабочего класса Англии, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Польши.
Лондонская конференция Международного товарищества рабочих (25-29 сентября 1865 г.), в заседаниях которой участвовали руководители секций на континенте и члены Генерального совета, утвердила повестку предстоявшего конгресса. Вопреки противодействию французских и бельгийских прудонистов, Маркс добился включения в неё требования восстановления Польши на демократической основе, что создавало почву для совместных выступлений рабочих различных стран против реакционной внешней политики европейских правительств. Вопрос о Польше вызвал ожесточенную полемику по вопросу о национальном движении и его отношении с рабочим движением. Результатом стала статья Энгельса, где он обосновывал необходимость борьбы рабочего класса против национального угнетения.
Первый конгресс Интернационала, состоялся в Женеве 3—8 сентября 1866 г. В нём участвовали 60 человек, представлявших 25 секций и 11 рабочих обществ Великобритании, Франции, Швейцарии и Германии. Не имея возможности присутствовать на конгрессе, Маркс подготовил проекты резолюций.
Проекты легли в основу решений конгресса и нанесли серьезные удары по прудонизму. Среди основных решений были требования о законодательном ограничении рабочего дня 8 часами для всех рабочих, охране женского и детского труда, обязательном политехническом образовании, отмене постоянных армий.
Важнейшим оказался вопрос о профсоюзах — прудонисты отрицали их необходимость и были противниками забастовок. Однако конгресс принял решение о необходимости создания профсоюзов и о забастовке как их важнейшем оружии, также было принято решение о международной солидарности с бастующими — это решение определило многие стороны деятельности 1-го Интернационала.
Мировой экономический кризис 1866-1867 гг. вызвал волну стачек в Англии, Франции, Швейцарии, Бельгии и в других странах. Благодаря усилиям Генерального совета Интернационала и его организаций, на местах бастующим была оказана большая моральная, а также материальная поддержка, что в огромной степени подняло авторитет Интернационала в пролетарских массах и способствовало значительному росту его секций во многих странах.
В 1867 г. происходило самоопределение 1-го Интернационала по вопросам пацифизма. Борясь с развязыванием войн путем солидарности трудящихся, руководство интернационала во главе с Марксом и Энгельсом жестко критиковало представления буржуазных пацифистов: добиться мира путем создания соединенных штатов Европы, не отменяя капитализм.
Второй конгресс состоялся в Лозанне (Швейцария) 2—8 сентября 1867 г. На нём присутствовало более 60 делегатов, представлявших рабочих Швейцарии, Великобритании, Франции, Германии, Бельгии и Италии. Прудонисты пытались организационно захватить генеральный совет и требовали перевыборов и переноса штаба из Англии в Швейцарию, но конгресс их не поддержал. Однако прудонисты добились пересмотра решения о кооперативах и они были признаны важным инструментом для улучшения положения рабочих при капитализме.
Остальные решения подтверждали курс предыдущего конгресса. Также были приняты постановления о необходимости завоевания политических свобод как пролога к социальному освобождению.
Среди немецких, бельгийских и др. делегатов выявилась значительная группа сторонников коллективной собственности на землю, они потребовали обсуждения аграрного вопроса на следующем конгрессе. Также были поставлены вопросы о национализации транспорта и т.д., но рассмотрение перенесли на следующий конгресс.
В 1867-1868 гг. произошли крупные стачки бронзовщиков и портных Парижа, ткачей и прядильщиков Рубэ и Вьенны, углекопов Фюво, текстильщиков Амьена, рабочих различных профессий в других городах. Правительство Наполеона III усилило репрессии против сторонников Интернационала. Судебный процесс Интернационала в Париже (декабрь 1867-март 1868 г.) закончился тем, что парижская организация была запрещена, ее руководители приговорены к денежному штрафу. Но это не остановило развитие рабочего движения, а напротив радикализировало его. Но французская секция была ослаблена репрессиями.
В 1867-1868 гг. обострилась классовая борьба в Бельгии. В районе Шарлеруа произошла стачка углекопов, для подавления которой бельгийское правительство применило вооруженную силу и судебные репрессии. В значительной мере благодаря активным действиям бельгийской секции Интернационала, взявшей в свои руки защиту рабочих, углекопы Шарлеруа были, в конечном счете, оправданы судом. Результатом этих событий явился значительный рост секций Интернационала в Бельгии.
В Германии передовые рабочие все определеннее высказывались за поддержку принципов Интернационала. С этим не могли не считаться лассальянские руководители. На съезде лассальянцев в Гамбурге в конце августа 1868 г. была принята резолюция о готовности «действовать в согласии с Интернационалом». Нюрнбергский конгресс рабочих союзов, руководимых Августом Бебелем и Вильгельмом Либкнехтом, в сентябре 1868 г. безоговорочно присоединился к программе Интернационала. В рабочем движении Австро-Венгрии все более значительное распространение получали идеи классовой солидарности между трудящимися различных национальностей, населявших монархию Габсбургов.
Крупная победа, которую одержали в 1868 г. бастовавшие строительные рабочие Женевы, получившие помощь от рабочих других стран (при посредничестве Генерального совета), способствовала дальнейшему росту швейцарских секций Интернационала.
В Англии Генеральный совет Интернационала под руководством Маркса, выдвинув требование всеобщего избирательного права, сыграл большую роль в массовом движении английского пролетариата за реформу парламента.
С осени 1867 г., в связи с постановкой в Генеральном совете вопроса о поддержке национально-освободительного движения в Ирландии, обострилась борьба Маркса против реформизма и великодержавных тенденций тред-юнионистских лидеров (Дж. Оджера, Б. Лекрафта и др.).
Третий конгресс состоялся в Брюсселе 6—13 сентября 1868 г. В нём участвовало около 100 делегатов из Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Франции и Швейцарии. Подготовке конгресса, в которой Маркс принимал непосредственное участие, Генеральный совет в июле-августе посвятил ряд своих заседаний. Годовой отчёт Генерального совета и важнейшие проекты резолюций были составлены Марксом. Укрепление течения левого прудонизма, отражавшее общее полевение рабочих масс во Франции, сказалось на решениях конгресса. Многие французские и бельгийские делегаты поддерживали делегацию Генерального совета в её борьбе против группы правых прудонистов, возглавленных А. Толеном. Огромное значение имела резолюция об обобществлении земли, а также железных дорог, шахт, рудников, которая была принята после доклада, сделанного бельгийским социалистом С. де Папом по материалам, полученным от Маркса. Вопреки правым прудонистам была принята также сформулированная Марксом резолюция, гласившая, что внедрение машин влечёт за собой организацию коллективного труда и создаёт предпосылки для перехода к социалистической системе производства.
В резолюции о сельском хозяйстве говорилось, что «условия производства и применение научных достижений в агрономии требуют перехода к крупному земледельческому хозяйству и вместе с тем делают необходимым применение машин и коллективной организации труда в сельском хозяйстве и что вообще все современное экономическое развитие ведет к крупному сельскохозяйственному производству».
Правые прудонисты были подавлены и, в результате, оказались вытеснены из руководства французскими и бельгийскими секциями, на их место пришли левые прудонисты, поддерживавшие решения Брюссельского конгресса.
К этому времени наметилась тенденция к образованию на основе программы 1-го Интернационала первых самостоятельных партий рабочего класса в отдельных странах. В сентябре 1868 г. в Германии Нюрнбергский съезд Союза рабочих просветительских обществ, на котором было представлено 14 тыс. рабочих, заявил о своем присоединении к программе 1-го Интернационала. В августе 1869 г. на съезде в Эйзенахе была основана Социал-демократическая рабочая партия Германии.
Избавишись от правых прудонистов, 1-й Интернационал получил проблемы с Бакуниным. С середины 1860-х гг. отношения Маркса и Бакунина были восстановлены и достаточно дружественны. Маркс предложил Бакунину войти в Интернационал. Бакунин, имевший свою организацию «Альянс социалистической демократии», в 1869 г. её распустил, и вошел в Интернационал.
Четвертый конгресс Интернационала происходил в Базеле 6-11 сентября 1869 г. В его работе участвовало 78 делегатов от секций ряда стран, в том числе Англии, Франции, США. На Базельском конгрессе был завершен идейный разгром прудонизма. Вернувшись к вопросу о земельной собственности, конгресс подтвердил постановление Брюссельского конгресса. Кроме того, он, вопреки возражениям прудонистов, принял решение о повсеместном создании профсоюзов.
Основная полемика развернулась между Марксом и бакунистами. Вопрос об отмене права наследования был в центре полемики. Бакунин отстаивал запрет права наследования как быстрейший способ перехода от капитализма к социализму. Маркс, предполагавший, что землю необходимо полностью национализировать, предполагал, что вопрос о наследовании отпадет сам собой, а пока нечего пугать крестьян. Бакунин настаивал, что при использовании общественной земли могут сохраняться разные способы её обработки и для упорядочивания этих отношений необходим запрет наследования. Нашлись противоречия и по вопросу о власти, а конкретно — по вопросу диктатуры пролетариата, Бакунин критиковал это положение, предполагая, что диктатура выродится и начнет работать на поддержание себя.
Началась борьба между Бакуниным и Марксом, которая оказалась не только идеологической, но и организационной.
В начале 1870 г. в Женеве образовалась русская секция Интернационала, объединившая группу эмигрировавших в Швейцарию русских революционеров. Направляя Генеральному совету на утверждение программу и устав русской секции, ее основатели в письме к Марксу от 12 марта 1870 г., подписанном Н. Утиным, А. Трусовым, В. Нетовым (Бартеневым), просили Маркса быть представителем секции в Генеральном совете. Они сразу объявили о своем отмежевании от Бакунина и приверженности марксизму. Маркс стал представителем русской секции при генеральном совете и опирался на неё в борьбе с бакунистами.
Франко-прусская война 1870—1871 годов помешала созыву очередного, 5-го, конгресса Интернационала — первого, который должен был собраться в сентябре 1870 года в Майнце. В воззваниях от 23 июля и 9 сентября 1870 г., выпущенных от имени Генерального совета, Маркс проанализировал характер войны на её двух этапах. В соответствии с этим определялась и тактика европейского пролетариата в отношении войны. В документах Генерального совета буржуазному шовинизму противопоставлялись интернациональное единство рабочего класса, братство немецких и французских рабочих. Благодаря 1-му Интернационалу во время войны впервые в истории развернулись широкие антивоенные выступления рабочего класса различных стран.
Пример подлинного пролетарского интернационализма показала германская Социал-демократическая рабочая партия (эйзенахцы). В рейхстаге 21 июля 1870 Вильгельм Либкнехт (отец Карла Либкнехта) и А. Бебель отказались голосовать за военные кредиты. 5 сентября, наследующий день после крушения Второй империи во Франции, ЦК эйзенахской партии выпустил так называемый Брауншвейгский манифест, в котором требовал немедленного заключения с Французской республикой почётного мира без аннексий и контрибуций.
К моменту революции 18 марта 1871 года парижские секции были слишком слабы теоретически и организационно, чтобы возглавить французский рабочий класс, но члены 1-го Интернационала различных национальностей (Э. Варлен, Л. Франкель, Я. Домбровский, Е. Л. Дмитриева и др.) играли выдающуюся роль в Коммуне; многие из них пали на баррикадах. Огромную деятельность в поддержку Коммуны развернул Генеральный совет, разъясняя рабочим всех стран истинный смысл парижских событий, призывая их оказать коммунарам моральную и материальную помощь. Маркс поддерживал тесную связь с Коммуной, получал информацию, давал практические советы, касавшиеся экономической, политической и военной деятельности Коммуны. По поручению Генерального совета К. Маркс написал воззвание ко всем членам Товарищества в Европе и Соединённых Штатах — «Гражданская война во Франции», в котором вскрыл сущность Коммуны как первого в истории опыта диктатуры пролетариата, проанализировал её ошибки и причины поражения и дал глубокое теоретическое обобщение уроков Коммуны.
17—23 сентября 1871 г. состоялась Лондонская конференция делегатов 1-го Интернационала, работой которой руководили Маркс и Энгельс. Необходимо было сделать выводы из уроков Парижской Коммуны, закрепить эти выводы в программе, нанеся удар по сектантству и анархизму. В центре внимания стояли вопросы о политической борьбе пролетариата, о диктатуре пролетариата, о партии. Конференция приняла решение о необходимости создания в каждой стране самостоятельной политической партии пролетариата как решающего условия победы пролетарской революции, призвала секции усилить работу в профсоюзах, среди женщин, а также в сельских местностях.
В ответ на лондонские решения бакунисты на сепаратном конгрессе в Сонвилье (Швейцария) 12 ноября 1871 г. выпустили так называемый Сонвильерский циркуляр, в котором призывали упразднить Генеральный совет и провозгласить полную автономию секций. В ответ Маркс и Энгельс составили циркуляр, утвержденный Генеральным советом 5 марта 1872 г. и известный под названием «Мнимые расколы в Интернационале».
Пятый конгресс состоялся в Гааге 2—7 сентября 1872 г. при непосредственном участии Маркса и Энгельса. На нём развернулась ожесточённая борьба, в результате которой бакунистам был нанесён сокрушительный удар. Линию Маркса поддержали члены Генерального совета. Конгресс подтвердил решение Лондонской конференции «о политическом действии рабочего класса», в которой было сформулировано положение о необходимости организации политической партии рабочего класса как непременном условии для обеспечения победы социалистической революции и достижения ее конечной цели — построения бесклассового общества. Бакунин и его сторонник Дж. Гильом были исключены из Интернационала.
В связи с неблагоприятной обстановкой на континенте, где господствовала реакция, и угрозой, что английские реформисты и бланкисты смогут захватить руководство Генеральным советом, последний, по настоянию Маркса и Энгельса, был переведён в Нью-Йорк. Генеральный совет был полностью обновлен: основное ядро образовали руководители Североамериканской федерации — Ф. А. Зорге, Ф. Больте и др.
В ближайшие после Гаагского конгресса месяцы Маркс и Энгельс продолжали непосредственно заниматься делами Интернационала, выступая в качестве уполномоченных Генерального совета в Европе с пропагандой гаагских решений. По их инициативе нью-йоркский Генеральный совет объявил бакунистские и поддерживающие бакунистов организации, которые встали на путь саботажа гаагских решений и раскола Интернационала, вне рядов Товарищества. Организации, которые не подчинились решениям конгресса, основали свой интернационал, анархистский, который существовал до 1922 г.
Раскол плохо сказался на Интернационале, репрессии после поражения коммуны и так ослабляли секции, поэтому необходимо было отказаться от старой формы работы. Поэтому, просуществовав до 1876 г., Интернационал был распущен, и в Европейских странах начался процесс создания массовых рабочих партий в рамках национальных государств.
Источник |